Слайд 2Начало пути
Родился в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских. Учился в церковно-приходской школе,
затем в городской. С 14 лет начинает овладение рабочими профессиями (слесаря, литейщика, помощника машиниста паровоза) — нужно было поддерживать семью.
Слайд 3Рабочий интеллигент
В 1922-1926 годах Платонов работает мелиоратором в Воронежской губернии и на
строительстве электростанции. Он увлечен делом преобразования хозяйства, однако упорно продолжает заниматься литературой. Печатает публицистические статьи, рассказы и стихи в воронежских газетах и журналах и даже в московском журнале «Кузница».
Слайд 4От «дела» к «слову»
В 1927 году Платонов оставляет службу и перебирается с
семьей в Москву: писатель в Платонове победил инженера. Вскоре появляется повесть «Епифанские шлюзы», давшая название сборнику рассказов (1927). В этой повести в экспрессивно-сгущенной символике сюжета и языка дана острая метафора трагического и жестокого облика России, обреченность в ней рациональных начинаний.
Слайд 5Творческий путь
Новая поэтика нашла свое выражение в повестях «Ямская слобода» (1927), в
которой Платонов продолжил деревенскую тему ранней прозы, «Город Градов» (1928) — сатире на советскую бюрократию, «Сокровенный человек» (1928) о приключениях «размышляющего пролетария» в годы гражданской войны.
Слайд 7Героика ветхости
Сотканные из парадоксов угловатые герои, язык, сюжеты Платонова с трудом обретали
признание современников. Успех публикаций в журналах «Красная новь», «Новый мир» вскоре сменяется критическими отзывами, редакторскими купюрами и отказами. Положение Платонова усугубляется бытовыми неурядицами: семья долго скитается по временным квартирам, пока в 1931 не поселяется во флигеле особняка на Тверском бульваре…
Слайд 8Роман «Чевенгур»
В 1928 Платонов завершает работу над романом «Чевенгур», однако целиком он
увидел свет лишь в 1972 в Париже. Роман представляет собой многоплановое повествование, в котором лирика и сатира переплетены с философскими построениями и политическими аллюзиями. В основе сюжета — описание возникновения и гибели города-коммуны Чевенгур, куда приезжают после ряда приключений герои романа, сын утопившегося рыбака Саша Дванов и Дон Кихот революции Копенкин.
Слайд 9Тридцатые годы
В тридцатые годы с наибольшей силой проявляется талант Платонова. В 1930
он создает один из своих главных шедевров — повесть «Котлован» (впервые опубликована в СССР в 1987) — социальную антиутопию на темы индустриализации, трагико-гротескное описание краха идей коммунизма (вместо дворца выстроена коллективная могила).
Слайд 10Признание писателя
В 1933-1935 после поездки в Туркмению Платонов создает повесть «Джан». Ее
герой, ведомый прометеевской страстью спасти свой вымирающий в пустыне народ, хочет научить людей счастливой жизни в коммуне, но терпит неудачу. Лирический и социально-утопический пласты соединились здесь в единое целое. Яркость фразы и слова, звукопись и ритм делают прозу Платонова 1930-х годов экспрессивно-насыщенной.
Слайд 11Война и послевоенное творчество
В годы войны Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная
звезда». В созданных им рассказах о войне сохраняется присущая Платонову неоднозначность оценок, атмосфера парадоксальности бытия, внутреннего конфликта человека и мира.
Рассказ «Семья Ивановых» («Возвращение») вызвал резкую критику за «клеветничество» в адрес советской семьи.
Слайд 12Последние годы жизни
В последние годы жизни писатель, на которого обрушивается новая волна
нападок, вынужден искать обходных путей — он пишет вариации русских и башкирских народных сказок, работает над сатирической пьесой на тему американской действительности (с аллюзиями на СССР) «Ноев ковчег» (не закончена)…
Слайд 13Художник победившей
музы
С 1980-х годов яркая самобытность мастера вызвала огромную волну интереса
во всем мире. Большая часть произведений Платонова все еще находится в рукописях. Платонов — художник победившей музы: «темная воля к творчеству» и сокрушительная мощь слова многократно перекрыли узость времени и идей, которым он был предан.
Слайд 14Андрей Платонов
Однако приспособиться к послевоенному террору Платонову было не дано: он
вскоре умер от туберкулеза, которым заразился от сына, выпущенного из лагеря.