А. И. Куинджи

Содержание

Слайд 2

Выходец из самых низов общества, Куинджи занимался в жизни многим: работал ретушером

Выходец из самых низов общества, Куинджи занимался в жизни многим: работал ретушером
в фотоателье и строителем, покупал и продавал дома, учил живописи молодых художников. И- писал картины, приводившие в восторг зрителей.

Портрет работы В. М. Васнецова, 1869

Слайд 3

Архип Куинджи родился в татарском предместье Мариуполя в семье грека-сапожника, которого звали

Архип Куинджи родился в татарском предместье Мариуполя в семье грека-сапожника, которого звали
Иван Христофорович. Скорее всего, это случилось в 1842 году. Куинджи в возрасте трех лет потерял отца, а следом за ним- и мать. Воспитывался у родственников. Тяги к знаниям не имел. Его интересовало только рисование. Он мечтал стать художником.

Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи
(И. Е. Репин, 1877)

Слайд 4

Он дважды поступал в Академию художеств, и всякий раз безрезультатно- его художественная

Он дважды поступал в Академию художеств, и всякий раз безрезультатно- его художественная
подготовка оставляла желать лучшего. Но энергия Куинджи была велика, и, в конце концов, он добился успеха 1868 году Академия художеств присвоила ему звание «свободного художника» за картину «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма», а так же дала право посещать занятия в Академии в качестве вольнослушателя.

Слайд 5

В Академии он близко сошелся с Репиным и В. Васнецовым. Чутко прислушивался

В Академии он близко сошелся с Репиным и В. Васнецовым. Чутко прислушивался
к новаторским речам Крамского о необходимости «нового искусства». В 1875 г. Он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Но не на долго- в 1880 год, после серии триумфов, связанных с показом, в частности, работ «Украинская ночь» и «Березовая роща», мастер официально вышел из ТПХВ.

Берёзовая роща. 1879

Слайд 6

Не смотря на богатство, семья Куинджи жила очень скромно, обходясь даже без

Не смотря на богатство, семья Куинджи жила очень скромно, обходясь даже без
прислуги. В личной жизни художнику вообще повезло. В 1874 году он женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи, которую знал и любил с детства. У них не было детей, но было то, что встречается редко, -полное взаимопонимание. Жили тихо и родственно-жена Куинджи все заботы о нем ( вплоть до содержания в чистоте его палитры и кистей) взяла на себя. О самом Куинджи ходили легенды. Много говорили о его любви к «братьям меньшим», о том, что будто бы он умел разговаривать с птицами. На крыше своего дома художник разбил сад, в котором слетались пернатые чуть не со всего Петербурга. Художник был потрясающе бескорыстен, всегда с готовностью бросался помогать каждому нуждающемуся и страждущему. Его благотворительные акции начала 1900-х годов изумляли современников.

Слайд 7

В 1892 году ( одновременно с В. Васнецовым, Поленовым, Шишкиным, Репиным) был

В 1892 году ( одновременно с В. Васнецовым, Поленовым, Шишкиным, Репиным) был
утвержден в звании профессора обновленной Академии художеств. Трехлетнее руководство пейзажной мастерской стало необычайно плодотворным.

На этой фотографии середины 1890-х годов профессор Академии художеств А. Куинджи запечатлен вместе со своими учениками

Слайд 8

В конце жизни художник тяжело болел. Утомленное сердце отказывалось служить. Поздней весной

В конце жизни художник тяжело болел. Утомленное сердце отказывалось служить. Поздней весной
1910 года Куинджи привезли из Крыма в безнадежном состоянии. 11 июля того же года он скончался в своей квартире- буквально на руках у учеников.

Могила А. И. Куинджи на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург)

Слайд 9

В 1878 году несколько произведений Куинджи экспонировались в отделе русского искусства на

В 1878 году несколько произведений Куинджи экспонировались в отделе русского искусства на
всемирной выставке в Париже. Именно «Украинская ночь» вызывала особенные восторги.

Слайд 10

Лунная ночь на Днепре. 1880 Холст, масло. 105 × 146 см Государственный Русский музей,

Лунная ночь на Днепре. 1880 Холст, масло. 105 × 146 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Санкт-Петербург

Слайд 11

Последнее десятилетие жизни ознаменовалось для Куинджи созданием таких шедевров, как «Радуга» (1900—1905,

Последнее десятилетие жизни ознаменовалось для Куинджи созданием таких шедевров, как «Радуга» (1900—1905,
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), эскизы и этюды к которой он начал писать ещё в конце XIX века

Слайд 12

Картина «Ночное», считающаяся неоконченной, была написана Куинджи в последние годы его жизни,

Картина «Ночное», считающаяся неоконченной, была написана Куинджи в последние годы его жизни,
и она рассматривается как своеобразное завещание художника - в некотором смысле, его прощальное произведение.

Ночное. 1905—1908
Холст, масло. 107 × 169 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Слайд 13

На VII передвижной выставке 1879 года Куинджи показал три новые картины –

На VII передвижной выставке 1879 года Куинджи показал три новые картины –
это были «Север», «После дождя» и «Березовая роща».

Север. 1879
Холст, масло. 132 × 103 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

После дождя. 1879
Холст, масло. 102 × 159 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Слайд 14

Но «Березовая роща» поразила зрителей своей яркостью и радостным ощущением единения с

Но «Березовая роща» поразила зрителей своей яркостью и радостным ощущением единения с
природой. На полотне изображены берёзы, растущие на залитой солнцем лесной поляне. Значительный эффект достигается необычными комбинациями света и цвета, резким контрастом солнца и тени, который создаёт впечатление очень яркого солнечного освещения.

Берёзовая роща. 1879
Холст, масло. 97 × 181 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Слайд 15

Куинджи был прирожденным экспериментатором. Стремительно освоив технический и идеологический арсенал современной ему

Куинджи был прирожденным экспериментатором. Стремительно освоив технический и идеологический арсенал современной ему
живописи, он принял торить свой собственный путь.

До самого начала 1870-х Куинджи работал в стиле романтизм. Работы этого периода в большинстве своем не сохранились, но даже сами их названия звучат эхом произведений Айвазовского, к которому он ходил подростком на поклонение, дождавшись, впрочем, от мэтра лишь разрешения красить заборы.

Волны, 1860-е

Слайд 16

Тесное общение в Петербурге с представителями новейшей живописи не прошло для Куинджи

Тесное общение в Петербурге с представителями новейшей живописи не прошло для Куинджи
даром. Стилистика, в которой были исполнены его новые картины, менялась на глазах. И почти десятилетие своей жизни Куинджи отдал социальной тематике

Осенняя распутица. 1870
Холст, масло. 71 × 110,5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Слайд 17

Пейзажные предпочтения Куинджи очевидны- больше всего он любил изображать леса, поля, реки,

Пейзажные предпочтения Куинджи очевидны- больше всего он любил изображать леса, поля, реки,
море и горы. Но, вообще говоря, художник заранее себе никаких ограничений не придумывал.

Москва. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья ,1882
Холст, масло
Государственный Русский музей

Слайд 18

В 1890 году Куинджи съездил на Кавказ и буквально заболел горами. Его

В 1890 году Куинджи съездил на Кавказ и буквально заболел горами. Его
многочисленные виды Эльбруса сложились в импрессионистическую серию, стремящуюся запечатлеть малейшие изменения освещения и состояния природы.

Снежные вершины (Эльбрус), Между 1890 и 1895 г.

Слайд 19

В своих «лабораторных» работах «затворнического» периода, художник много занимался природой света, помещая

В своих «лабораторных» работах «затворнического» периода, художник много занимался природой света, помещая
его в как бы абсолютно экстремальные условия и тем самым пытаясь познать все его возможности.

Эффект заката
1900-е
Бумага на холсте, масло
Государственный Русский музей

Слайд 20

Южный берег Крыма – еще один любимый уголок Куинджи. Крымские работы мастера

Южный берег Крыма – еще один любимый уголок Куинджи. Крымские работы мастера
вновь открывают нам «кудесника цвета». В них он кропотливо исследует «цветность» воздуха…

Море. Крым, 1890-е

Слайд 21

Многие экспериментальные вещи Куинджи выполнены в жанре миниатюры, которые очень близки к

Многие экспериментальные вещи Куинджи выполнены в жанре миниатюры, которые очень близки к
картинам импрессионистов. Именно тогда он отверг тональную живопись и стал эксплуатировать ярчайшую палитру, базирующуюся на системе дополнительных цветов.

Цветник. Кавказ, 1908

Слайд 22

Природа одарила Куинджи совершенно особенными глазами. Жизнь и творчество великих мастеров нераздельны

Природа одарила Куинджи совершенно особенными глазами. Жизнь и творчество великих мастеров нераздельны
– свет заливает не только картины Куинджи, но исходит и от него самого.

Ладожское озеро ( 1873)

Слайд 23

Днепр утром. 1881
Холст, масло. 105 × 167 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Днепр утром. 1881 Холст, масло. 105 × 167 см Государственная Третьяковская галерея, Москва