Слайд 2В искусстве Византии можно видеть налицо противоречие того времени: с одной стороны
![В искусстве Византии можно видеть налицо противоречие того времени: с одной стороны](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932345/slide-1.jpg)
ещё живо влияние античности, с другой стороны приверженность восточным традициям и совершенно новая христианская система духовных ценностей. Идея победы духовных ценностей над телесными ценностями создала икону, которая позиционировалась, как посредник между телесным и духовным миром. Следует заметить, что весь стиль христианского искусства, который лег в основу искусства Византии. тайно зародился во время преследования христианства в Риме. Красота по – византийски — это добродетель не сама по себе, а исключительно во славу бога, но это красота утонченная, богатая орнаментами, глубоко светская и пышно – придворная. Условно периоды истории Византийского искусства делятся на: ранневизантийский период, средне византийский период, поздневизантийский период, пост византийский период.
Слайд 3Орнамент теперь стал в основном декоративным и украшающим, выражающим идеалы своей культуры.
![Орнамент теперь стал в основном декоративным и украшающим, выражающим идеалы своей культуры.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932345/slide-2.jpg)
Византийский орнамент сформировался под влиянием римского, греческого и персидского орнаментов. Позднее на формирование византийского орнамента оказал воздействие орнамент Арабо – Мусульманского мира. Например, в византийском орнаменте композиция строится на простом пересечении горизонталей и вертикалей, диагоналей и сетки, она явно заимствована в персидском и арабо – мусульманском орнаменте.
Слайд 4Мотивы Византийского орнамента
Древо жизни
![Мотивы Византийского орнамента Древо жизни](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932345/slide-3.jpg)
Слайд 5Приобрело теперь новый христианский смысл и слилось с идеей креста. Теперь Древо
![Приобрело теперь новый христианский смысл и слилось с идеей креста. Теперь Древо](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932345/slide-4.jpg)
Жизни несет символику Евхаристии, царствия Небесного, собственно, самого Христа, как Искупителя. Из библии мы знаем, что когда Бог сотворил человека, он посадил его под деревом жизни.
Слайд 7Лилия (по-гречески «крин»). Лилия имеет глубокие мировоззренческие корни, означает идею вечного обновления
![Лилия (по-гречески «крин»). Лилия имеет глубокие мировоззренческие корни, означает идею вечного обновления](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932345/slide-6.jpg)
природы, рождение солнца, Египтяне считали, что непосредственно в лилии из вод Нуна, извечного хаоса, явилось божество солнца. Белая водяная лилия была геральдическим растением Верхнего Египта. В христианском контексте, происходит возврат на новом витке к самому изначальному, сокровенному смыслу сквозь все последующие декоративно-образные наслоения: теперь лилия опять символ Благовещения, обновления мира и прихода в него Спасителя. В христианстве этот образ имеет прямую связь с идеей Древа, креста.
Слайд 9Спираль часто превращается в мотив соприкасающихся между собой кругов, образующих сетку, покрывающую всю
![Спираль часто превращается в мотив соприкасающихся между собой кругов, образующих сетку, покрывающую](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932345/slide-8.jpg)
поверхность. В этих кругах, в основном, изображаются кресты, трехчастные композиции, в чем явно проявляется влияние Персидского орнамента.
Слайд 11Символизирует сеть, которой «ловят» человеческие души. Под влиянием арабо-мусульманского орнамента мотив плетенки
![Символизирует сеть, которой «ловят» человеческие души. Под влиянием арабо-мусульманского орнамента мотив плетенки](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932345/slide-10.jpg)
сильно изменился, он стал уже не мотивом, а принципом построения композиции. Присутствует в архитектуре, в рукописной, в типографской книге, в церковных росписях.
Слайд 13 Византийский цветок - излюбленный мотив в орнаменте византийского искусства. Трехлепестковая и пятилепестковая пальметта
![Византийский цветок - излюбленный мотив в орнаменте византийского искусства. Трехлепестковая и пятилепестковая](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932345/slide-12.jpg)
у основания имеет спиралевидные усики. Мотив имеется в книжных миниатюрах и на орнаментах шелковых тканей. Иногда от "византийского цветка" отходят "полу пальметты" и получается "букет". Такие орнаментальные букеты плотно заполняли всё пространство.
Слайд 14Орнаментами с Изогнутыми стеблями и цветами-пальметтами с листьями декорировали чаши на керамике
![Орнаментами с Изогнутыми стеблями и цветами-пальметтами с листьями декорировали чаши на керамике](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932345/slide-13.jpg)
(поливной), миниатюры XII века, заставки рукописей. Они входили в мозаики на орнаментах дворцов. На медальонах на блюдах, на изделиях перегородчатых эмалей, а так же ими заполняли фоны композиции.
Слайд 15Акант
Появился в античном орнаменте . Часто встречался уже стилизованным в греческом, римском
![Акант Появился в античном орнаменте . Часто встречался уже стилизованным в греческом,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932345/slide-14.jpg)
и, соответственно византийском орнаменте. Часто применялся в капителях, имел символическое значение: образ вечной жизни будущего века, который даровал спаситель, местонахождение в раю. Позднее форму листьев аканта стилизовали, она приобрела орнаментальную структуру и входила в скульптурные капители с глубоким сквозным сверлением (церковь св. Полиевкта, мучеников Сергия и Вакха, Святой Софии в Константинополе)
Слайд 16Лавровый венок
Лавровый венок - это символ победы Иисуса Христа над смертью. В древнем
![Лавровый венок Лавровый венок - это символ победы Иисуса Христа над смертью.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932345/slide-15.jpg)
Риме «Короной триумфалис», то есть лавровым венком, награждались полководцы, окончившие победоносно войну. Широко применялся в архитектурном декоре.
Слайд 18Монограмма имени Христа представляет собой скрещённые две начальные греческие буквы Χ и
![Монограмма имени Христа представляет собой скрещённые две начальные греческие буквы Χ и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932345/slide-17.jpg)
Ρ его имени. По краям монограммы размещены греческие буквы: α и ω. Возникновение монограммы связывают со словами Апокалипсиса о «печати Бога Живого» (Откр.7:2) и «новом имени побеждающему» (Откр.2:17).Считается, что символ был введен императором Константином.
Слайд 19Рыба
это один из самых распространенных древних символов, олицетворявших Христа. В римских катакомбах
![Рыба это один из самых распространенных древних символов, олицетворявших Христа. В римских](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932345/slide-18.jpg)
нашли изображение рыбы, которая несет на спине корзинку с хлебами и сосуд с вином. Этот символ обозначает Спасителя, который дарует пищу спасения и новую жизнь. Дело в том, что Греческое слово "рыба" состоит из начальных букв фразы "Иисус Христос Божий Сын Спаситель" ("ихтхус"). Это самый первый зашифрованный символ христианской веры.
Слайд 20Грифон
означает власть над небом и землей. Композиция из парных грифонов восходит к
![Грифон означает власть над небом и землей. Композиция из парных грифонов восходит](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932345/slide-19.jpg)
восточному искусству. Грифон — мифическое существо с крыльями, клювом орла и телом льва; сильный зверь, он одновременно король птиц и король зверей. Грифон символизирует силу и мудрость. Грифон так же олицетворял двойственную природу Христа — божественную и человеческую. Симметричные грифоны в круге нередки в декоре шелковых тканей XI-XIII вв., на поливных блюдах IX-X вв., серебряных чашах.
Слайд 21Лев
символ мощи героя, воплощение идеи сильной власти. Излюбленная геральдическая эмблема.
![Лев символ мощи героя, воплощение идеи сильной власти. Излюбленная геральдическая эмблема.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932345/slide-20.jpg)
Слайд 23В Византии павлин слыл царской птицей и содержался в дворцовых зверинцах. В
![В Византии павлин слыл царской птицей и содержался в дворцовых зверинцах. В](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932345/slide-22.jpg)
христианском искусстве он выступает как символ бессмертия и нетленной души. Павлин вызывал ассоциации с птицей феникс, которая сгорала и восставала из мёртвых. Именно поэтому это символ Воскресения Христова. Наверное, из древней Персии произошло парное симметричное изображение павлинов по обеим сторонам мирового древа. Павлинов изображали на царских одеждах, на тканях, в поливной керамике. Головы павлинов — «райских» культовых птиц — иногда окружают нимбом. Павлины в церквях встречаются на протяжении всей истории Византии. Первые христианские изображения павлинов были обнаружены в катакомбах-подземных кладбищах первых христиан.