Слайд 2После того, как окончился тяжелый исторический период, известный в истории как Смута,
![После того, как окончился тяжелый исторический период, известный в истории как Смута,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1120823/slide-1.jpg)
Россия оказалась в огромном экономическом кризисе, денежных средств не хватало, из-за чего строительство и, следовательно, развитие архитектуры было начато отнюдь не сразу. Первые храмы, которые были воздвигнуты по окончанию Смутного времени, имели сугубо мемориальный характер. Вернувшийся из военного похода и польского плена в 1619 года патриарх Филарет с энтузиазмом решил увековечить память об освобождении России от польских оккупантов. В 1628–1631 годах по его приказу заново отстроили пребывающий в плачевном состоянии Архангельский собор в Нижнем Новгороде.
Слайд 3Второй храм, также ставший мемориалом «Смутных» событий, – Покровская церковь в селе
![Второй храм, также ставший мемориалом «Смутных» событий, – Покровская церковь в селе](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1120823/slide-2.jpg)
Медведково, которая была возведена в 1630-е годы знаменитым героем той эпохи - князем Дмитрием Михайловичем Пожарским. Покровская церковь характеризуется более стройным шатром, а также значительное внимание зодчий уделил декору. К примеру, у основания шатра установили четыре декоративных главки, которые превращали храм в подобие московского собора Василия Блаженного; с официальным названием которого совпадает и название Покровской церкви в Медведково
Слайд 4Выдающимся памятником русского зодчества второй половины XVII в. является ансамбль Новоиерусалимского монастыря
![Выдающимся памятником русского зодчества второй половины XVII в. является ансамбль Новоиерусалимского монастыря под Москвой.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1120823/slide-3.jpg)
под Москвой.
Слайд 5В эту эпоху существовали свои особенности строительства храмов. Преобладали пятиглавые соборы. Богаты
![В эту эпоху существовали свои особенности строительства храмов. Преобладали пятиглавые соборы. Богаты](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1120823/slide-4.jpg)
были украшения церквей: кокошники, карнизы, колонны, оконные наличники, иногда изразцы. Главы церквей в XVII в. поставлены на высоких «шеях» и принимают отчётливо выраженную луковичную форму
Слайд 6Активное строительство шатровых церквей было начато в первой половине XVII столетия. В
![Активное строительство шатровых церквей было начато в первой половине XVII столетия. В](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1120823/slide-5.jpg)
Печерском монастыре Нижнего Новгорода зодчим Возоулиным и его сыном также была воздвигнута церковь, которая напоминала своими тяжеловатыми пропорциями построенный ими же Архангельский собор. Но лучшие образцы шатрового зодчества того времени продолжают традицию скорее Покровской церкви в Медведково, нежели творения Возоулиных. В ту эпоху стало принято строить храмы не с одним, а с двумя либо даже тремя шатрами, которые стали обладать более вытянутыми пропорциями и постепенно заняли роль не столько конструктивных, сколько декоративных элементов.
Слайд 7В конце века утвердился новый стиль – московское, или нарышкинское, барокко. Здания
![В конце века утвердился новый стиль – московское, или нарышкинское, барокко. Здания](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1120823/slide-6.jpg)
построенные в этом стиле, как правило, красного или белого цвета, стройные, высокие и богато украшенные колоннами и пилястрами. К лучшим образцам нарышкинского барокко относится церковь Покрова в Филях и колокольня Новодевичьего монастыря
Слайд 8Зодчество XVII в. представлено не только церковной, но и гражданской архитектурой: Теремной
![Зодчество XVII в. представлено не только церковной, но и гражданской архитектурой: Теремной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1120823/slide-7.jpg)
дворец в Московском Кремле, Кремль в Ростове Великом, палаты купцов Поганкиных в Пскове и др. Шедевром деревянной архитектуры был не сохранившийся до наших дней дворец Алексея Михайловича в с. Коломенском.
Слайд 12Изобразительное искусство. В русской иконописи ХVII в. намечается отход от канонов прошлых веков.
![Изобразительное искусство. В русской иконописи ХVII в. намечается отход от канонов прошлых](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1120823/slide-11.jpg)
Появляются иконы нового, или фряжского, письма. Традиции русской живописи в них сочетаются с достижениями европейского искусства. Деятельностью живописцев руководила Оружейная палата, ставшая художественным центром России. Лучшим мастером считался Симон Ушаков.
Слайд 13Для живописи XVII в. характерно появление вполне светского жанра — портрета. Изображения
![Для живописи XVII в. характерно появление вполне светского жанра — портрета. Изображения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1120823/slide-12.jpg)
отдельных лиц назывались тогда парсунами. Самая старая из сохранившихся парсун — портрет полководца М.В. Скопина-Шуйского. В начале века парсуны создавались на основе иконописных традиций, затем они становятся более реалистичными.