Стиль модерн в искусстве начала XX века

Содержание

Слайд 3

Изначально модерн задумывался, как стиль для богатых частных усадеб, особняков и вилл.

Изначально модерн задумывался, как стиль для богатых частных усадеб, особняков и вилл.
Однако наряду с упрощением использовавшихся в раннем модерне приемов, его все чаще применяли при строительстве общественных зданий и доходных домов. Но и столетие назад, и сегодня русский модерн — признак роскоши и достатка.

Слайд 4

Это направление характеризуется свободным варьированием древнерусскими приемами архитектуры, тесно сплетенными с европейскими чертами

Это направление характеризуется свободным варьированием древнерусскими приемами архитектуры, тесно сплетенными с европейскими
модерна. Среди русских архитекторов, выделяется Иван Ропет. В конце 19-го века его приглашает в свою усадьбу Савва Мамонтов.

Здесь Ропет строит баню-теремок — здание в один этаж с мезонином, резным крыльцом, четырехскатной кровлей, покрытой суриком и раскрашенной «в шашечку».

Слайд 5

За свою практическую деятельность архитектор создал немало незаурядных сооружений. Чаще всего это были

За свою практическую деятельность архитектор создал немало незаурядных сооружений. Чаще всего это
образцы «теремов» с русскими декоративными узорами, стрельчатыми окнами и деревянными башенками, резными наличниками — интерпретация русских национальных мотивов

Усадьба Сазонова в Осташево (Чухломской район Костромской области)

Слайд 6

«Теремок» из Фленово, авторство принадлежит известному «сказочнику» Малютину. Главное украшение — окно с богатой деревянной

«Теремок» из Фленово, авторство принадлежит известному «сказочнику» Малютину. Главное украшение — окно
резьбой по мотивам былин.

Слайд 7

«Русский терем» можно создать, применяя кирпичную кладку. Здание может быть в один или

«Русский терем» можно создать, применяя кирпичную кладку. Здание может быть в один
несколько этажей, с треугольными фронтонами и зубчиками по фасаду, со шлемовидными башенками, как у церквей. Отлично сочетаются различные материалы, органично вписываются в стиль узорные фрагменты — майоликовые вставки, большие панно с растительным орнаментом.

Слайд 8

Изразцовый узорчатый фриз.

Изразцовый узорчатый фриз.

Слайд 9

Образец нарядного русского деревянного модерна 21-го века. Пластичный орнамент деревянных элементов, тщательно

Образец нарядного русского деревянного модерна 21-го века. Пластичный орнамент деревянных элементов, тщательно
и со вкусом подобранные цвета и фактуры, выполненные вручную изделия — эффектно и необычно.

Слайд 10

А. Н. Бенуа
Л. С. Бакст М. В. Добужинский Е. Е. Лансере А. П. Остроумова-Лебедева  К. А.

А. Н. Бенуа Л. С. Бакст М. В. Добужинский Е. Е. Лансере
Сомов  И. Я. Билибин А. Я. Головин  

Художники русского модерна

И. Э. Грабарь К. А. Коровин Б. М. Кустодиев Н. К. Рерих В. А. Серов М. А. Врубель И. И. Левитан М. В. Нестеров
В.М.Васнецов

Слайд 11

В русском искусстве  одним из самых ярких представителей романтики периода Модерна был

В русском искусстве одним из самых ярких представителей романтики периода Модерна был
Михаил Александрович Врубель (1856-1910) .

Гениально одаренный художник польского происхождения (польск. wrobel - воробей). Как подлинный романтик он ощущал прошлое живым настоящим. По воспоминаниям соучеников, Врубель слыл «чужаком» в классах петербургской Академии художеств и по-настоящему учился у любимых им мастеров Византии, иконописцев итало-критской школы и мозаичистов собора Сан Марко в Венеции. Врубель любил заходить в ломбард и любоваться игрой драгоценных камней, пересыпая их из одной ладони в другую...

«Его искусство - одно из лучших выражений той влюбленности в странное, которая охватила людей в конце XIX века». В творчестве Врубеля соединяются экспрессия, фантастика, магия формы, эстетизм, любовь к сказочным сюжетам.
Свою жену, певицу Н. И. Забелу, художник изобразил в образе царевны Волховы из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко» (словенск. volhva - нимфа р. Волхов).

Слайд 12

М. А. Врубель
Богоматерь с Младенцем. 1884-85 гг.

Ещё во время учёбы в Академии

М. А. Врубель Богоматерь с Младенцем. 1884-85 гг. Ещё во время учёбы
художеств Врубель по приглашению А. Прахова, известного искусствоведа того времени, участвовал в реставрационных работах в храмах Киева. Врубель выполнил для Кирилловской церкви несколько композиций взамен утраченных, написал икону "Богоматерь с Младенцем" и предложил комиссии эскизы росписей Владимирского собора. Эскизы эти комиссией были отвергнуты по причине несоответствия их византийской традиции - Врубель модернизировал их, наполнив трагическим психологизмом, свойственным концу XIX века. Тем не менее, работы эти оказали большое влияние на становление Врубеля, как художника.

Слайд 13

Сказочная живопись жемчужных и радужных, опаловых красок, по словам художника, возникла под

Сказочная живопись жемчужных и радужных, опаловых красок, по словам художника, возникла под
влиянием музыки, в которой он «слышал море» и «видел фантастические тона».

Жемчужина

Слайд 14

Пан

Богатырь

Пан Богатырь

Слайд 15

Своеобразие врубелевской живописной манеры заключается в бесконечном дроблении формы на грани, как

Своеобразие врубелевской живописной манеры заключается в бесконечном дроблении формы на грани, как
бы окрашенные изнутри светом и цветом, наподобие кристаллов или фантастических каменных цветов. Своего «Демона» Врубель изобразил среди таких фантастических растений-кристаллов. Картина создает ощущение мозаичного полотна или витража .

Слайд 16

Он создал множество рисунков, эскизов и написал три огромные картины на эту

Он создал множество рисунков, эскизов и написал три огромные картины на эту
тему - Демон сидящий, Демон летящий и Демон поверженный. Последнюю из них он продолжал "улучшать" даже тогда, когда она уже была выставлена в галерее, тем самым изумляя и пугая публику. К этому времени относится ухудшение физического и психического состояния художника, что только подлило масла в огонь и укрепило уже возникшую легенду о мастере, продавшем душу дьяволу. Но, как говорил сам Врубель, Демона не понимают - путают с чертом и дьяволом, тогда как "черт" по-гречески значит просто "рогатый", дьявол - "клеветник", а "Демон" значит "душа" и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе".

Слайд 17

Закономерно обращение М. Врубеля, как и многих других мастеров Модерна, к керамике.

Закономерно обращение М. Врубеля, как и многих других мастеров Модерна, к керамике.
Композицию «Принцесса Грёза» художнику удалось реализовать в майоликовом панно на фасаде одного из лучших зданий московского Модерна - гостиницы «Метрополь» (проект архитектора В. Валькота; 1898-1903;)

Слайд 18

О своей картине «Сирень» (1900) художник сказал, что не хотел бы видеть

О своей картине «Сирень» (1900) художник сказал, что не хотел бы видеть
ее в музее, потому что «музей - это покойницкая», а желал бы видеть ее «вделанной в стену в жилом доме, чтобы она совершенно слилась со стеной».

Слайд 19

Виктор Михайлович Васнецов родился 3 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской

Виктор Михайлович Васнецов родился 3 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской
губернии. Его отец был сельским священником, семья была большая. Достаток семьи был небольшой, но отец старался дать детям хорошее образование. Не случайно первые картины юного художника были посвящены сценам из крестьянской жизни.

 Во время учебы в Академии художеств он знакомится с Репиным, Куинджи, Поленовым, Суриковым. Дружеские отношения с этими людьми оказали влияние на развитие художника.

«Чаепитие в
трактире»

Слайд 20

В 1878 году Васнецов переезжает в Москву. Это событие знаменует новый этап

В 1878 году Васнецов переезжает в Москву. Это событие знаменует новый этап
в творческом развитии художника. В это время он обращается к сюжетам русской истории и культуры.

«Три царевны подземного царства»

Первой работой в этом ряду стала картина «После побоища Игоря Святославича с половцами». Затем появились картины «Три царевны подземного царства», «Аленушка».

«После побоища Игоря Святославича с половцами»

Слайд 21

С 1885 года Васнецов участвует в росписи Владимирского собора в Киеве. В

С 1885 года Васнецов участвует в росписи Владимирского собора в Киеве. В
течение десяти лет продолжалась эта кропотливая работа. Росписи собора принесли художнику большую славу. В этот же период были созданы знаменитые картины «Иван-Царевич на Сером Волке» и «Богатыри». Впоследствии Васнецова многократно приглашали для росписи других храмов.

Слайд 22

В чудесном небе своего детства изобразил Васнецов парящий как сказочная птица ковер-самолет.

В чудесном небе своего детства изобразил Васнецов парящий как сказочная птица ковер-самолет.
Герой - победитель в нарядном одеянии гордо стоит на ковре, держа за золотое кольцо клетку с добытой Жар-птицей, от которой идет неземное сияние. Все исполнено в ярких тонах и говорит о блестящих декоративных способностях молодого художника. Васнецов предстал здесь и как мастер тонкого пейзажа-настроения. Земля отходит ко сну. В реке отражаются прибрежные кусты и эти отражения, и туман, и легкий свет месяца навевают лирические чувства.

Слайд 23

Гусляры – не случайные герои картины. На гуслях играли многие герои былин

Гусляры – не случайные герои картины. На гуслях играли многие герои былин
и сказаний – богатыри Алеша Попович и Добрыня Никитич, Садко и Баян – автор «Слова о полку Игоревом». Музыкальные инструменты помогали им совершать подвиги, ведь согласно легенде, настроенные по-особому, гусли влияли на человеческие чувства, вызывая смех и слезы, гипнотизировали и навевали сны. Всегда на Руси люди, владеющие игрой на этом музыкальном инструменте, пользовались большим уважением и почетом, были желанными гостями в каждом доме.

«Гусляры»

Слайд 24

Архитектурные эскизы Васнецова крайне любопытны . Художник изображает былинную Русскую архитектуру ,как

Архитектурные эскизы Васнецова крайне любопытны . Художник изображает былинную Русскую архитектуру ,как
сложное сооружение с большим количеством взаимопересекающих и взаимопроникающих объемов .
Такой подход к планировке сооружений прежде всего  характерен для Модерна.  

Слайд 25

В своих произведениях Васнецов уделял огромное внимание декорированию, тщательно выписывая мелкие узорчатые

В своих произведениях Васнецов уделял огромное внимание декорированию, тщательно выписывая мелкие узорчатые
рисунки на одежде своих героев и подчеркивая в деталях красоту растительного и животного мира . Такое внимание к мелочам и чувство настроения природы предвосхитило основу декорирования произведений прикладного искусства в стиле Модерн, одной из основных черт которого является способность посредством точно подобранных линий и образов создать необходимое художнику настроение .

Слайд 26

В. М. Васнецов. Крещение Руси. 1890 г.

Вершиной творчества Васнецова можно назвать росписи

В. М. Васнецов. Крещение Руси. 1890 г. Вершиной творчества Васнецова можно назвать
киевского Свято-Владимирского собора, в них художник в какой-то степени обновил византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало и особый «русский» психологизм.
В основе всех сюжетов росписей собора было положено осмысление религиозной истории России, как наследницы Византии, и места России в мировой культуре и истории.
Фреска «Крещение Руси» стало одной из центральных композиций Свято-Владимирского собора над входом на хоры. Сюжетом самой фрески Васнецов избрал момент крещения киевлян в водах Днепра. В композиции фрески художник совмещает торжественность и некоторую пафосность, соответствующие изображённому моменту, с ярко выраженным индивидуализированным центральным образом князя Владимира Святославовича, внося романтическое начало в канонический сюжет.

Слайд 27

В. М. Васнецов. Бог Саваоф.
Фреска Свято-Владимирского собора. 1885-1896 гг.

В. М. Васнецов. Бог Саваоф. Фреска Свято-Владимирского собора. 1885-1896 гг.

Слайд 28

Со временем импрессионистическая манера Серова становится более сдержанной, приближаясь к одноцветной живописи

Со временем импрессионистическая манера Серова становится более сдержанной, приближаясь к одноцветной живописи
и приобретая черты нового стиля модерн, наиболее ярко проявившихся в таких работах, как «Портрет Иды Рубинштейн» и «Похищение Европы».
Картина «Похищение Европы» решена Серовым в манере монументального декоративного панно. Сюжетом художнику послужил древнегреческий миф о похищении обернувшимся быком Зевсом Европы, дочери царя Агенора.

Серов модернист

"Портрет Г.Л.Гиршман. 

Слайд 29

Похищение Европы II, 1910

Композиция полотна с высоким горизонтом построена Серовым на ритмичном

Похищение Европы II, 1910 Композиция полотна с высоким горизонтом построена Серовым на
диагональном движении форм. Активное движение плывущего быка останавливается поворотом его головы, равновесием двух волн, между которыми в центре оказываются головы Европы и Зевса. Условно написанные волны создают ощущение мерного движения, фигуры дельфинов повторяют движение волн и плывущего Зевса, усиливая динамику всей композиции.

Колористическое решение картины построено на гармонии синего и оранжевого цвета: ярко-рыжее пятно фигуры быка на сине-фиолетовом море смотрится красиво и выразительно. Разбросанные по поверхности воды густые «пятна» синего цвета, изображающие водную рябь, передают движение волн и организуют картинную плоскость, как и чёткие контуры всех фигур.

Слайд 31

Вершиной стиля модерн в творчестве Серова стал портрет Иды Рубинштейн, знаменитой танцовщицы

Вершиной стиля модерн в творчестве Серова стал портрет Иды Рубинштейн, знаменитой танцовщицы
и актрисы того времени. В этом портрете Серов не стремился воссоздать её реальный образ, главной задачей художника здесь стала стилизация натуры и передача сложности характера модели. Сохраняя конкретные индивидуальные черты модели, её внешний облик, характер, пластику, Серов соединяет в композиции реальное и условное, что являлось отличительными стилистическими особенностями модерна.
Серов изобразил Иду Рубинштейн на портрете вызывающей, великолепной, но, одновременно, облик актрисы тонок и лиричен. Художник воспроизводит фигуру модели в сложном повороте гнутыми линиями, предельно заостряя ее контур.

Слайд 32

Сама композиция, отвечающая требованиям модерна, не выявляет пространство, в котором изображена актриса,

Сама композиция, отвечающая требованиям модерна, не выявляет пространство, в котором изображена актриса,
фон портрета плоский и условный, что создаёт ощущение, что Ида Рубинштейн не сидит, а распластана, прижата к стене.
При первом же показе на Международной художественной выставке в Риме в 1911-м году картина произвела скандальное впечатление: публику шокировало и то, что знаменитая танцовщица, которую принимали в обществе, позировала обнаженной, и то, что Серов использовал совершенно новые композиционные и живописные приёмы, отличающие стиль модерн.

Слайд 33

Портрет А.К. Бенуа, 1908г.

Петр I

Портрет А.К. Бенуа, 1908г. Петр I

Слайд 34

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор, один из авторов

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор, один из
современного образа книги. Представитель русского модерна.
В 1893 Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели окрестностей Петербурга. В 1897-1898 он пишет акварелью и гуашью серию пейзажных картин Версальских парков, воссоздав в них дух и атмосферу старины.

А. Н. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил.

Прогулка короля

Слайд 35

Прогулка короля

Прогулка короля

Слайд 36

Свадебная прогулка

Свадебная прогулка

Слайд 37

Неоднократные поездки в Италию и Францию и копирование там художественных сокровищ, изучение

Неоднократные поездки в Италию и Францию и копирование там художественных сокровищ, изучение
сочинений Сен-Симона, литературы Запада XVII-XIX вв., интерес к старинной гравюре - явились фундаментом его художественного образования. В 1893 Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели окрестностей Петербурга. В 1897-1898 он пишет акварелью и гуашью серию пейзажных картин Версальских парков, воссоздав в них дух и атмосферу старины.

К концу 19 началу 20 века Бенуа снова возвращается к пейзажам Петергофа, Ораниенбаума, Павловска. Он прославляет красоту и величие архитектуры XVIII в. Природа интересует художника главным образом в ее связи с историей. Обладая педагогическим даром и эрудицией, он в конце XIX в. организовал объединение "Мир искусства", став его теоретиком и вдохновителем. Много работал в книжной графике. Часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь".

Слайд 42

Парад при Павле I

Парад при Павле I

Слайд 43

Петергоф. Главный фонтан

Петергоф. Главный фонтан

Слайд 44

Петергоф. Львиный каскад и колоннада

Петергоф. Нижний фонтан

Петергоф. Львиный каскад и колоннада Петергоф. Нижний фонтан

Слайд 47

Версаль

Версаль

Слайд 48

В начале XX в. Бенуа иллюстрирует произведения Пушкина А.С. Выступает как критик

В начале XX в. Бенуа иллюстрирует произведения Пушкина А.С. Выступает как критик
и историк искусства. В 1910-х в центр интересов художника попадают люди. Такова его картина "Петр I на прогулке в Летнем саду", где в многофигурной сцене воссоздается облик минувшей жизни, увиденной глазами современника.

В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Две темы неизменно пользовались его вниманием: "Петербург XVIII - начала XIX в." и "Франция Людовика XIV". К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях - в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля.

Слайд 49

Медный всадник

Медный всадник

Слайд 53

Бретонские танцы

Бретонские танцы

Слайд 54

В эти же годы принимает участие в оформлении "Русских сезонов", организованных Дягилевым

В эти же годы принимает участие в оформлении "Русских сезонов", организованных Дягилевым
С.П. в Париже, которые включали в свою программу не только оперные и балетные постановки, но и симфонические концерты.
Бенуа оформил оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. 

Слайд 55

Бакст Лев Самойлович (подлинное имя Розенберг Лейб-Хаим Израилевич), русский художник, один из

Бакст Лев Самойлович (подлинное имя Розенберг Лейб-Хаим Израилевич), русский художник, один из
лидеров искусства модерна, выдающийся мастер-оформитель балетных спектаклей. 

Слайд 56

Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя — Нос

Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя — Нос

Слайд 57

Портрет Андрея Белого

Портрет Зинаиды Гиппиус

Портрет Андрея Белого Портрет Зинаиды Гиппиус

Слайд 58

Портрет Сергея Дягилева с няней

Ужин

Портрет Сергея Дягилева с няней Ужин

Слайд 59

Афиша-реклама изданий в пользу Общины святой Евгении

Афиша-реклама изданий в пользу Общины святой Евгении

Слайд 68

Эскиз к балету "Садко"

Эскиз к балету "Садко"

Слайд 69

Эллизиум. 1906

Эллизиум. 1906

Слайд 71

Костюм Леона Бакста
для балета "Нарцисс", 1911.

Костюм Леона Бакста
для балета "Нарцисс",

Костюм Леона Бакста для балета "Нарцисс", 1911. Костюм Леона Бакста для балета "Нарцисс", 1911.
1911.

Слайд 72

Эскиз костюма Леона Бакста
для балета "Синий Бог" , 1912.

Тамара Карсавина,
балет

Эскиз костюма Леона Бакста для балета "Синий Бог" , 1912. Тамара Карсавина, балет "Синий Бог", 1910-е.
"Синий Бог", 1910-е.

Слайд 73

Костюм Леона Бакста
для балета "Синий Бог" , 1912

Портрет Вацлава Нижинского
для

Костюм Леона Бакста для балета "Синий Бог" , 1912 Портрет Вацлава Нижинского
балета "Синий Бог", 1911

Слайд 75

Костюм Леона Бакста
для Шехерезады, 1910

Костюм Леона Бакста для Шехерезады, 1910

Слайд 76

«Русские Балеты», "Шехерезада". Афиша.

Ида Рубинштейн и Вацлава Нижинского, Шехерезада, 1910.

«Русские Балеты», "Шехерезада". Афиша. Ида Рубинштейн и Вацлава Нижинского, Шехерезада, 1910.

Слайд 79

1. Как зовут живописца, театрального художника и иллюстратора, которого считают одним из

1. Как зовут живописца, театрального художника и иллюстратора, которого считают одним из
известных представителей стиля «модерн»?

Дополнительные вопросы:

Имя файла: Стиль-модерн-в-искусстве-начала-XX-века.pptx
Количество просмотров: 78
Количество скачиваний: 0