Слайд 3Аверченко затрагивал в своём творчестве разные темы, но главный его «герой» — это
быт и жизнь обитателей Петербурга: писателей, судей, городовых, горничных, не блещущих умом, но всегда у него очаровательных дам. Аверченко издевается над глупостью некоторых обывателей города, вызывая у читателя ненависть к «среднему» человеку, к толпе.
Слайд 4В 1912 году в Петербурге получают жизнь книги писателя: «Круги по воде»
и «Рассказы для выздоравливающих», после чего за Аверченко закрепляется звание «Короля смеха». Рассказы инсценировались и ставились в Петербургских театрах.
Слайд 5На данном этапе в творчестве писателя выработался определённый комплексный тип рассказа. Аверченко
утрирует, расписывает анекдотические ситуации, доводя их до полнейшего абсурда. Притом его анекдоты не имеют и тени правдоподобия, тем самым служат для большего отстранения действительности, которое было так необходимо интеллигентной публике того времени.
Слайд 6Постепенно в творчестве Аверченко возвращаются трагические нотки, связанные с первой мировой войной.
С началом войны появляются политические темы, публикуются патриотически ориентированные произведения Аверченко: «План генерала Мольтке», «Четыре стороны Вильгельма», «Случай с шарлатаном Кранкен» и другие. Очерки и фельетоны Аверченко полны горечи и передают то состояние развала, в котором находилась Россия накануне революции. В некоторых рассказах этого периода писатель показывает разгул спекуляции и нравственной нечистоплотности.
.
Слайд 7К 1917 году Аверченко перестаёт писать юмористические произведения. Теперь его основные темы —
это обличение современной власти и политических деятелей.
С 1917 по 1921 годы в творчестве Аверченко мир разделён на две части: мир до революции и мир после революции. Эти два мира у писателя постепенно противопоставляются.
Аверченко воспринимает революцию как обман рабочего человека, который должен в определённый момент спохватиться и вернуть всё на свои места в этой стране.
И опять же Аверченко доводит ситуацию до абсурда: из жизни людей исчезают книги, в рассказе «Урок в советской школе» дети по книжке изучают, какая была еда.
Также писатель изображает главных российских политиков Троцкого и Ленина в образах беспутного мужа и сварливой жены («Короли у себя дома»).
Второй мир России у Аверченко — это мир беженцев, мир тех, кто «зацепился» за эмиграцию.
Этот мир раздроблен и предстаёт, прежде всего, в образе Константинополя.
Здесь можно отметить рассказы «Константинопольский зверинец» и «О гробах, тараканах и пустых внутри бабах», в котором три человека пытаются выжить в Константинополе, они делятся друг с другом своим опытом о том, как каждый из них зарабатывает себе на хлеб.
Слайд 8В 1921 году в Париже выходит книга памфлетов «Дюжина ножей в спину
революции», где Аверченко сокрушался о ужасной гибели России. Его героями становятся дворяне, купцы, чиновники, рабочие, военные — все они с неимоверной ностальгией вспоминают о прошлой жизни.
Слайд 9Опыт эмигрантской жизни писателя отразился в его книге «Записки Простодушного» 1921 года.
«Записки простодушного» — сборник рассказов о жизни самых разнообразных характеров и типов человека, их радости и страданиях, приключениях и жестокой борьбе. Приблизительно в это же время выходят в свет сборник рассказов «Кипящий котёл» и драма «На море».
Слайд 10В 1922 году издаётся сборник «Дети». Аверченко описывает восприятие послереволюционных событий глазами
ребёнка, особенности детской психологии и уникальной фантазии.
В 1925 году выходит последнее произведение писателя юмористический роман «Шутка мецената