Успенский кафедральный собор (Смоленск)

Содержание

Слайд 2

АННОТАЦИЯ

Собор Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы — кафедральный собор Смоленской митрополии Русской православной церкви.

АННОТАЦИЯ Собор Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы — кафедральный собор Смоленской митрополии Русской православной
Находится в центральной части города Смоленска на Соборной горе. Возведён на рубеже XVII и XVIII веков в память о героической обороне Смоленска 1609—1611 годов на месте одноимённого собора XII века. Главный престол освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Внутри сохранились иконостас и убранство в стиле киевского барокко.

Слайд 3

СОДЕРЖАНИЕ

1) Основание собора
2) Достройка собора князем Ростиславом
3) Уничтожение
4) История существующего здания

СОДЕРЖАНИЕ 1) Основание собора 2) Достройка собора князем Ростиславом 3) Уничтожение 4) История существующего здания

Слайд 4

ОСНОВАНИЕ СОБОРА

Первоначальный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы был основан Владимиром Мономахом

ОСНОВАНИЕ СОБОРА Первоначальный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы был основан Владимиром
в 1101 году. Получив в своё владение смоленскую и суздальскую земли, Владимир Мономах одновременно начал строительство соборов Успения Пресвятой Богородицы в Смоленске и Суздале.

Слайд 5

Точно так же, как собор Успения Пресвятой Богородицы в Суздале положил начало

Точно так же, как собор Успения Пресвятой Богородицы в Суздале положил начало
каменному строительству на северо-востоке Руси, каменный собор, заложенный Владимиром Мономахом в Смоленске, почти полвека оставался единственным каменным храмом города, чем было ознаменовано начало монументального зодчества Смоленского княжества.

Слайд 6

В Успенский собор Смоленска Владимир Мономах перевёз из Чернигова икону Богородицы Одигитрии,

В Успенский собор Смоленска Владимир Мономах перевёз из Чернигова икону Богородицы Одигитрии,
доставшуюся ему по наследству от его матери. В связи с этим икона получила наименование Смоленской иконы Божией Матери.
Существует предположение, что эти соборы были построены зодчими из другого княжества Владимира Мономаха — Переяславля-Русского, где ранее епископом Ефремом уже было осуществлено строительство целого ряда каменных монументальных построек.

Слайд 7

ДОСТРОЙКА СОБОРА КНЯЗЕМ РОСТИСЛАВОМ

Получение Успенским собором кафедры является событием, подтверждающим завершённость его

ДОСТРОЙКА СОБОРА КНЯЗЕМ РОСТИСЛАВОМ Получение Успенским собором кафедры является событием, подтверждающим завершённость
строительства. Тем не менее, в правление смоленского князя Ростислава Мстиславича была проведена значительная достройка первоначального собора, заложенного Мономахом, о чём говорят летописные свидетельства.

Слайд 8

Однако, формулировка статьи за 673 год о смерти Ростислава, приведённая в Супрасльской

Однако, формулировка статьи за 673 год о смерти Ростислава, приведённая в Супрасльской
летописи — «святую Богородицу строил в Смоленьсце» — породила среди некоторых исследователей ошибочное предположение касаемо того, что слово «строил» следует понимать в значении «благоустраивал», «окружал заботами», а не, собственно, «строил».

Слайд 9

УНИЧТОЖЕНИЕ

В 1611 году после почти двулетней обороны Смоленска от войск Речи Посполитой

УНИЧТОЖЕНИЕ В 1611 году после почти двулетней обороны Смоленска от войск Речи
последние его защитники взорвали запасы взрывчатки, хранившейся в погребах вблизи соборного холма, в результате чего рухнула и часть собора, похоронив с собой много женщин и детей, которых уже убивали ворвавшиеся захватчики.

Слайд 10

ИСТОРИЯ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ЗДАНИЯ

После возвращения Смоленска в состав Русского государства старое здание было

ИСТОРИЯ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ЗДАНИЯ После возвращения Смоленска в состав Русского государства старое здание
разобрано в 1674—1675 годах. В 1677 году начато сооружение нового здания собора под наблюдением зодчего Алексея Королькова. Архитектор увеличил его размеры и допустил отступления от проекта, в результате высокие апсиды отошли от основного объёма.

Слайд 11

Приостановленные в 1679 работы возобновились лишь в 1732 году. Через 8 лет

Приостановленные в 1679 работы возобновились лишь в 1732 году. Через 8 лет
было завершено строительство храма, увенчанного семью куполами синего цвета с золотыми звездами. Тогда же артель украинских резчиков (С. Трусицкий с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым) выполнила пятиярусный иконостас. Впоследствии иконы не раз поновлялись. В 1740-е гг. храм был расписан в стиле барокко.