В.Перов Спор о вере. В.Перов Спор о вере Власть и церковь в XVII веке . Церковный раскол.

Содержание

Слайд 2

Чьи портреты вы видите? В конце урока попробуйте определить их отношение друг к

Чьи портреты вы видите? В конце урока попробуйте определить их отношение друг
другу

Кто эти люди? Чем они связаны между собой, или, наоборот, разъединены? Подготовь ответ к концу урока.

Слайд 3

В чем выражалась власть патриарха в России XVIIвека? Как относились русские к представителям

В чем выражалась власть патриарха в России XVIIвека? Как относились русские к
других религий? Ответить на эти вопросы можно, прочитав текст учебника на стр. 60-61.

Слайд 4

Роль церкви в России XVII века.

Безусловный авторитет церкви среди населения
Активная поддержка

Роль церкви в России XVII века. Безусловный авторитет церкви среди населения Активная
церковью государственной ( царской) власти
Рост влияния патриархов на правителей:
Филарета на Михаила Федоровича
Никона на Алексея Михайловича

Слайд 5

Алексей Михайлович, царь «Тишайший»

Алексей Михайлович, царь «Тишайший»

Слайд 6

Патриарх Никон (1605-1681г)

Патриарх Никон (1605-1681г)

Слайд 7

Реформы патриарха Никона. (1653-1655)

Реформы патриарха Никона. (1653-1655)

Слайд 8

Определяющая цель реформ: приведение обрядов русской православной церкви

к единым обрядам православного мира

к

Определяющая цель реформ: приведение обрядов русской православной церкви к единым обрядам православного мира к

Слайд 9

Церковные обряды

ДО РЕФОРМЫ
Ошибки в написании ряда слов
Священном писании ( например
Исус)
Двуеперстное

Церковные обряды ДО РЕФОРМЫ Ошибки в написании ряда слов Священном писании (
крещение (т.е. двумя пальцами( перстами)
Малые поклоны в церкви
Крестные ходы в направлении против солнца
Возглас «Аллилуйя» в честь Святой Троицы произносится дважды

ПОСЛЕ РЕФОРМЫ
Исправление ошибок с тексте Священного писания
Трехперстное крещение ( три сложенных пальца означают «соединение Троицы: Отца, Сына и Святого духа)
Поясные поклоны в церкви
Крестные ходы в направлении по солнцу
Возглас «Аллилуйя» произносится трижды

Слайд 10

Никон и царь «Тишайший»: от поддержки до опалы

Никон и царь «Тишайший»: от поддержки до опалы

Слайд 11

ОПАЛЕ ПАТРИАРХА НИКОНА

Попытка патриарха Никона усилить свою власть в условиях укрепления самодержавия

ПРИВЕЛА

ОПАЛЕ ПАТРИАРХА НИКОНА Попытка патриарха Никона усилить свою власть в условиях укрепления самодержавия ПРИВЕЛА К

К

Слайд 12

Русское общество и церковная реформа

Приняли новые обряды
часть населения , поддержавшая патриарха Никона

Русское общество и церковная реформа Приняли новые обряды часть населения , поддержавшая
и царя Алексея Михайловича
ЦЕРКОВНЫЙ

Воспротивились новым обрядам
часть населения, оставшаяся верными старым церковным обрядам
( старообрядцы)
РАСКОЛ

Слайд 13

Представители старообрядчества в XVII веке: Протопоп Аввакум и Федосья Морозова

Представители старообрядчества в XVII веке: Протопоп Аввакум и Федосья Морозова

Слайд 14

Аввакум и его последователи

Аввакум и его последователи

Слайд 15

Трагедия боярыни Морозовой

Трагедия боярыни Морозовой

Слайд 16

Выступления старообрядцев.

УЧАСТНИКИ :представители разных сословий России
ФОРМЫ ПРОТЕСТА: отказ признавать реформу, уклонение от

Выступления старообрядцев. УЧАСТНИКИ :представители разных сословий России ФОРМЫ ПРОТЕСТА: отказ признавать реформу,
повинностей, неподчинение властям, вооруженное сопротивление воеводам, голодные смерти, акты самосожжения
ГЕОГРАФИЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ: Москва, Дон, Соловецкие острова
ИТОГИ ВЫСТУПЛЕНИЙ: жестокое подавление выступлений властями

Слайд 17

Политика властей по отношению к старообрядцам Формы наказаний
Ссылки

Заточение в
монастыри

Помещение в
тюрьмы

Политика властей по отношению к старообрядцам Формы наказаний Ссылки Заточение в монастыри Помещение в тюрьмы

Слайд 18

Действия старообрядцев по сохранению веры

Церковный собор 1667 года поддержал церковную реформу и

Действия старообрядцев по сохранению веры Церковный собор 1667 года поддержал церковную реформу
проклял всех ее противников. Несмотря на преследования властей старообрядцы сохранили свою веру, продолжали переписывать и издавать дореформенные книги, лить металлические иконы.
Большинство старообрядцев переселились в отдаленные территории, в глухих лесах создавали монастыри( скиты).
По переписи населения 1897 года в России старообрядцев насчитывалось
2 204 596 тысяч. Большинство из них проживали в Нижегородской, Амурской, Тобольской и др. губерниях России

Слайд 19

Старообрядцы от Аввакума до наших дней.

Старообрядцы от Аввакума до наших дней.

Слайд 20

АЛТАЙСКАЯ «ЗАТВОРНИЦА» АГАФЬЯ КАРПОВНА ЛЫКОВА

В 1982 году геологическая экспедиция обнаружила в глухой

АЛТАЙСКАЯ «ЗАТВОРНИЦА» АГАФЬЯ КАРПОВНА ЛЫКОВА В 1982 году геологическая экспедиция обнаружила в
алтайской тайге дом на речке Еринат, где проживала семья Лыковых.. Оказалось, что отшельники являются старообрядцами, ушедшими в тайгу еще в войну и с тех пор не встречавшиеся с людьми другой веры.Вскоре двое детей умерли и в настоящее время свой век вдали от цивилизации доживает лишь одна Агафья Карповна. ова

Слайд 21

Традиции старообрядчества во Владимирском крае
Старообрядческая
Троицкая церковь
Расположена в центре Владимира

Община старообрядцев в

Традиции старообрядчества во Владимирском крае Старообрядческая Троицкая церковь Расположена в центре Владимира
г.Меленки- самая многочисленная в области

Во многих населенных пунктах Владимирского края проводятся богослужения в старообрядческих храмах.

Слайд 22

Вопросы к повторению по теме:

В чем заключалась реформа церкви? Когда и кем

Вопросы к повторению по теме: В чем заключалась реформа церкви? Когда и
она была проведена?
Почему изменилось отношение царя к патриарху Никону?
Кто такие старообрядцы?
Чем выступления старообрядцев отличались от городских и крестьянских восстаний XVII в.?

Слайд 23

Исправь исторические ошибки в тексте.

В 1645 году по инициативе царя Алексея Михайловича

Исправь исторические ошибки в тексте. В 1645 году по инициативе царя Алексея
была проведена реформа церкви. Патриарх Филарет, хотя и противился реформе, подчинился «Тишайшему». Реформа коснулась структуры управления церковью. Население реформу приняло, только боярыня Федосья Морозова критиковала ее, за что была сожжена на костре. Она была единственным представителем движения старообрядцев.