Слайд 2§1. СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРВЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОМ ЦАРСТВЕ
Слайд 3
Традиционно к числу первых в истории человеческой цивилизации государств, сведения
о возникновении и развитии которых опираются не на абстрактно теоретические размышления, а носят конкретно исторический характер, являются государственные образования, появившиеся около 5-4 тысяч лет до новой эры в долине африканской реки Нил и в ближневосточном междуречье.
Слайд 4 Размышляя о специфике возникновения, становления и последующего развития государств этого региона,
следует обратить внимание на тот факт, что сами природно – географические условия их существования способствовали формированию строго централизованных систем управления государственным хозяйством и, как следствие, деспотических политических режимов.
Слайд 5 Причина в том, что в этой части Земли традиционно наблюдался жаркий
и сухой климат и ощущался большой дефицит необходимой для обеспечения жизнедеятельности людей воды. Ведение сельского хозяйства требовало объединения усилий большого количества людей для строительства и последующего поддержания в рабочем состоянии ирригационных сооружений: каналов, шлюзов, водохранилищ. Решить эту проблему силами одной семьи и даже рода не представлялось возможным и потребовалось создание системы общегосударственного ведения хозяйства.
Слайд 6 Именно так обстояли дела в долине Нила, где ещё в 5-4
тысячелетии до новой эры возникло около 40 маленьких государственных образований. В дальнейшем они были объединены в два относительно крупных самостоятельных царства – царства Верхнего и Нижнего Египта. А впоследствии эти царства, в свою очередь, на основе личной унии были объединены в единое Древнеегипетское царство.
Слайд 7Данная тенденция, то есть тенденция централизации государственного управления носила объективный характер и
отвечала интересам всего населения долины Нила.
Слайд 8Причина заключалась в очень большой зависимости всех людей, населяющих данный регион от
капризов этой великой реки. С одной стороны, малейшее снижение уровня воды в Ниле создавало дефицит влаги на полях, влекло за собой неурожай и, как следствие, голод. Противоположная тенденция, то есть повышение уровня воды в результате весеннего половодья, оказывалась не менее губительной и грозила разрушением всей инфраструктуры и сельскохозяйственных угодий.
Слайд 9 История донесла до нас интересную информацию об очень сложной даже по
современным меркам системе инженерных сооружений, которые регулировали уровень воды в реке, обеспечивали проведение оросительных мероприятий на полях и позволяли поддерживать связь между различными населёнными пунктами.
Слайд 10Не вызывает сомнений тот факт, что управление этой системой значительно отличалось от
примитивного управления хозяйством одного, пусть даже и очень крупного рода, в условиях ведения добывающего образа жизни. Оно требовало специальных теоретических знаний по управлению государственным хозяйством и умения применять их на практике.
Слайд 11 Не следует забывать и о том, что управлять таким хозяйством в
одиночку не представлялось возможным и потребовалось создать сложную, многоуровневую систему управленческих работников – профессионалов в области управления и обеспечить беспрекословное подчинение всех нижестоящих сотрудников вышестоящим. Что и было обеспечено в Древнеегипетском царстве.
Слайд 12 Таким образом, можно утверждать, что в отличие от первобытно – общинного
строя субъект управления в Древнеегипетском царстве имел значительно более высокий статус и оказывал очень серьёзное влияние на все стороны жизни общества. Этому, как уже отмечалось выше, способствовали объективные природно – географические условия существования данного социума.
Слайд 13 Вместе с тем, не менее важную роль играл и субъективный фактор,
то есть сознательная деятельность определённых субъектов, направленная на упрочение положения правящего субъекта, усиление его позиций в обществе и возможности влиять на все стороны жизни и деятельности объекта управления, то есть жителей страны.
Слайд 14 Главным из таких факторов стала религия. Уместно вспомнить, что в тот
период времени она играла очень большую роль в жизни общества. Не имея возможности понять и объяснить те или явления природы, люди сформировали представление о божественном происхождении общественно – политического порядка и политических, властных, управленческих и иных отношений.
Слайд 15Проще говоря, всё чтобы ни происходило на Земле, объяснялось волей тех или
иных богов. Нельзя забывать и о том, что в Древнем Египте культивировалось мнение о наличии большого количества богов, каждый из которых курирует какую - либо сферу на земле.
Слайд 16 Используя данное положение, жрецы, считавшиеся служителями богов, решили использовать его в
своих интересах. Они всячески способствовали распространению и утверждению мнения о том, что верховные правители (в условиях Древнего Египта – это фараоны) являются наместниками богов или выразителями их воли на Земле.
Слайд 17 Следовательно, любое сомнение в правомерности их властных полномочий и правильности, принимаемых
ими управленческих решений, означало противопоставление своей воли воле богов со всеми, вытекающими отсюда последствиями.
Слайд 18
Невольно возникает вопрос о том, какие свои кастовые интересы преследовали жрецы,
способствуя усилению неограниченной власти фараона. Ответ очевиден.
Слайд 19 Во – первых, помогая правящему субъекту выстраивать властную вертикаль, за собой
представители касты жрецов стремились закрепить роль духовных наставников в первую очередь самого монарха, а также нижестоящих правителей.
Слайд 20 Вторым, не менее важным аспектом является вопрос жертвоприношений, на который справедливо
обращают внимание отдельные исследователи. Дело в том, что в течение длительного времени жрецы, формируя у людей веру в богов и убеждая в необходимости поклонения им, выработали ритуал жертвоприношения, то есть задабривания того или иного бога с целью склонения его к оказанию помощи верующим.
Слайд 21 Примером может служить просьба, приостановить разрушительный паводок или, напротив, ниспослать дождь
в период засухи и т.д. При этом в жертву первоначально приносились люди. Кого конкретно следует «подарить» богам решали жрецы. В результате ни один человек не мог чувствовать себя в безопасности, так как выбор в любой момент мог пасть как на него самого, так и его близких.
Слайд 22 Информация о том, что можно изменить порядок и приносить в жертву
не людей, а деньги или другие материальные ценности была воспринята большинством населения с облегчением.
Слайд 23 Роль посредников, которым предоставлено право, собирать дать для последующей передачи богам
жрецы, естественно, оставили себе. В итоге, в храмах начали аккумулироваться большие денежные средства, часть которых использовалась по прямому предназначению, то есть для проведения религиозных мероприятий, однако значительные средства оставалась в распоряжении священнослужителей.
Слайд 24 Эти деньги стали использоваться для кредитования в первую очередь самих фараонов,
а также и других представителей власти. Всё это ещё более усиливало зависимость субъекта государственного управления от касты жрецов и позволяло им ещё больше укрепить своё положение в обществе и влиять на власть.
Слайд 25 Не стоит забывать и о таком побочном явлении рассмотренного выше процесса
как появление письменности, которая выступила инструментом учёта собираемой дани.
Слайд 26
§2. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ В ДРЕВНЕМ ВАВИЛОНЕ
Слайд 27 Дальнейшее развитие управленческой мысли в доантичный период человеческой истории связано с
деятельностью Вавилонского правителя Хаммурапи, который жил в период с 1792 по 1750 годы до новой эры.
Слайд 28
Заслуга этого правителя, оставившего очень заметный след в истории мировой
цивилизации, заключается в том, что он создал эффективную систему государственного управления, которая существенно отличалась от предыдущих систем.
Слайд 29
Для того, чтобы понять сущность этих отличий необходимо во –
первых, вернуться к положению о божественной природе власти монарха.
Слайд 30
Формально Хаммурапи не только не отрицал этого факта, но и,
напротив, даже в своём известном кодексе законов декларировал своё особое положение, утверждая следующее: «Я, Хаммурапи, пастырь, названный Энлилем (бог Земли), скопивший богатство и изобилие …царственный потомок, которого создал бог Син (бог Луны, сын бога Энлиля) …любимый брат бога Забавы (бог шумерского города Тир)».
Слайд 31 Вместе с тем, именно Хаммурапи сделал попытку придать своему правлению светский,
а не религиозный характер.
Слайд 32
Второе, на что следует обратить внимание, это тот самый, вошедший
в историю мировой цивилизации, свод законов Хаммурапи, содержащий 285 законов и регламентирующий, таким образом, многие стороны жизни и деятельности его подданных.
Слайд 33
Чтобы понять исторический смысл данного документа необходимо вспомнить о том,
что в тот период времени власть правителей была неограниченной и все решения они принимали единолично, опираясь на своё собственное субъективное мнение.
Слайд 34
Хаммурапи первым сделал попытку отойти от этой традиции и, приняв
данный кодекс, оставить себе лишь только роль организатора совместной жизни и деятельности людей и арбитра при решении возникающих между ними спорных вопросов. Фактически речь шла о так называемом «самоограничении власти» субъекта управления и готовности подчинить самого себя определённым правилам.
Слайд 35 В процессе дальнейшей деятельности, сам правитель проповедовал новый стиль лидерского поведения,
основанный не на подавлении своих подданных, а на стремлении опекать и заботиться о них.
Слайд 36
Разговор об управлении в государствах древнего мира был бы неполным,
если бы мы обошли вниманием деятельность ещё одного вавилонского правителя – Навуходоноссора – 2 (605 – 562 годы до н.э.).
Слайд 37 Этот царь вошёл в историю как выдающийся строитель и организатор производства.
Он был автором проекта строительства знаменитой Вавилонской башни, построил храм богу Мардуку, ряд известных башен, ввёл множество прогрессивных начинаний на текстильных фабриках.
Слайд 38 Всё это даёт основания охарактеризовать этап его правления как производственно –
строительный.