Содержание
- 2. Октябрьская революция и Гражданская война вызвали огромную эмиграционную волну: Россию покинуло более двух миллионов человек. По
- 3. Русские эмигранты считали изгнание временным, а послание заключалось в том, чтобы рассказывать миру о зле коммунизма,
- 4. Почему одним из направлений эмигрантов стал Париж? Хемингуэй не зря назвал Париж “праздником, который всегда с
- 5. Дважды подвергался арестам. Первый раз оказался арестован в ходе разбирательства по делу Тактического центра – политического
- 6. В ноябре 1924 года под председательством Бердяева в Париже открылась Религиозно-философская академия, тогда же он занял
- 7. Журнал «Путь», « орган русской религиозной мысли» выходил три раза в год на русском языке в
- 8. Н.А. Бердяев признавал, что его журнал является модернистским, и утверждал: “В принципе защита “модернизма” есть защита
- 9. В редакционной статье «Духовные задачи русской эмиграции» отмечалось, что журнал ставит своей целью сохранение преемственности в
- 10. Содержанием своих публикаций «Путь» радикально отличался от традиционных «толстых» журналов. Это было чисто интеллектуальное богословско-философское периодическое
- 11. К началу 1930-х годов, когда члены редакции наладили тесные связи с европейскими мыслителями, журнал превращается в
- 12. В частности, в это время (начало 1930-х) на страницах журнала находит свое отражение полемика Бердяева с
- 13. В целом Н. Бердяев относился к евразийскому движению положительно, говорил, что евразийцев нельзя назвать «вульгарными реставраторами»,
- 14. Одной из своих задач издательство ставило критический анализ деятельности Русской Православной Церкви, настаивая на необходимости ее
- 15. Диапазон философских идей, развивавшихся в среде русской эмиграции, был весьма многообразен, но в центре их бесспорно
- 16. “…Эмиграция — только осколок Родины, несущий в себе те же яды, и болеющий теми же болезнями,
- 17. Трагедия русской революции, падение русского государства, крушение общественных надежд, кризис церковной жизни в СССР и за
- 18. «Путь» оставался практически неизвестен во Франции и Советском Союзе вплоть до начала 90-х. Франкоязычная публика не
- 20. Скачать презентацию
Слайд 2Октябрьская революция и Гражданская война вызвали огромную эмиграционную волну: Россию покинуло более
Октябрьская революция и Гражданская война вызвали огромную эмиграционную волну: Россию покинуло более
К декабрю 1924 г. только в Германии оказалось около 600 тыс. эмигрантов, во Франции – около 400 тыс., в Манчжурии более 100 тысяч. Русские эмигранты к 1924 обосновались в 25 государствах, не считая Америки.
Журналистика русского зарубежья – журналистика эмиграции
* Эмигра́ция (от лат. emigro — «выселяюсь») — переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам.
Может считаться явлением такого же порядка, что и расселение, и колонизация.
Прибытие русских эмигрантов, Париж, 1917 год
Слайд 3Русские эмигранты считали изгнание временным, а послание заключалось в том, чтобы рассказывать
“Главные вожаки большевизма – к России никакого отношения не имеют и о ней меньше всего заботятся. Они ее не знают – откуда? В громадном большинстве не русские, а русские – давние эмигранты. Но они нащупывают инстинкты, чтобы их использовать в интересах… право не знаю точно, своих или германских, только не в интересах русского народа”
(отрывок из: “Язвительные заметки о Царе, Сталине и муже”. Зинаида Гиппиус)
«Мы не в изгнании, а в послании» (Зинаида Гиппиус)
Гиппиус Зинаида Николаевна.
Слайд 4Почему одним из направлений эмигрантов стал Париж?
Хемингуэй не зря назвал Париж
Почему одним из направлений эмигрантов стал Париж?
Хемингуэй не зря назвал Париж
Так же после мировой войны Франция, которая понесла не малые потери, нуждалась в рабочей силе, а использовать на черной работе эмигрантов из России это, как выразился один из французских министров, лучше, чем завозить негров из Сенегала.
Париж стал столицей России номер два. Здесь расположились руководящие органы большинства партий, здесь выходили самые многотиражные газеты на русском языке.
Русские эмигранты в Париже
Православный храм в Париже — центр эмиграции россиян после революции, 1920-е.
Русские беженцы, которые обосновались в Париже, в целом повлияли на формирование французского общественного мнения о «русской эмиграции» — как об эмиграции элит. Причиной тому стало значительное сосредоточение в рядах русских беженцев представителей политических и социальных элит царской России, деятелей искусства, интеллектуалов. Среди них был русский религиозный и политический философ Николай Александрович Бердяев.
Слайд 5Дважды подвергался арестам. Первый раз оказался арестован в ходе разбирательства по делу
Дважды подвергался арестам. Первый раз оказался арестован в ходе разбирательства по делу
Второй раз был арестован и обвинен в антисоветской деятельности и пропаганде. Решением Политбюро и ВЦИК был вынесен приговор: выслать за пределы страны бессрочно.
Эмигрировать не хотел, писал письма Ленину с просьбой о помиловании – ответа не получил.
Два года провел в Германии, затем в 1924 году переехал во Францию.
Во Франции написал 15 крупных произведений таких как «Смысл творчества», «Философия свободного духа», «О рабстве и свободе человека», «Царство Духа и Царство Кесаря».
Был активным участником множества организаций, созданных русскими эмигрантами.
Бердяев Николай Александрович и эмиграция
Слайд 6В ноябре 1924 года под председательством Бердяева в Париже открылась Религиозно-философская академия,
В ноябре 1924 года под председательством Бердяева в Париже открылась Религиозно-философская академия,
* YMCA-Press - или ИМКА-Пресс — издательство русской книги под покровительством международной христианской ассоциации молодёжи YMCA. (Целями программ YMCA являются укрепление нравственного и физического здоровья людей, объединение их для общественно-полезной деятельности, воспитание уважения к общечеловеческим ценностям)
В мае 1925 года было принято решение об издании модернистского журнала Николая Бердяева «Путь». За выход журнала сделали ответственным Религиозно-философскую академию, которую финансировала та же YMCA.
Ответственным за журнал можно считать YMCA-Press, так как это издательство предоставляет в распоряжение журналу свой персонал, свои средства публикации и распространения».
Николай Бердяев заверил, что все авторы журнала стремятся к «творческой реформе внутри православной Церкви в противовес наиболее реакционному православию».
Слайд 7Журнал «Путь», « орган русской религиозной мысли» выходил три раза в год
Всего вышел 61 номер, каждый тиражом 1000—1200 экземпляров. Включал статьи 127 авторов.
Среди постоянных авторов «Пути» следует назвать: С.Н. Булгакова, В.Н. Ильина, Н.О. Лосского, Г.П. Федотова, С.Л. Франка.
“«Путь» объединяет все литературные и научные христианские силы эмиграции за исключением обскурантистского крайне правого крыла, враждебного по отношению к любой мысли вообще”.
(Доклад о деятельности РФА 30 апреля 1933 года. Автор: Н.А. Бердяев).
Журнал «Путь»
первая страница первого номера журнала. сентябрь 1925 г.
* РФА – Религиозно-философская академия
Слайд 8Н.А. Бердяев признавал, что его журнал является модернистским, и утверждал:
“В принципе защита “модернизма”
Н.А. Бердяев признавал, что его журнал является модернистским, и утверждал:
“В принципе защита “модернизма”
Журнал относился к толстому типу издания. «Толстый» журнал представляет собой эстетически структурированное целое. Он составляется из различных продуктов авторской деятельности: художественных произведений, критических заметок, научных и документальных работ.
Слайд 9В редакционной статье «Духовные задачи русской эмиграции» отмечалось, что журнал ставит своей
В редакционной статье «Духовные задачи русской эмиграции» отмечалось, что журнал ставит своей
Достижение единства, по мнению авторов «Пути», возможно было только благодаря духовному сплочению ее вокруг Православной Церкви и в результате объединительного религиозного движения, способного стать воплощением русской идеи, которая всегда носила религиозный характер.
“Путь” № 1 за 09.1925
Слайд 10Содержанием своих публикаций «Путь» радикально отличался от традиционных «толстых» журналов. Это было
Содержанием своих публикаций «Путь» радикально отличался от традиционных «толстых» журналов. Это было
Внутри каждого номера материал делился не по рубрикам и разделам, а по авторам и темам:
Слайд 11К началу 1930-х годов, когда члены редакции наладили тесные связи с европейскими
К началу 1930-х годов, когда члены редакции наладили тесные связи с европейскими
“Путь” не был боевым органом, он лишь давал место для творческих проявлений мысли на почве православия»
Слайд 12В частности, в это время (начало 1930-х) на страницах журнала находит свое
В частности, в это время (начало 1930-х) на страницах журнала находит свое
“Путь” № 1 за 09.1925
“Путь” № 2 за 01.1926
Слайд 13В целом Н. Бердяев относился к евразийскому движению положительно, говорил, что евразийцев
В целом Н. Бердяев относился к евразийскому движению положительно, говорил, что евразийцев
Г. Флоровский в ответ возражал: «ведь в конце концов важно не то, что именно евразийцы думают, – та правда, которую они ищут и видят. Главное недоразумение спора состоит как раз в том, что большинство оппонентов вообще никакой правды искать не желает, а в евразийцах казнят именно беспокойство их исканий».
Таким образом, «Путь» как религиозно-философский журнал представлял собой уникальный опыт дискуссионного издания, в котором не господствовала политическая или религиозная идеологизация. Для его статей характерна «открытость» и приглашение к диалогу.
* Еврази́йство — философско-политическое направление, зародившееся в среде русской эмиграции 1920-1930х гг., центральной идеей которого является то, что российская цивилизация принадлежит не к европейской или азиатской категориям или цивилизациям, а к геополитической концепции Евразии.
Слайд 14Одной из своих задач издательство ставило критический анализ деятельности Русской Православной Церкви,
Одной из своих задач издательство ставило критический анализ деятельности Русской Православной Церкви,
“Путь” № 5 за 10-11.1926
“…Русская религиозная, православная мысль была необычайно свободолюбива, она вынашивала идею свободного духа, свободы совести и готовила творческую духовную реформу, духовное возрождение, которое сорвано было силами давно начавшейся атеистической революции и неотрывными от нее силами мертвящей реакции, угашающей дух. А сейчас творческое и возрождающее движение в церкви затруднено и парализовано ложью живоцерковников и неправдой церковного реформаторства в советской России...”
(отрывок из “Церковная смута и свобода совести” Н.А. Бердяев)
Слайд 15Диапазон философских идей, развивавшихся в среде русской эмиграции, был весьма многообразен, но
Диапазон философских идей, развивавшихся в среде русской эмиграции, был весьма многообразен, но
Именно этим обусловлено то, что на страницах журнала появлялось большое количество работ, посвященных специфике русской истории, анализу социальных и культурных особенностей страны, прогнозы на будущее.
“…Эта духовная связь, возникшая между русской интеллигенцией и русским старчеством, есть, может быть, то самое важное и нужное, что осталось нам от дореволюционной России, из чего, может быть вырастет и разовьется новая духовно-единая, просветленная Россия. К этой-то именно духовной связи, может быть, и относится пророчество Ф. М. Достоевского, что из иноческой келлии придет спасение России…”
(отрывок из “Из истории русского старчества” иеросхимонах Сергий (Четвериков)
“Путь” № 7 за 04.1927
Слайд 16“…Эмиграция — только осколок Родины, несущий в себе те же яды, и
“…Эмиграция — только осколок Родины, несущий в себе те же яды, и
(отрывок из “Съезд о России” Зандер Л.А.)
“Путь” № 9 за 01.1928
Слайд 17Трагедия русской революции, падение русского государства, крушение общественных надежд, кризис церковной жизни
Трагедия русской революции, падение русского государства, крушение общественных надежд, кризис церковной жизни
“В то время, когда Русская Церковь ждала от своих зарубежных братьев добросовестного исполнения патриаршего указа и ликвидации заграничного <…>, зарубежными иерархами была брошена мысль о присвоении ими себе значения всероссийской церковной власти. Все это свидетельствовало о продолжавшем развиваться помутнении церковного сознания у архиереев-беженцев. Результатом этого помутнения явилось дальнейшее развитие церковной смуты за рубежом…”
(отрывок из “Развитие церковной смуты после первого Карловацкого собора.” Стратонов И.
“Путь” № 14 за 12.1928
Слайд 18«Путь» оставался практически неизвестен во Франции и Советском Союзе вплоть до начала
«Путь» оставался практически неизвестен во Франции и Советском Союзе вплоть до начала