Во Славу Народного Единства

Содержание

Слайд 3

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века,

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда
когда в России началась Смута великая.
Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний, когда в борьбе за власть сменилось 6 правителей, вспыхнула Гражданская война народных масс за «доброго царя», возникла польско-шведская интервенция, против которой выступили народные ополчения.
Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали русское государство, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.
Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.

Смутное время 1598-1613 гг.

Слайд 4

В сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде не открылась ни одна торговая

В сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде не открылась ни одна торговая
лавка. Весь люд спозаранку стал собираться на городской площади перед земской избой.
Один из гонцов, прибывших из Москвы, громко зачитал, привезённую из Троицкого монастыря, грамоту, призывавшую русский народ к «великому стоянию» против польско-литовских захватчиков, за веру православную и отечество.
На лобное место быстро поднялся «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин и обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение.

Минин на площади Нижнего Новгорода,
призывающий народ к пожертвованию.

Слайд 5

На городской сходке он произнёс свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь

На городской сходке он произнёс свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь
Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жён, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдёт такое великое дело».

По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашён 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.

Слайд 6

Как в старом-то было городе,
В славном и богатом Нижнем,
Как уж жил тут

Как в старом-то было городе, В славном и богатом Нижнем, Как уж
поживал богатый мещанин,
Богатый мещанин Кузьма Сухорукий сын.
Он собрал-то себе войско из удалых молодцов,
Из удалых молодцов Нижегородских купцов;
Собравши их, он речь им взговорил:
«Ох, вы гой еси товарищи, Нижегородские купцы!
Оставляйте вы свои дома,
Покидайте ваших жен, детей,
Вы продайте все ваше злато-серебро,
Накупите себе вострых кольев,
Вострых кольев, булатных ножей,
Выбирайте себе из князей и бояр удалого молодца,
Пойдем-ка вы сражаться
За матушку, за родную землю,
За родную землю, за славный город Москву;
Уж как выбрали себе солдатушки, молодые ратнички,
Молодые ратнички Нижегородские купцы,
Выбрали себе удалового молодца,
Удалого молодца воеводушку,
Из славного княжеского роду -
Князя Дмитрия по прозванию Пожарского.
Уж повел их славный князь Пожарский
За славный Москву-город сражатися...

Из исторической песни о Кузьме Минине и князе Пожарском

Слайд 7

Под знамёна Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско –

Под знамёна Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско –
более 10 тысяч служилых поместных людей, до трёх тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.
Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.
Войско Минина и Пожарского пришло в Москву 20 августа 1612 года. Польские захватчики оказались в осаде. А в конце октября уже все кремлёвские ворота были открыты настежь.
С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

Изгнание поляков
из Московского Кремля, 1612г.

Слайд 8

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери, была одержана победа, была

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери, была одержана победа, была
столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор.
С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября дня благодарности Пресвятой богородице за её помощь в освобождении России от поляков.
В церковный календарь этот день вошёл как празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

Казанская икона Божией Матери

Слайд 9

В конце февраля 1613 года земский собор, куда входили представители всех сословий

В конце февраля 1613 года земский собор, куда входили представители всех сословий
страны – дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царём 17-летнего Михаила Романова (сына Митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Царская династия Романовых просуществовала в России больше трех веков, до 1917 года.
Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Призвание Михаила Романова на царство

Михаил Федорович Романов

Объединение русского народа вокруг Минина и Пожарского, освобождение Москвы дало толчок для развития государственности, начало становления мощного российского государства, которое стало Российской империей.

Слайд 10

Памятник Кузьме Минину и
Дмитрию Пожарскому в Москве

20 февраля 1818 года в

Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве 20 февраля 1818 года
Москве был открыт памятник Минину и Пожарскому (по проекту скульптора И. П. Мартоса) – один из самых известных памятников Москвы. Он создавался с 1804 по 1815 гг. на народные пожертвования и был установлен на Красной площади напротив входа в Верхние торговые ряды. На его пьедестале отлиты две бронзовые картины с выпуклыми изображениями (барельефами).

Фигуры Минина и Пожарского стоят на высоком гранитном пьедестале. Князь Пожарский изображён сидящим, он ещё болен, ещё страдает от ран, полученных в боях с захватчиками. Превозмогая боль, он пытается встать, правой рукой опираясь на меч, а левой – на щит. Князь внимательно слушает Козьму Минина, который от имени народа пришёл к нему как к опытному полководцу и просит возглавить народное ополчение. Минин – правой рукой показывает на Кремль, у него облик былинного богатыря: могучие плечи, широкая грудь. Он уговаривает князя превозмочь недуги и выйти на битву. На лицевой стороне пьедестала надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».

Слайд 11

Казанский собор в Москве

Храм-памятник во имя Казанской иконы Божией матери, с

Казанский собор в Москве Храм-памятник во имя Казанской иконы Божией матери, с
которой связывалось избавление России от польского нашествия, был построен на средства первого царя династии Романовых Михаила Федоровича и освящен в 1636 г.
Со временем храм стал одной из важнейших московских церквей. Он неоднократно перестраивался в XVIII-XIX вв. В 1936 г. храм снесли.
В 1990-1993 гг. храм был восстановлен на средства мэрии Москвы и пожертвований граждан. Это восстановление стало возможным благодаря обмерам, которые были сделаны архитектором П.Д. Барановским перед разрушением храма, и исследованиям историка С.А. Смирнова. Храм был освящен 4 ноября 1993 г. в 381 годовщину освобождения Москвы от интервентов.

Казанский собор в старину.

Имя файла: Во-Славу-Народного-Единства.pptx
Количество просмотров: 44
Количество скачиваний: 0