К.Г. Паустовский о Крыме

Содержание

Слайд 2

"Жить нужно странствуя" 

 Странствия привели Константина Георгиевича в Коктебель, где он познакомился и подружился с вдовой Максимилиана

"Жить нужно странствуя" Странствия привели Константина Георгиевича в Коктебель, где он познакомился
Волошина, потом в Старый Крым, который очаровал и стал на несколько лет пристанищем. Писатель признался: «Я понял, как прекрасна эта земля, омытая одним из самых праздничных морей земного шара». Крымскими мотивами пронизаны многие его произведения. Крым он определил как «место, где хотелось остановить время, чтобы не терять ощущение молодости».

Слайд 3

Здесь замерло время

Время остановилось в маленьком домике на тихой старокрымской улочке, где писатель снимал

Здесь замерло время Время остановилось в маленьком домике на тихой старокрымской улочке,
комнаты у медсестры Веры Рутковской-Олейниковой. Оно сохранило для нас его молодость. Чтобы этот обычный частный дом стал музеем, приложила не только усилия, но и деньги семьи Надежды Садовской. Дом был выкуплен и передан для создания в нём мемориального музея. Здесь теперь собраны подлинные вещи из интерьеров трёх старокрымских домов, в которых останавливался Константин Паустовский, а также дома в Коктебеле, где в начале 50-х прошлого века он жил у Феодосии Печерикиной. Дочь её Любовь Петровна хорошо помнит писателя и, много лет работая в Доме-музее Волошина, охотно рассказывала о своих встречах с писателем. Она, кстати, стала прототипом героини рассказа «Встреча».

Слайд 4

В мире романтика

В него попадаешь, переступив порог дома, где писатель был счастлив, где

В мире романтика В него попадаешь, переступив порог дома, где писатель был
в 2005 году была открыта первая музейная экспозиция. Здесь вспоминаешь слова Герцена, которые Паустовский сделал эпиграфом к своему роману «Дым отечества»: «Людям хотелось бы всё сохранить — и розы, и снег».
Создатели музея сумели сохранить здесь не только дух прошлого, но и воскресить запахи, звуки, которые окутывают внимательного посетителя, погружая его в то время, когда в этих стенах звучал голос писателя, скрипели от его шагов половицы.

Слайд 6

Здесь, в звенящей тишине, в комнате с окном в сад, он наполнял свои повести и рассказы шумом морского

Здесь, в звенящей тишине, в комнате с окном в сад, он наполнял
прибоя, ветрами и туманами. Здесь ночами он беседовал с героями своих произведений, поэтому они воспринимаются нами живыми, реальными людьми, со всеми их бедами и радостями, мечтами.

Слайд 7

Он любил их и завещал нам любить простых работяг, для которых слово «любовь» было не пустым

Он любил их и завещал нам любить простых работяг, для которых слово
звуком, а главным чувством, без которого жизнь пуста и мертва.
Не его рука сорвала нежные стебельки и поставила скромный букетик в вазу. Но это неважно. Важно, что, глядя на него, вспоминаешь какие-то милые строчки из писем писателя. Например, эти:

Слайд 8

Взяли в аренду осла с повозкой, будем ездить в Коктебель и Отузы (отсюда до моря 16 километров). Осёл

Взяли в аренду осла с повозкой, будем ездить в Коктебель и Отузы
молчаливый и склонный к размышлениям — перед каждой лужей он останавливается и о чём-то долго думает, — потом прыгает через лужу вместе с повозкой.

Слайд 10

Нельзя — музейный экспонат, но так хочется дотронуться до старенького патефона, поставить наугад любую пластинку,

Нельзя — музейный экспонат, но так хочется дотронуться до старенького патефона, поставить
послушать то, что слушал он. Если не присесть, то хотя бы прикоснуться к дивану, на котором под тёплым светом ночника он что-нибудь читал и писал.

Слайд 11

Значительное место в экспозиции отведено теме «Паустовский и Грин». Мы напоминаем этим, что именно Паустовский открыл

Значительное место в экспозиции отведено теме «Паустовский и Грин». Мы напоминаем этим,
читателям Александра Грина, — говорит заведующая музеем Ирина Котюк. — Открыв сборник рассказов со странным названием «Синий каскад Теллурии» неизвестного ему автора, прочитав первые строки, Константин Георгиевич не смог оторваться и всю «причудливую, как сон, необыкновенную книгу» буквально «проглотил», стоя в тени цветущего киевского каштана у киоска, где её приобрёл.

Слайд 12

В повести «Книга скитаний» Паустовский написал: Мне страшно хотелось сказать ему, как он украсил мою

В повести «Книга скитаний» Паустовский написал: Мне страшно хотелось сказать ему, как
юность крылатым своим воображением, какие волшебные страны цвели, никогда не отцветая, в его рассказах...

Слайд 13

В повесть «Чёрное море» писатель вставил маленькую новеллу «Сказочник», посвящённую Александру Грину и месту

В повесть «Чёрное море» писатель вставил маленькую новеллу «Сказочник», посвящённую Александру Грину
его последнего приюта в Старом Крыму. Именно в «Чёрном море» Константин Паустовский впервые открыто вступился за доброе имя кумира своей юности, украсившего её «крылатым своим воображением».

Слайд 14

Крым для Паустовского был «землёй покоя, размышлений и поэзии». Красота его вдохновляла Паустовского

Крым для Паустовского был «землёй покоя, размышлений и поэзии». Красота его вдохновляла
всю жизнь. Произведения писателя, написанные здесь, наполнены свежестью, радостью жизни, счастьем. Преодолевая болезнь, Константин Георгиевич диктовал весной 1968 года:

Слайд 15

Летучая гряда облаков стояла над Крымом, и непонятно почему этот вечер показался мне

Летучая гряда облаков стояла над Крымом, и непонятно почему этот вечер показался
значительным. Теплоход гремел на рейде... В каждой малости была заключена великая глубина.

Слайд 16

Константин Паустовский: «Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает

Константин Паустовский: «Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение их
ощущение счастья». Статья «Воспоминание о Крыме»).

Слайд 17

По Чёрному морю уже много лет ходит прогулочный катер «Константин Паустовский» как напоминание

По Чёрному морю уже много лет ходит прогулочный катер «Константин Паустовский» как
о том, что Крым — «малая родина» Паустовского, самая дорогая и прекрасная земля, «омытая одним из самых праздничных морей земного шара».