Александр Александрович Китаев

Содержание

Слайд 2

Родился в 1952 году в Ленинграде. Член Союза фотохудожников России (1992), Союза

Родился в 1952 году в Ленинграде. Член Союза фотохудожников России (1992), Союза
Художников России (1994).
В 1977 окончил факультет фотокорреспондентов городского университета рабкоров при Ленинградском Доме Журналистов. С 1999 свободный художник. В 2000 году организовал издательство Арт-Тема, специализировавшегося на выпуске изданий по фотоискусству (арт-директор, 2000-2001).
Автор более семидесяти персональных выставок, проходивших в России, Англии, Германии, Голландии, Греции, Италии, Швейцарии, участник более 150 групповых выставок.
В 2012 году прекратил фотографическую практику и посвятил себя исключительно изучению истории русской фотографии.

Слайд 3

Эпоха и контекст
Знаковый представитель петербургской школы художественной фотографии рубежа XIX—XX вв. известен

Эпоха и контекст Знаковый представитель петербургской школы художественной фотографии рубежа XIX—XX вв.
прежде всего работами, выполненными в жанре городского пейзажа: 

Слайд 4

«У Александра Китаева — странное чувство Петербурга. Назвать его ретроспективным нельзя. При всей

«У Александра Китаева — странное чувство Петербурга. Назвать его ретроспективным нельзя. При
своей любви к старой русской фотографии, Китаев не стилизуется под XIX век. Но и ярких примет современности у него тоже почти не найти. Он словно опровергает известную аксиому, гласящую, что любой снимок с годами превращается в документ своей эпохи. Глядя на его фотографию не скажешь: это Садовая восьмидесятых, это Дворцовая девяностых. Это просто улица и набережная — как они живут на задворках памяти: неизменные, идеальные представления, очищенные от временной шелухи. Если что и заставляет Китаева схватить свою репортерскую, узкопленочную камеру и в тот или иной момент нажать на спусковую кнопку — так уж точно не погоня за историей». (А. Толстова)

Слайд 5

В начале 1990-х много экспериментировал в области абстрактной фотографии в технике фотограммы и т. н.

В начале 1990-х много экспериментировал в области абстрактной фотографии в технике фотограммы
«химографии».
«Впервые обратившись к фотограммам в 1990-е годы, Китаев далеко ушел от своих знаменитых предшественников. Он сразу начал работать не с элементарными формулами контрастов и контуров, а с трехмерным и прозрачным стеклом, позволяющим создавать сложные пространственные композиции. И если поначалу художника ещё интересовали верные тени давно исчерпавших свою прямую функцию предметов, то затем он пришел к созданию совершенно новых реальностей. Пафос „остранения“, в равной мере воплощавшийся в попытках Рене Магритта „увидеть заново“ обычный стакан и в фотограммных композициях Ман Рея и Мохоли-Надя, оказался отвергнут ради обретения нового инструментария — стеклянной бутылки и светового потока». (Ю. Демиденко).

Слайд 6

Когда и как стал знаменитым. Самые известные работы.
Большую известность также получили и

Когда и как стал знаменитым. Самые известные работы. Большую известность также получили
созданные им фотографии афонского цикла:

Слайд 7

«Кажется, впору уже теперь всерьез задуматься о дальнейшей судьбе этого нового фотографического

«Кажется, впору уже теперь всерьез задуматься о дальнейшей судьбе этого нового фотографического
архива, представляющего Афон на исходе XX века, с его „надмирностью“ и повседневностью, простыми радостями и не ускользнувшими от фотографа немалыми проблемами. Однако перед нами не репортаж, не простая фотофиксация, а образы, созданные художником. Отпечатанные, как и сто лет назад, в традиционной черно-белой технологии, работы Китаева кажутся „ретро“ или „археологической“ фотографией, однако менее всего стоит видеть в них формальную стилизацию, тоску по прошлому, попытку поворотить время вспять». (Ю. Демиденко).

Слайд 8

Не менее известны произведения в портретном в жанре: 

Не менее известны произведения в портретном в жанре:

Слайд 9

Китаев изначально создан именно как фотограф-художник и у него где-то на клеточном

Китаев изначально создан именно как фотограф-художник и у него где-то на клеточном
уровне заложена способность по своему усмотрению менять взгляд не только на окружающее, но и весь комплекс зрительного восприятия действительности. Можно подумать, что у него присутствует специальный ген перевоплощения. Поэтому Китаев обладает особой возможностью, которой постоянно пользуется, — он может позволить себе подходить к съёмке любого очередного портрета как к совершенно новой, уникальной задаче и искать её решение словно бы «от нуля», исходя исключительно из вековечной коллизии «художник — модель». (Наль Подольский)

Слайд 10

Кем и чем вдохновлялся. Всё началось в 1995 году, когда я вселился

Кем и чем вдохновлялся. Всё началось в 1995 году, когда я вселился
в небольшую мастерскую в глубине старого петербургского района с историческим названием Коломна. Питерские творческие мастерские по большей части расположены в непригодных для жилья подвалах и мансардах. Вот и эта моя мансарда забралась на крышу ничем не примечательного четырехэтажного жилого дома так называемой «рядовой застройки».

Слайд 11

 Едва обжившись, я объявил среду каждой недели днем «открытых дверей». С этого

Едва обжившись, я объявил среду каждой недели днем «открытых дверей». С этого
времени непременными гостями мансарды стали фотографы и живописцы, поэты и писатели, артисты и музыканты, искусствоведы и журналисты, студенты и … словом, как выражается один мой знакомец-коммерсант, – «всякая творческая сволочь». Сюда же залетают в жажде неформального общения с аборигенами-фотографами вояжеры из разных городов и весей планеты. Здесь, за стаканом иногда – чая, иногда – пива, иногда – водки (иногда всего этого слишком много) идет обмен мнениями и идеями, обсуждение выставок и концертов, просмотр фотографий, книг, картин… Здесь, в «хороводе муз» происходит «перекрестное опыление», зарождая новые творческие идеи. И, конечно же, я делал здесь портреты практически всех моих гостей.

Слайд 12

В 2000 году организовал издательство Арт-Тема, специализировавшегося на выпуске изданий по фотоискусству

В 2000 году организовал издательство Арт-Тема, специализировавшегося на выпуске изданий по фотоискусству
(арт-директор, 2000—2001); редактор раздела «Арт-мансарда» сетевого журнала Peter-club (2000—2001); арт-директор фотогалереи «Раскольников» (2004—2005).

Коломна. 2005

Слайд 13

В 1995—2012 гг. мастерская Китаева была местом регулярных, еженедельных (по средам) встреч и

В 1995—2012 гг. мастерская Китаева была местом регулярных, еженедельных (по средам) встреч
общения многих творческих личностей из разных городов России и зарубежных стран. 

Слайд 14

Кого вдохновлял.
2005 г. - Василий Сокорнов. (Совместно с Государственным центром фотографии) - ГЦФ,

Кого вдохновлял. 2005 г. - Василий Сокорнов. (Совместно с Государственным центром фотографии) - ГЦФ, Санкт-Петербург
Санкт-Петербург

Слайд 15

2005 г. - Иван Бианки - первый светописец Петербурга (совместно с Ю. Демиденко) --

2005 г. - Иван Бианки - первый светописец Петербурга (совместно с Ю.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Слайд 16

Квинтенсия роли и места. Авторский стиль.
Большую часть работ предпочитал снимать на традиционную

Квинтенсия роли и места. Авторский стиль. Большую часть работ предпочитал снимать на
35-миллимитровую фотоплёнку, отпечатанную вручную