Слайд 2История
написания:
Стихотворение было написано в 1828 году. После возвращения из ссылки в
1826 году Пушкин некоторое время надеялся на то, что теперь его мечты о свободном творчестве воплотятся в жизнь. Но царь и его слуги не оставляют поэта в покое. Тайные агенты следят за каждым шагом поэта, его произведения подвергаются жестокой цензуре. В 1828 году против поэта возбуждается дело по обвинению в создании противоправительственного произведения «Андрей Шенье» и безбожной поэмы «Гавриилиада». Видимо, эти обстоятельства личной жизни и послужили поводом для создания аллегорического стихотворения «Анчар».
Слайд 3 Жанр традиционно определяется как лирическое стихотворение, но событийный сюжет позволяет назвать его
балладой.
В основу сюжета этого произведения Пушкин положил полулегендарные сведения о существовании на острове Ява ядовитого дерева анчар. Путешественники рассказывали, что это дерево отравляет окрестный воздух, а сок его смертелен. Вожди местных племен посылали приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую употребляли для отравления стрел.
Слайд 4Образ Анчара.
В своем стихотворении Пушкин создает очень яркий и выразительный образ смертельно
ядовитого дерева, символизирующий абсолютное зло:
К нему и птица не летит,
И тигр не йдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.
Слайд 5В «Анчаре» поднимается тема гибельности неограниченной власти. Пушкин сопоставляет зло природы и зло владыки,
который отправляет человека к дереву, несущему смерть. Анчар — символ зла, который присущий этой проблеме. Все живое избегает прикосновения к анчару, он — «один во всей вселенной». Он стоит в пустыне «чахлой и скупой» как победитель, высшая сила, которую никто не может победить. Но царь нарушает закон природы.
Слайд 6Композиция
Стихотворение делится на две части. В первой дается описание ядовитого дерева. Во
второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба. Даже союз «но» об этом повествует, создавая четкую грань перехода частей. При изображении анчара Пушкин использует эпитеты, направленные на раскрытие его основного качества — губительности для всего живого. Образы царя и слуги контрастны: в первом поэт подчеркивает его всевластие, безжалостность, во втором — покорность. При этом образы анчара и царя, наоборот, сопоставлены: и тот и другой несут смерть.
Слайд 7Господин отправляет своего раба за древом смерти, чтобы ядом победить своих врагов.
Ему вовсе не жаль своего раба, раб для него лишь вещь, которая принесла ему победу.
Стихотворением «Анчар» А. С. Пушкин высказывает то, что всемогущество человека может заставить служить его собственным интересам. Автор в печали от того, что своё могущество человек использует лишь в разрушительных целях, человеку неважно состояние других, он заботиться лишь о себе.
Слайд 8Анчар в этом произведении — те самые господа и владыки, которые «отравляют
ядом» свой народ. Владыка все делает руками своих подчиненных, он не подвергает свою жизнь опасности, посылая на смерть своих людей. Пушкину не жаль раба, он лишь показывает то, что раб просто беспомощен, он не в силах что-либо сделать.
Слайд 9Вот в чем закономерность: мы беспомощны против зла, которое творят правители! Автор
не осуждает владыку, он показывает всю суть деспотизма правителей, в которой есть непобедимые владыки и молчаливые рабы. Весь драматизм данного произведения в том, что рабам никто не сможет помочь.