Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). Баллада Песнь о вещем Олеге

Содержание

Слайд 2

Из теории литературы

Баллада – стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание

Из теории литературы Баллада – стихотворение, в основе которого лежит историческое событие,
с острым напряженным сюжетом.

Слайд 3

А.С.Пушкин всегда интересовался историей,
его особенно привлекала жизнь Древней Руси.

История создания баллады

А.С.Пушкин всегда интересовался историей, его особенно привлекала жизнь Древней Руси. История создания баллады

Слайд 4

Смысл сопоставления Олега и волхва

Смысл сопоставления Олега и волхва

Слайд 5

В основе «Песни о вещем Олеге» (1822) лежит летопись. Баллада и летопись

В основе «Песни о вещем Олеге» (1822) лежит летопись. Баллада и летопись
основаны на историческом событии. Они связаны одним героем – князем Олегом.
Летопись – проза, а баллада – поэтический текст. Поэт создаёт художественное произведение, рисует целый ряд картин, показывает живые образы князя и волхва. И характеристика героев тоже разная. Как показан поэтом князь Олег? В нем есть и положительные черты, и отрицательные.
Смерть от коня не укладывается в сознании овеянного славой победителя.
Почему Олег не может отвергнуть предсказания?

Осмысление идеи баллады. Анализ

Слайд 6

Почему же Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы

Почему же Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не
не уйдёшь? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его «лживым, безумным стариком»? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?

Осмысление идеи баллады. Анализ

Слайд 7

Итак, князь Олег мудрый, вещий, опытный воин, добрый, любит своего верного коня,

Итак, князь Олег мудрый, вещий, опытный воин, добрый, любит своего верного коня,
уважает старших, щедрый. Но в то же время он гордый, надменный, властный, воинственный, хитрый. Пушкин намекает на «доблесть Олега» - обрёк мечам и пожарам нивы и сёла.

Осмысление идеи баллады. Анализ

Слайд 8

Встретив кудесника, Олег высокомерно требует, а не просит открыть ему правду. И

Встретив кудесника, Олег высокомерно требует, а не просит открыть ему правду. И
в пророчестве волхва Олег предстаёт не в лучшем свете. Смерть он примет не от ран – как воин. Не от болезни и старости – как праведник. Смерть от лучшего друга. И он меняет коня, что несовместимо с воинской честью. Он отвергает смелость, верность, преданность, желая обойти судьбу.

Осмысление идеи баллады. Анализ

Слайд 9

Да и с годами князь Олег не изменился, только поседел. Он полон

Да и с годами князь Олег не изменился, только поседел. Он полон
презрения к кудеснику, он смеётся над прорицанием, обвиняя во всём волхва. Он даже наступает ногой на череп когда-то любимого коня, не уважая законы погребения, смеясь над судьбой. Расплата неминуема.

Осмысление идеи баллады. Анализ

Слайд 10

Кудесник бескорыстный, смелый, независимый, мудрый, уверенный в себе. Покорный одному Перуну,

Кудесник бескорыстный, смелый, независимый, мудрый, уверенный в себе. Покорный одному Перуну, он
он не трепещет перед грозным владыкой. Предсказание кудесника исполнилось. Волхв убеждён в том, что, как бы ни был велик человек, ему не избежать назначенной судьбы. Вещий язык кудесника – божий дар. Он правдив и свободен. Автор на стороне волхва, потому что устами кудесника Пушкин говорит о том, каким должно быть творчество, каким должен быть поэт. Независимость поэзии и духовной свободы от мирской власти царей – главная мысль баллады.

Образ кудесника. Идея баллады

Слайд 11

Столкновение князя и кудесника намекает на конфликт между земным владыкой и вдохновенным

Столкновение князя и кудесника намекает на конфликт между земным владыкой и вдохновенным
пророком. Какая проблема волнует Пушкина? Каким должно быть творчество? Каким должен быть поэт? Есть ли ответ в тексте? Он в устах волхва: свобода и независимость!

Идея баллады