Антропология русского демонизма. Полифония сознания в русской культуре

Содержание

Слайд 3

АНТРОПОЛОГИЯ РУССКОГО ДЕМОНИЗМА

Полифония сознания в русской культуре

АНТРОПОЛОГИЯ РУССКОГО ДЕМОНИЗМА Полифония сознания в русской культуре

Слайд 9

«Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил

«Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил
его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много».

(Мк. 5:8-9)

Слайд 13

«Демоны не суть видимые тела, но мы бываем для них телами, когда

«Демоны не суть видимые тела, но мы бываем для них телами, когда
души наши принимают от них помышления телесные ...»

Св. Антоний Великий

Слайд 20

Глоссолалия. Речь, состоящая из бессмысленных слов и словосочетаний, имеющая некоторые признаки осмысленной

Глоссолалия. Речь, состоящая из бессмысленных слов и словосочетаний, имеющая некоторые признаки осмысленной
речи.

Ксенолалия. нарушение речи с изменением структуры ее звуков, вследствие чего она становится похожей на иноязычную.

Копролали́я (лат. coprolalia; от др.-греч. κόπρος «кал, грязь» +. λαλιά «речь») — болезненное, иногда непреодолимое импульсивное влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода. 

Слайд 22

Де́мон (от др.-греч. δαίμων — даймон, «дух, божество», лат. genius «дух») Сократ и его

Де́мон (от др.-греч. δαίμων — даймон, «дух, божество», лат. genius «дух») Сократ
последователи — Платон, стоики и др., отождествляли с даймоном «внутренний голос» человека, совесть.

Гомер

Слайд 23

Дельфийский оракул (Delphicum oraculum) —  то есть прорицалище, при храме Аполлона в Дельфах

Дельфийский оракул (Delphicum oraculum) — то есть прорицалище, при храме Аполлона в Дельфах

Слайд 24

Териантропия (от греч. θηρίον — «дикое животное» и греч. άνθρωπος — «человек»)

Териантропия (от греч. θηρίον — «дикое животное» и греч. άνθρωπος — «человек»)
— мифическая способность человека превращаться в животное, оборотничество.

Слайд 25

Териантропия (от греч. θηρίον — «дикое животное» и греч. άνθρωπος — «человек»)

Териантропия (от греч. θηρίον — «дикое животное» и греч. άνθρωπος — «человек»)
— мифическая способность человека превращаться в животное, оборотничество.

Слайд 26

«…и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него - как у птицы»

(Дан 4 : 30)

«…и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось

Слайд 27

Это могут быть зловредные (чаще) или благожелательные (реже) сверхъестественные существа – духи

Это могут быть зловредные (чаще) или благожелательные (реже) сверхъестественные существа – духи
болезней, души умерших, божества и другие мифологические персонажи. *) «Одержимость без транса» (non-trance possession). *) «Трансовая одержимость» (possession trance), характерную для так называемых «культов одержимости» - зар, бори, вуду, кандомбле *) «Транс без одержимости» (non possession trance) или «визионерский транс», характерный для культур шаманского типа.
Bourguignon E. Religion Altered States of Consciousness and Social Change.Columbus, Ohio State Univ. Press? 1973. P. 137

Эрика Бургиньон (1924 - 2015)

Слайд 33

Диссоциативное расстройство идентичности

Диссоциативное расстройство идентичности

Слайд 37

«Причина, по которой человечество верует в "даймона", не имеет ничего общего

«Причина, по которой человечество верует в "даймона", не имеет ничего общего с
с внешним миром, но состоит просто в наивном ощущении мощного внутреннего воздействия автономных подсистем… Расщепляющие тенденции суть действительные психические личности, обладающие относительной реальностью». Юнг К. О психологии восточных религий и философий

Слайд 40

Смертная казнь через подвешивание за ребро. Россия XVIII век.

Смертная казнь через подвешивание за ребро. Россия XVIII век.

Слайд 41

Утро стрелецкой казни. В.И. Суриков. 1881

Утро стрелецкой казни. В.И. Суриков. 1881

Слайд 42

Обрезание бороды. Лубок. Начало XVIII в.

Обрезание бороды. Лубок. Начало XVIII в.

Слайд 45

«Потому что мы не люди, а калеки, все, сколько нас есть,

«Потому что мы не люди, а калеки, все, сколько нас есть, русских
русских интеллигентов… Мы калеки потому, что наша личность раздвоена, что мы утратили способность естественного развития, где сознание растет заодно с волею…»

Гершензон М.О. // ВЕХИ. Сборник статей о русской интеллигенции. 1909

Слайд 46

«Русский интеллигент -- это, прежде всего, человек, с юных лет живущий вне

«Русский интеллигент -- это, прежде всего, человек, с юных лет живущий вне
себя, в буквальном смысле слова, т. е. признающий единственно достойным объектом своего интереса и участия нечто лежащее вне его личности -- народ, общество, государство». 

Булгаков С.Н. // ВЕХИ. Сборник статей о русской интеллигенции. 1909

Слайд 47

Кружок Белинского. Третий справа – Ф.М. Достоевский

Кружок Белинского. Третий справа – Ф.М. Достоевский

Слайд 48

«Духовный контур внутреннего Антихриста проступил в волевом существе и телесности Раскольникова

«Духовный контур внутреннего Антихриста проступил в волевом существе и телесности Раскольникова как
как основной психомоторный механизм движения, как двигатель поступка. «Идея» Раскольникова в прямом смысле руководит его руками и ногами, превращая героя в механического исполнителя антихристова замысла — убийства по совести» Исупов К.Г. тырпырАнтихрист.

Слайд 49

О мировых вопросах, не иначе: есть ли  бог,  есть ли бессмертие? А

О мировых вопросах, не иначе: есть ли бог, есть ли бессмертие? А
которые в бога не веруют, ну те о социализме  и  об  анархизме заговорят, …так ведь это все те же вопросы, только с другого  конца». Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»

«Всю жизнь прежде не знали друг друга, а выйдут из трактира, сорок лет  опять  не будут знать друг друга, ну и что ж, о чем они будут рассуждать, пока поймали минутку в трактире-то?

Слайд 58

Сознание героя дано, как другое, чужое сознание»

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского.

Сознание героя дано, как другое, чужое сознание» Бахтин М. М. Проблемы поэтики
М., 1979. С. 6—7.

«Достоевский - творец полифонического романа. Он создал существенно новый романный жанр. Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и  сознаний, действительно, является основною особенностью романов Достоевского…