Презентация на тему А.П. Чехов Вишневый сад

Содержание

Слайд 2

Замысел «Вишневого сада» возник у Чехова весной 1901 года (первые заметки

Замысел «Вишневого сада» возник у Чехова весной 1901 года (первые заметки в
в записной книжке появились на шесть лет раньше. В письме О.Л.Книппер он сообщил, что собирается писать «4-актный водевиль или комедию». Основная работа была закончена к октябрю 1903 года.

История создания

Слайд 3

К удивлению А.П.Чехова, первые читатели увидели в пьесе драму и даже

К удивлению А.П.Чехова, первые читатели увидели в пьесе драму и даже трагедию.
трагедию. Одна из причин – «драматический» сюжет взятый из реальной жизни. В 1880-90-х годах российская пьеса была полна объявлениями о заложенных имениях и аукционах за неуплату долгов. А.П.Чехов был свидетелем подобной истории еще в детстве. Его отец, таганрогский купец, в 1876 году обанкротился и бежал в Москву. Друг семьи Г.П.Селиванов, служивший в коммерческом суде, обещал помочь, но позднее сам купил дом Чеховых по дешевой цене.

Слайд 4

Отчий дом А.П.Чехова

Отчий дом А.П.Чехова

Слайд 5

Премьера «Вишневого сада» состоялась 17 января 1904 года на сцене МХТ

Премьера «Вишневого сада» состоялась 17 января 1904 года на сцене МХТ и
и совпала с 25-летием литературной деятельности А.П.Чехова.

Слайд 6

Характерная черта сюжета «Вишневого сада» – внешняя «бессобытийность». Главное событие пьесы

Характерная черта сюжета «Вишневого сада» – внешняя «бессобытийность». Главное событие пьесы –
– продажа вишневого сада – происходит на сцене; герои только говорят о нем.
Отсутствует в пьесе и традиционный персонифицированный конфликт. Разногласия героев (прежде всего Раневской и Гаева с Лопахиным) по поводу сада не находят здесь открытого выражения.

Сюжет и конфликт

Слайд 7

Среди героев пьесы есть представители разных социальных слоев и поколений.
Владельцы

Среди героев пьесы есть представители разных социальных слоев и поколений. Владельцы усадьбы,
усадьбы, дворяне Раневская и Гаев – милые добрые люди. Они не могут жить без вишневого сада, однако ничего не делают, чтобы спасти его: их время уже прошло.

Образная система.
Главные герои.

Гаев

Слайд 8

Купец Лопахин – деловой и практичный человек. Он любит Раневскую «больше,

Купец Лопахин – деловой и практичный человек. Он любит Раневскую «больше, чем
чем родную» и пытается ей помочь. Но Раневская не слушает его, и Лопахин поступает, как настоящий капиталист: покупает имение, чтобы разбить вишневый сад на дачные участки.

Слайд 9

Петя Трофимов и Аня – честные и благородные молодые люди. Их

Петя Трофимов и Аня – честные и благородные молодые люди. Их помыслы
помыслы устремлены в будущее: Петя говорит о «непрерывном труде», Аня – о «новом саде». Однако красивые слова не приводят к конкретным действиям и потому не внушают абсолютного доверия.

Петя Трофимов

Слайд 10

Второстепенные герои пьесы также не поддаются однозначной характеристике. «Двадцать два несчастья»

Второстепенные герои пьесы также не поддаются однозначной характеристике. «Двадцать два несчастья» конторщика
конторщика Епиходова, долги помещика Симеонова-Пищика, житейская неустроенность гувернантки Шарлотты Ивановны, беспомощность Фирса, безусловно достойны сострадания. Однако постоянные жалобы героев при отсутствии каких-либо решительных действий не могут не раздражать.

Второстепенные и внесценические герои

Шарлотта

Слайд 11

Особую роль в «Вишневом саде» играют внесценические герои: ярославская тетушка, любовник

Особую роль в «Вишневом саде» играют внесценические герои: ярославская тетушка, любовник Раневской,
Раневской, дочь Симеонова-Пищика. Благодаря им художественное пространство пьесы расширяется и приближается к реальному.

Слайд 12

Интересен принцип, на котором основана образная система «Вишневого сада»: не контраст,

Интересен принцип, на котором основана образная система «Вишневого сада»: не контраст, а
а сходство. Общие черты можно заметить у Раневской, Ани и Шарлотты Ивановны, Гаева, Епиходова и Пети Трофимова. Кроме того, героев пьесы объединяет внутреннее одиночество и ощущение кризисности бытия.

Раневская

Слайд 13

Подтекст – скрытый смысл высказывания, вытекающий из соотношения словесного знания с

Подтекст – скрытый смысл высказывания, вытекающий из соотношения словесного знания с контекстом
контекстом и речевой ситуацией. Прямые значения слов в этом случае перестают формировать и определять внутреннее значение речи. Главным становится «эмоциональный» смысл.
Действие в «Вишневом саде» развивается не от события к событию, а от настроения к настроению. Его создают диалоги (точнее недоговоренные монологи), авторские ремарки (которые иногда противоречат сказанному на сцене), музыкальный фон (герои играют на гитаре, напевают), символы (вишневый сад, звук лопнувшей струны, стук топора). Эту особенность чеховской пьесы деятели МХТ назвали «подводным течением», а литературоведы – подтектом.

Особенности подтекста

Слайд 14

А.П.Чехов считал «Вишневый сад» комедией. Действительно, в пьесе есть элементы комического,

А.П.Чехов считал «Вишневый сад» комедией. Действительно, в пьесе есть элементы комического, основанные
основанные на недоразумениях, абсурдности происходящего: Епиходов жалуется на преследующие его несчастья, роняет стул, после чего горничная Дуняша сообщает, что он сделал ей предложение. Гаев беспокоится о судьбе вишневого сада, однако вместо решительных действий произносит возвышенную речь в честь старинного шкафа. Петя Трофимов рассуждает о прекрасном будущем, но не может найти свои галоши и падает с лестницы. Тем не менее общее настроение пьесы скорее грустно-поэтическое, чем веселое: её герои живут в атмосфере тотального неблагополучия. Таким образом, «Вишневый сад» по своим жанровым характеристикам приближается к лирической комедии или трагедии.

Жанровое своеобразие