Александр Николаевич Островский. Художественный мир писателя

Содержание

Слайд 2

"Я тружусь всю жизнь"

"Я тружусь всю жизнь"

Слайд 3

Предшественники А.Н. Островского: Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь

Предшественники А.Н. Островского: Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь

Слайд 4

А.Н.Островский открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, ездящего за границу

А.Н.Островский открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом.
и занимающегося своим бизнесом.

Слайд 5

По страницам биографии А.Н.Островского

По страницам биографии А.Н.Островского

Слайд 6

ОСТРОВСКИЙ
Александр Николаевич
Родился 31 марта (12 апреля н.с.)1823г. в Москве, в Замоскворечье —

ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич Родился 31 марта (12 апреля н.с.)1823г. в Москве, в
купеческом и мещанско-чиновничьем районе. Это была в полном смысле старозаветная Москва, почти не тронутая веяниями европейских порядков. Замоскворечье населяли купцы, и драматург первым в русской литературе рассказал об этом сословии и этом районе, за что и был назван «Колумбом Замоскворечья».

Слайд 7

Отец Островского
Отец его, Николай Федорович, был сыном священника; он и сам окончил

Отец Островского Отец его, Николай Федорович, был сыном священника; он и сам
Костромскую семинарию, затем Московскую духовную академию, однако стал практиковать как судебный стряпчий, занимаясь имущественными и коммерческими делами; дослужился до чина титулярного советника, а в 1839 году получил дворянство.

Родители

Слайд 8

Мать Островского, Любовь Ивановна, урожденная Саввина, была дочерью священника.
Умерла в

Мать Островского, Любовь Ивановна, урожденная Саввина, была дочерью священника. Умерла в 1831 году.
1831 году.

Слайд 9

Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы.

В семье было четверо

Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы. В семье
детей. Семья жила в достатке, уделялось большое внимание учёбе детей, получивших домашнее образование. Через пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дочери обрусевшего шведского дворянина. С мачехой детям повезло - она окружила их заботой и продолжила заниматься их учебой.

Слайд 11

1835 год – Александр Островский отдан в 1-ю Московскую гимназию.
1840 год

1835 год – Александр Островский отдан в 1-ю Московскую гимназию. 1840 год
– Островский заканчивает гимназию и поступает на юридический факультет Московского Университета.

Слайд 12

В 1840—43 учился на юридическом факультете Московского университета, где в то время

В 1840—43 учился на юридическом факультете Московского университета, где в то время
преподавали
М. П. Погодин, Т. Н. Грановский,
П. Г. Редкин.

Слайд 13

Первый год учился старательно и с увлечением, к концу второго курса перестал

Первый год учился старательно и с увлечением, к концу второго курса перестал
посещать занятия. Деканат университета решает оставить его для повторного курса. Но в это время он уже работал в своем театре.
Сам театр его вдохновлял. Островский считал, что в театре его жизнь. Едва ли не все деньги перепадающие от отца, он тратил на билеты в театр. В 43-ем году он провалил экзамены в университете и был отчислен. 19 сентября 1843 года был зачислен в Московский совестной суд канцелярским служителем, позднее служил в Коммерческом суде (1845-1851).

Слайд 14

Жизнь в Замоскворечье, работа в совестном и коммерческом судах, где основные "клиенты" -

Жизнь в Замоскворечье, работа в совестном и коммерческом судах, где основные "клиенты"
купцы, позволили драматургу наблюдать за жизнью купечества. Все это нашло отражение в пьесах Островского.
48 произведений, в которых действуют 547 героев.

Слайд 15

«Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин,

«Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов
Грибоедов и Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».
И.А.Гончаров

Слайд 17

Драматург жил в гражданском браке с простолюдинкой Агафьей Ивановной, с которой имел

Драматург жил в гражданском браке с простолюдинкой Агафьей Ивановной, с которой имел
общих детей, но все они умерли еще детьми. Не имевшая образования, но женщина умная, с тонкой легкоранимой душой, она понимала драматурга и была самым первым читателем и критиком его произведений.

С Агафьей Ивановной Островский прожил около двадцати лет, до ее смерти, а через два года после ее кончины, в 1869 году, обвенчался с артисткой Марией Васильевной Бахметьевой, которая родила ему четырех сыновей и двух дочерей.

Слайд 18

Этапы творческого пути

Этапы творческого пути

Слайд 19

Известность принесла пьеса «Свои люди - сочтемся» (1849)
(первоначальное название — «Банкрот»), опубликованная в

Известность принесла пьеса «Свои люди - сочтемся» (1849) (первоначальное название — «Банкрот»),
1850 году. Пьеса вызвала одобрительные отклики H.В. Гоголя, И.А.Гончарова.
К постановке на сцене комедия была запрещена, Влиятельное московское купечество, обиженное за все свое сословие, пожаловалось «начальству»; а автор был уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению 
Николая I (надзор был снят только после воцарения 
Александра II). На сцену пьеса была допущена только в 1861 году.

Слайд 20

"Свои люди - сочтемся!"
Самсон Силыч Большов занимает большой капитал у своих собратьев-купцов

"Свои люди - сочтемся!" Самсон Силыч Большов занимает большой капитал у своих
и, поскольку возвращать долги ему не хочется, объявляет себя обанкротившимся человеком, несостоятельным должником. Свое состояние он переводит на имя приказчика Лазаря Подхалюзина, а для крепости мошеннической сделки отдает за него замуж свою дочь Липочку.

В центре комедии «Свои люди — сочтёмся» — богатый хозяин,
ловкий приказчик, коварная дочь.

Слайд 21

"Свои люди - сочтемся!"

Большова сажают в долговую тюрьму, но он не унывает,

"Свои люди - сочтемся!" Большова сажают в долговую тюрьму, но он не
поскольку верит, что Лазарь внесет для его освобождения небольшую сумму от полученного капитала. Однако он ошибается: "свой человек" Лазарь и родная дочь Липочка не дают отцу ни копейки.  

Слайд 22

"Свои люди - сочтемся!"

Липочка, мечтающая о женихе "из благородных": "Ничего и потолще,

"Свои люди - сочтемся!" Липочка, мечтающая о женихе "из благородных": "Ничего и
был бы собою не мал. Конечно, лучше уж рослого, чем какого-нибудь мухортика. И пуще всего, Устинья Наумовна, чтоб не курносого, беспременно чтобы был бы брюнет; ну, понятное дело, чтоб и одет был по-журнальному..."

Слайд 23

"Свои люди - сочтемся!"

В пьесе Островского сталкиваются два купеческих поколения: "отцы" в

"Свои люди - сочтемся!" В пьесе Островского сталкиваются два купеческих поколения: "отцы"
лице Большова и "дети" в лице Липочки и Лазаря. Различие между ними сказывается даже в "говорящих" именах и фамилиях. Большов - от крестьянского "большак", глава семьи, и это очень знаменательно. Большов - купец первого поколения, мужик в недалеком прошлом. Сваха Устинья Наумовна так говорит о семействе Большовых: "А они-то разве благородные? То-то и беда, яхонтовый! Нынче заведение такое пошло, что всякая тебе лапотница в дворянство норовит.

Слайд 24

"Свои люди - сочтемся!"

Разбогатев, Большов порастратил народный нравственный "капитал", доставшийся ему по

"Свои люди - сочтемся!" Разбогатев, Большов порастратил народный нравственный "капитал", доставшийся ему
наследству. Став купцом, он готов на любую подлость и мошенничество по отношению к чужим людям. Он усвоил торгашеско-купеческое "не обманешь - не продашь". Но кое-что из прежних нравственных устоев в нем еще теплится. Большов еще верит в искренность семейных отношений: свои люди сочтутся, друг друга не подведут.  

Слайд 25

"Свои люди - сочтемся!"

Но то, что живо в купцах старшего поколения, совершенно

"Свои люди - сочтемся!" Но то, что живо в купцах старшего поколения,
не властно над детьми. На смену самодурам большовым идут самодуры подхалюзины. Для них уже ничто не свято, они с легким сердцем растопчут последнее прибежище нравственности - крепость семейных уз.

Слайд 26

Уже в комедии "Свои люди - сочтемся!" проявились основные черты драматургии Островского:

Уже в комедии "Свои люди - сочтемся!" проявились основные черты драматургии Островского:
умение через семейно-бытовой конфликт показать важным общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не только главных, но и второстепенных персонажей.

«Свои люди – сочтемся!»

Слайд 27

1852 – 1855 гг. – «Москвитянский» период.

Островский активно участвует в кружке молодых

1852 – 1855 гг. – «Москвитянский» период. Островский активно участвует в кружке
сотрудников журнала «Москвитянин», стремившихся сделать этот журнал органом новой разновидности славянофильства.

Слайд 28

Одна за другой появляются пьесы "Бедность не порок", "Не в свои сани

Одна за другой появляются пьесы "Бедность не порок", "Не в свои сани
не садись", "Доходное место", "Лес", "Горячее сердце", "Таланты и поклонники", "Без вины виноватые" и другие.
"И такой во мне дух сделался: ничего я не боюсь! Кажется, вот режь меня на части, я все-таки на своем поставлю", -- говорит героиня пьесы "Воспитанница". "Ничего я не боюсь" -- вот главное в новом герое Островского.

Слайд 29

1956 г.

В 1956 г Островский совершил путешествие по Волге: от истоков реки

1956 г. В 1956 г Островский совершил путешествие по Волге: от истоков
до Нижнего Новгорода. Полученные впечатления многие годы питали его творчество. Отразились они и в "Грозе" (1959) одной из самых знаменитых его пьес.

Слайд 30

 «Гроза» (1859) — пьеса о пробуждающейся, протестующей личности, которая больше не хочет жить

«Гроза» (1859) — пьеса о пробуждающейся, протестующей личности, которая больше не хочет
по законам, подавляющим личность.

Слайд 31

"Лес" (1870) -- пьеса ставит вечные вопросы человеческих взаимоотношений, пытается решить проблему

"Лес" (1870) -- пьеса ставит вечные вопросы человеческих взаимоотношений, пытается решить проблему нравственного и безнравственного.
нравственного и безнравственного.

Слайд 32

"Снегурочка (1873) -- взгляд на древний, патриархальный, сказочный мир, в котором тоже господствуют

"Снегурочка (1873) -- взгляд на древний, патриархальный, сказочный мир, в котором тоже
материальные отношения (Бобыль и Бобылиха).

Слайд 33

«Бесприданница" (1879) -- взгляд драматурга через 20 лет на проблемы, поднятые в драме

«Бесприданница" (1879) -- взгляд драматурга через 20 лет на проблемы, поднятые в
"Гроза". «Бесприданница» характеризуется тем, что в ней, как и в «Грозе», чувствуется абсолютное противостояние героини и среды. Ларисе Огудаловой свойственны стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость.

Слайд 34

В конце жизни Островский занял должность заведующего репертуарной частью московских театров (драматург

В конце жизни Островский занял должность заведующего репертуарной частью московских театров (драматург
всю жизнь мечтал служить театру). Но здоровье его было подорвано, силы истощены. Он скончался у себя в имении от наследственной болезни — стенокардии.

Слайд 35

Драматург остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала

Драматург остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала
его литературная критика, но создателем русского демократического театра, к театральной практике применившим достижения русской психологической прозы 19 в. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета истинно народного писателя.

Слайд 36

Могила А.Н.Островского

Могила А.Н.Островского

Слайд 37

Особенности стиля Островского

1. Говорящие фамилии

Пьеса Островского — “Без вины виноватые”. Увидев фамилию

Особенности стиля Островского 1. Говорящие фамилии Пьеса Островского — “Без вины виноватые”.
Незнамов, читатель сразу понимает, что речь идет о человеке, который не знает своего прошлого. Незнам в словаре Даля толкуется как неизвестный человек.

Слайд 38

Говорящие фамилии

Например, в пьесе «Гроза» нет случайных имен и фамилий. Тихоня, слабовольный

Говорящие фамилии Например, в пьесе «Гроза» нет случайных имен и фамилий. Тихоня,
пьяница и маменькин сынок Тихон Кабанов вполне оправдывает своё имя.

Слайд 39

Дикой

Дикой в северных русских областях обозначало «глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшедший»,

Дикой Дикой в северных русских областях обозначало «глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшедший»,
а диковать – «дурить, блажить, сходить с ума». Первоначально Островский предполагал дать герою отчество Петрович (от Петр – «камень»), но крепости, твердости в этом характере не было, и драматург дал Дикому отчество Прокофьевич (от Прокофий – «успевающий»). Это более подходило жадному, невежественному, жестокому и грубому человеку, который в то же время был одним из богатейших и влиятельных купцов города.

Актер М.Жаров

Слайд 40

Марфа Игатьевна Кабанова (Кабаниха)

Марфа – «наставница», Игнатий – «неизвестный, сам себя поставивший».

Марфа Игатьевна Кабанова (Кабаниха) Марфа – «наставница», Игнатий – «неизвестный, сам себя
Прозвище героини могло быть образовано от двух слов, которые в равной степени глубоко соответствуют сути её характера, либо – дикая свирепая свинья, либо кабан – глыба льда. Жестокость, свирепость и холодность, равнодушие этой героини очевидны. Кабанова – богатая вдова, в этой характеристике заключен и социальный и психологический смысл.

Актриса В.Пашенная

Слайд 41

Женские имена в пьесах Островского весьма причудливы, но имя главной героини почти

Женские имена в пьесах Островского весьма причудливы, но имя главной героини почти
всегда чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу. Лариса – “чайка” по-гречески, Катерина – “чистая”. Лариса – жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает “птиц” – “Ласточку” (пароход) и потом Ларису – чайку. Катерина – жертва своей чистоты, своей религиозности, она не вынесла раздвоения своей души, ведь любила - не мужа, и жестоко наказала себя за это. Интересно, что Харита и Марфа (в “Бесприданнице” и в “Грозе”) обе Игнатьевны, то есть “незнающие” или, по-научному, “игнорирующие”. Они и стоят как бы в стороне от трагедии Ларисы и Катерины, хотя та и другая, безусловно, виноваты (не прямо, но косвенно) в гибели дочери и снохи.

Слайд 42

Мокий Парменыч Кнуров

Мокий Парменыч Кнуров – имя этого героя звучит простонародно, тяжело,

Мокий Парменыч Кнуров Мокий Парменыч Кнуров – имя этого героя звучит простонародно,
«неизящно» (в отличие от Сергея Сергеевича Паратова), а фамилия Кнуров происходит, согласно словарю Даля, от слова кнур – «боров, кабан, хряк».

Актер А.Петренко

Слайд 43

Василий Данилыч Вожеватов

Василий Данилыч Вожеватов – имя и отчество этого купца достаточно

Василий Данилыч Вожеватов Василий Данилыч Вожеватов – имя и отчество этого купца
обычны, а фамилия происходит от слова вожеватый – «развязный, беспардонный человек».

Актер А.Панкратов-Черный

Слайд 44

Юлий Капитоныч Карандышев

Юлий Капитоныч Карандышев – необычно, гротескно звучит сочетание имени и

Юлий Капитоныч Карандышев Юлий Капитоныч Карандышев – необычно, гротескно звучит сочетание имени
отчества героя – имя римского императора и простонародное отчество. Таким необычным сочетанием автор сразу же подчеркивает сложность и противоречивость героя. Фамилию Карандышев можно растолковать, заглянув в словарь Даля. Карандыш значит «коротышка, недомерок».

Актер А.Мягков

Слайд 45

Сергей Сергеевич Паратов

Паратов – это и парад, и пират. Также безусловно, напрашивающееся

Сергей Сергеевич Паратов Паратов – это и парад, и пират. Также безусловно,
сопоставление Паратова с “паратым” зверем, то есть мощным, хищным, сильным и беспощадным. Хищническое поведение его в пьесе как нельзя лучше характеризуется этой фамилией.
Сергей Сергеевич Паратов – звучное сочетание имени и отчества этого героя дополняется значащей фамилией. На языке охотников паратый обозначает «сильный, быстрый зверь». Действительно, в облике героя присутствует нечто хищное, жестокое.

Актер Н.Михалков

Слайд 46

Говорящие фамилии

Образ Лазаря Елизарыча Подхалюзина из пьесы “Свои люди — сочтемся!”.
Владимир

Говорящие фамилии Образ Лазаря Елизарыча Подхалюзина из пьесы “Свои люди — сочтемся!”.
Даль дает ей достаточно четкое определение: «Подхалюза – пролаз, ловкий пройдоха; лукавый, скрытный и льстивый человек».

Слайд 47

Своеобразие названий пьес

Бедность не порок. Без вины виноватые. В чужом пиру

Своеобразие названий пьес Бедность не порок. Без вины виноватые. В чужом пиру
похмелье Грех да беда на кого не живет За чем пойдешь, то и найдешь На всякого мудреца довольно простоты. Не было ни гроша, да вдруг алтын. Не в свои сани не садись Не все коту масленница.

Слайд 48

Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок)

Не так живи, как

Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок) Не так живи, как
хочется Правда - хорошо, а счастье лучше. Праздничный сон - до обеда Светит, да не греет Свои люди - сочтемся. Свои собаки грызутся, чужая не приставай!. Сердце не камень. Старый друг лучше новых двух Конец - делу венец

Слайд 49

Речевая индивидуализация образов героев.

Речевая индивидуализация образов героев.

Слайд 50

Итоговые вопросы

Можно ли говорить о современности пьес Островского? Докажите свою точку

Итоговые вопросы Можно ли говорить о современности пьес Островского? Докажите свою точку
зрения.
Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам драматурга?
Почему так сложно "осовременивать" пьесы А. Н. Островского?

Слайд 51

А. Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя - купца.

А. Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя - купца.

Слайд 52

До А.Н.Островского русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес

До А.Н.Островского русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный
огромный вклад в развитие русского театра.

Слайд 53

Творчество А.Н.Островского, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении

Творчество А.Н.Островского, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении
героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.

Слайд 54

Домашнее задание.

Драма "Гроза« (текст + учебник)
История создания,
система образов,
приемы раскрытия характеров

Домашнее задание. Драма "Гроза« (текст + учебник) История создания, система образов, приемы
героев.
Своеобразие конфликта.
Смысл названия.

Слайд 55

Индивидуальные задания

Группа 1
История создания пьесы. Сообщения учащихся (домашняя работа с дополнительной

Индивидуальные задания Группа 1 История создания пьесы. Сообщения учащихся (домашняя работа с дополнительной литературой).
литературой).

Слайд 56

Индивидуальные задания

Группа 2.
Смысл названия пьесы "Гроза".

Индивидуальные задания Группа 2. Смысл названия пьесы "Гроза".

Слайд 57

Индивидуальные задания

Группа 3
Система действующих лиц пьесы

Индивидуальные задания Группа 3 Система действующих лиц пьесы
Имя файла: Александр-Николаевич-Островский.-Художественный-мир-писателя.pptx
Количество просмотров: 22
Количество скачиваний: 0