Виртуальный портрет Князь Владимир: От Перуна к кресту

Содержание

Слайд 2

Владимир I - великий князь Киевский, креститель Руси. Составной частью его образ

Владимир I - великий князь Киевский, креститель Руси. Составной частью его образ
вошел в былинного «Владимира Красно солнышко», в народное представление об идеальном государе.

Слайд 3

 

В истории каждого народа есть такой правитель, которого народ почитает как своего просветителя

В истории каждого народа есть такой правитель, которого народ почитает как своего
и устроителя своей духовной бытности. В русской истории таким человеком по праву считается Владимир I Святой (960-1015 гг.). Герой былин и сказаний, он вышел из зари российской истории язычником, просияв христианским просветителем Русской Земли.

Слайд 4

Сын князя Святослава — Владимир появился на свет около 960 г. (точная дата нам не известна).

Сын князя Святослава — Владимир появился на свет около 960 г. (точная
Первоначально отец пожаловал Владимиру Новгород — согласно летописям, уже в 970 г.

Слайд 5

Владимир был новгородским князем, когда от рук печенегов погиб его отец князь Святослав

Владимир был новгородским князем, когда от рук печенегов погиб его отец князь
(972). Началась усобица между двумя старшими сыновьями — Ярополком и Олегом, в результате которой последний погиб. Воевода Добрыня, дядя Владимира по матери, посоветовал юному княжичу бежать к варягам, так как Ярополк стремился избавиться от всех конкурентов в борьбе за единовластие. В 978 г. князь Владимир вернулся с варяжским войском и сверг брата, превратившись в полновластного правителя.

Слайд 6

Заботясь о целостности страны и желая упорядочить сферу религиозной жизни своих подданных, Владимир в 983 г.

Заботясь о целостности страны и желая упорядочить сферу религиозной жизни своих подданных,
создал в Киеве пантеон важнейших славянских богов. Однако подобное нововведение не давало результатов, так вновь присоединенные племена (вятичи, например) продолжали поклонятся своим местным богам. Владимир начинает склоняться к принятию новой веры.

Слайд 7

Жители Киевской Руси были знакомы с христианством, иудейством и мусульманством. 

Жители Киевской Руси были знакомы с христианством, иудейством и мусульманством.

Слайд 8

 Наиболее активно отношения развивались с христианским миром — Западной Европой и Византией. Именно поэтому, после

Наиболее активно отношения развивались с христианским миром — Западной Европой и Византией.
удачного похода на Херсонес в 988 г. князь принимает христианство и женится на византийской царевне Анне. 

Слайд 9

По преданию, после взятия Херсонеса Владимир потерял зрение, которое вернулось к князю после обряда

По преданию, после взятия Херсонеса Владимир потерял зрение, которое вернулось к князю после обряда крещения.
крещения. 

Слайд 10

Сила христианской веры настолько поразила князя, что он решил распространить ее на всю Русь.

Сила христианской веры настолько поразила князя, что он решил распространить ее на всю Русь.

Слайд 11

По возвращении в Киев князь Владимир построил Десятинную церковь, в которой равноапостольный князь и был похоронен

По возвращении в Киев князь Владимир построил Десятинную церковь, в которой равноапостольный
в 1015 г. 

[

Слайд 12

Десяти́нная це́рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная церковь Древнерусского государства, воздвигнутая святым

Десяти́нная це́рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная церковь
равноапостольным Владимиром на месте кончины русских первомучениковФеодора и его сына Иоанна[

Слайд 13

С тех давних пор князь Владимир стал символом христианской России, с которым связаны

С тех давних пор князь Владимир стал символом христианской России, с которым
многие памятники и памятные места

Слайд 14

Князь Владимир. Семь литературных воплощений

Князь Владимир. Семь литературных воплощений

Слайд 15

1. ССОРА ИЛЬИ С ВЛАДИМИРОМ Это самая бунтарская былина из тех, что связаны с центральным

1. ССОРА ИЛЬИ С ВЛАДИМИРОМ Это самая бунтарская былина из тех, что
героем русского эпоса — Ильёй Муромцем. На пиру гостеприимный князь не узнаёт в лицо самого заслуженного своего богатыря и сажает его в конце стола, поскольку все почетные места заняты другими блистательными витязями и боярами.   2. СУХМАН Этот фрондёрский сюжет не столь популярен, но памятен. Владимир несправедливо обошелся с самым скромным из богатырей — Сухманом. Поверил клевете — и: Посадил его Владимир стольно-киевской Во тыи погреба во глубоки, Во тыи темницы темныи: Железными плитами задвигали, А землей его призасыпали, А травой его замуравили, Не много ли не мало лет то на тридцать…

Слайд 16

3. ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ. ВЛАДИМИР, ТРАГЕДОКОМЕДИЯ
Прославляя Владимира, Феофан агитировал за петровские преобразования. Язычество

3. ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ. ВЛАДИМИР, ТРАГЕДОКОМЕДИЯ Прославляя Владимира, Феофан агитировал за петровские преобразования.
показано в трагедокомедии как бастион невежества. Владимир — как первый русский просветитель. 
4. ЯКОВ БОРИСОВИЧ КНЯЖНИН. ВЛАДИМИР И ЯРОПОЛК, ТРАГЕДИЯ В 1772-м году Яков Княжнин пишет классицистическую (и весьма кровавую!) трагедию из русской истории. Примером для него служила расиновская «Андромаха». Разумеется, герои говорят стихами
5. А. С. ПУШКИН. РУСЛАН И ЛЮДМИЛА Кого только не собрал Пушкин в свою программную сказочную поэму! Но вспомним: всё начинается со знаменитого стольнокиевского застолья. А кто во главе стола? В народной памяти в качестве могущественного правителя остался именно князь Владимир.

Слайд 17

.

6. А. К. ТОЛСТОЙ. ПЕСНЯ О ПОХОДЕ ВЛАДИМИРА НА КОРСУНЬ Тонкий мастер исторической

. 6. А. К. ТОЛСТОЙ. ПЕСНЯ О ПОХОДЕ ВЛАДИМИРА НА КОРСУНЬ Тонкий
баллады не мог обойти вниманием образ князя Владимира. Толстому хорошо удавались стилизации былин. Причем он использовал для этого привычный рифмованный силлабо-тонический стих, и редко щеголял антикварными славянизмами
7. А. К. ТОЛСТОЙ. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ Уже не баллада, но стихотворение. Ставшее хрестоматийным. Его нередко переиздают для детей, с завлекательными иллюстрациями. Старый богатырь едет прочь от Киева и с обидой вспоминает княжеское гостеприимство:
И ворчит Илья сердито: «Ну, Владимир, что ж? Посмотрю я, без Ильи-то Как ты проживёшь?
Двор мне, княже, твой не диво! Не пиров держусь! Я мужик неприхотливый, Был бы хлеба кус!

Слайд 18

ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ. БОГАТЫРИ Эта пьеса — скомороший мюзикл в революционном духе — шла

ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ. БОГАТЫРИ Эта пьеса — скомороший мюзикл в революционном духе —
в московском Камерном театре, в постановке режиссёра Александра Таирова. Музыка великого Бородина, декорации по палехским мотивам… Демьян Бедный показал отсталую Древнюю Русь, слабохарактерного Владимира, а богатырей вывел в виде пьянчуг. И крещение Руси интерпретировал в духе антирелигиозных кампаний предыдущего десятилетия… Положительными героями стали «социально близкие» разбойники. Но в 1936-м шарж на князя Владимира советскому государству уже не требовался. Вячеслав Молотов ушёл после первого акта, воскликнув: «Безобразие! Богатыри ведь были замечательными людьми!»
БОРИС ВАСИЛЬЕВ. ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО Появлялся Владимир и в исторических романах — как правило, почтительных по отношению к князю. Борис Васильев в 1970-е был одним из самых читаемых писателей в СССР. Но исторические романы он принялся писать довольно поздно, подхватив знамя Анатолия Ладинского и Всеволода Н. Иванова. И ушёл в былинные времена с головой. Киевская Русь для Васильева — своего рода утраченный рай, счастливая европейская альтернатива для России.
Имя файла: Виртуальный-портрет-Князь-Владимир:-От-Перуна-к-кресту.pptx
Количество просмотров: 35
Количество скачиваний: 0