Быт поместного дворянства анализ сцены охоты и в гостях у дядюшки. Л.Н.Толстой. Война и мир

Содержание

Слайд 2

«Только потому так серьезно описана охота, что она одинаково важна…»

«Только потому так серьезно описана охота, что она одинаково важна…» (Л.Н.Толстой) Эпиграф к уроку
(Л.Н.Толстой)

Эпиграф к уроку

Слайд 3

Предыдущие и последующие события романа

ВОЙНА
1805г.

Аустерлицкое
сражение

Отечественная
война 1812г.

Охота в имении

Предыдущие и последующие события романа ВОЙНА 1805г. Аустерлицкое сражение Отечественная война 1812г.
Ростовых

«Всем народом
навалиться
хотят…»

Партизанская
война

Бородинское сражение

Слайд 4

Структура эпизода «охота»

Описание утра – часть4,гл.3

Разговор Николая Ростова с Данилой

Наташа заявляет брату

Структура эпизода «охота» Описание утра – часть4,гл.3 Разговор Николая Ростова с Данилой
о своем решении ехать на охоту

Охота Ростовых в поле – ч.4, гл.4

Старый граф на охоте. Встреча с дядюшкой.

Николай в ожидании зверя– ч.4, гл.5
Молитва Ростова.

Травля зверя. Встреча
Николая с соседом Илагиным.

1

2

3

4

5

6

7

1

Слайд 6

Почему Л.Н.Толстой
описывает сцену охоты
именно в имении
Ростовых?

Почему Л.Н.Толстой описывает сцену охоты именно в имении Ростовых?

Слайд 7

Способ выражения авторской
позиции

2

Пейзаж. (Человек и природа)

Внутренний монолог (молитва Ростова).

Характеристика

Способ выражения авторской позиции 2 Пейзаж. (Человек и природа) Внутренний монолог (молитва
героя с помощью художественной детали.

Поведение героев во время охоты.

Прямая авторская характеристика героя.

Художественно-выразительные
средства (олицетворение;
сравнение; аллегория; ирония
и т.д.),позволяющие
проникнуть в идейный
замысел романа.

Речевая характеристика героев.

«…у Толстого каждое слово несет предельную смысловую нагрузку. У него простая, могучая, порой внутренняя музыка, расположение слов в фразе, пунктуация, звукопись – все поставлено на службу мысли.»
В.П.Катаев

Стиль писателя

Слайд 8

«…утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо

«…утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо
таяло и без ветра спускалось на землю».

Осенний пейзаж

«…событие должно было совершиться
только потому, что оно должно было
совершиться.» (Л.Н.Толстой)

Слайд 9

Петя
Ростов

Система образов в эпизоде

3

Данило-
ловчий, крестьянин
Ростовых

Помещик Илагин-
сосед Ростовых

Дядюшка
Михаил
Никанорыч

Старый граф
Илья Андреевич
Ростов

Николай Ростов-
молодой барин

Петя Ростов Система образов в эпизоде 3 Данило- ловчий, крестьянин Ростовых Помещик

Наташа
Ростова

По Толстому, близость человека
к природе очень часто оказывается
положительным критерием личности.

Слайд 10

Какие художественные средства
использует автор, для того чтобы лучше понять

Какие художественные средства использует автор, для того чтобы лучше понять характер Данилы?
характер Данилы?

«Несмотря на то, что Данило был невелик
ростом, видеть его в комнате производило
впечатление подобное тому, как когда
видишь лошадь или медведя на полу между
мебелью и условиями людской жизни.
Данило сам это чувствовал и, как обычно,
стоял у самой двери, стараясь говорить тише,
не двигаться, чтобы не поломать как-нибудь
господских покоев, и стараясь поскорее все
высказать и выйти на простор, из-под
потолка под небо»

Данило

Крепостной

Слайд 11

«…из-за угла вышел…ловчий Данило,
по-украински в скобу обстриженный, седой,
морщинистый охотник, с гнутым

«…из-за угла вышел…ловчий Данило, по-украински в скобу обстриженный, седой, морщинистый охотник, с
арапником
в руке и с тем выражением самостоятельности
и презрения ко всему в мире, которое бывает
только у охотников.»

Как вы понимаете фразу «с тем выражением самостоятельности и презрения ко всему в мире, которое бывает только у охотников»?
Какова роль Данилы в сцене охоты?
Почему он так «самостоятелен»?

Данило - охотник

Слайд 12

Данило и Николай Ростов

«Он снял свою черкесскую шапку перед
барином и презрительно посмотрел

Данило и Николай Ростов «Он снял свою черкесскую шапку перед барином и
на него.
Презрение это не было оскорбительно для
барина: Николай знал, что этот все
презирающий и превыше всего стоящий Данило все-таки был его человек и охотник.»

Почему автор выстраивает так
отношения между барином и крепостным?
В чем здесь замысел Л.Н.Толстого?

Слайд 13

Том 2,
часть4,
5глава

Николай в ожидании зверя

Почему сходны чувства и даже
мечты Николая на

Том 2, часть4, 5глава Николай в ожидании зверя Почему сходны чувства и
охоте и в бою?

Что сближает в его сознании
Аустерлиц, Долохова, карты,
войну и охоту?

Слайд 14

Каково состояние людей
на охоте и во время военных
действий?

Каково состояние людей на охоте и во время военных действий?

Слайд 15

«Лабиринт сцеплений» -
так называет Толстой свой роман.

1805г

1809г

1812г

Идет «охота»

За Николаем Ростовым

«Лабиринт сцеплений» - так называет Толстой свой роман. 1805г 1809г 1812г Идет
гонятся
французы (Шенгра-
бенское сражение – т.1,ч.2, гл.19)

Николай Ростов
со своим эскадро-
ном атакует французов, берет в плен офицера.
(Том3, ч.1, гл.15)

Николай Ростов
охотится в своем
имении на волка
(т.2, ч.4,гл.3-6)

Слайд 16

Охота–«забава»
людей привилеги-
рованного класса
(с применением
оружия)

Война-«забава»
политиков и
людей, наделенных
властью (их оружие-
целая армия)

Что объединяет

Охота–«забава» людей привилеги- рованного класса (с применением оружия) Война-«забава» политиков и людей,
понятия:
война и охота?

Уничтожить
(лишить жизни)

Результат:
военные трофеи, шкура убитого
зверя.

Слайд 17

«Война не любезность, а самое гадкое дело
в жизни, и надо понимать

«Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать
это и не играть
в войну. Надо принимать строго и серьезно
эту страшную необходимость. Все в этом:
откинуть ложь, и война так война,
а не игрушка. А то война – это любимая
забава праздных и легкомысленных людей.»

Князь Андрей Болконский
о бессмысленной войне 1805года

Что имел в виду князь Болконский,
сравнивая войну с «забавой праздных и
легкомысленных людей»?

Слайд 18

«Граф Илья Андреич был немножко красен от вина и езды; глаза его,

«Граф Илья Андреич был немножко красен от вина и езды; глаза его,
подернутые влагой, особенно блестели, и он, укутанный в шубу, сидя на седле, имел вид ребенка, которого собрали гулять»

Граф Ростов

Какая фраза в описании старого графа содержит авторскую иронию?

Слайд 19

Данило и старый граф

«- Ж…!-крикнул он (Данило), грозясь поднятым арапником

Данило и старый граф «- Ж…!-крикнул он (Данило), грозясь поднятым арапником на
на графа.
-Про…ли волка-то! ..охотники! - И как бы не удостаивая сконфуженного, испуганного графа дальнейшим разговором, он со всей злобой, приготовленной на графа, ударил по
ввалившимся мокрым бокам бурого мерина и понесся за гончими. Граф, как наказанный, стоял, оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в Семене сожаление к своему положению.»

Как меняет охота привычные
отношения людей, их иерархию?

Слайд 20

«Она (Наташа)этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники своим

«Она (Наташа)этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники своим
единовременным разговором. И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время.»

Наташа Ростова

Какими словами автор подчеркивает «единение» Наташи Ростовой с народом?

Слайд 21

Зачем автор
использует аллегорию
в сцене травли волка
собаками?
В чем замысел
автора?

Зачем автор использует аллегорию в сцене травли волка собаками? В чем замысел автора?

Слайд 22

Описание волка

«Вдруг вся физиономия волка изменилась;
он вздрогнул, увидев еще, вероятно, никогда
не

Описание волка «Вдруг вся физиономия волка изменилась; он вздрогнул, увидев еще, вероятно,
виданные им человеческие глаза,
устремленные на него, и, слегка поворотив
к охотнику голову, остановился – назад или
вперед? «Э! все равно, вперед!..» - видно,
как будто сказал он сам себе и пустился
вперед, уже не оглядываясь, мягким, редким, вольным, но решительным скоком.»

Зачем нужно было автору так детально описывать повадки и «мысли» зверя, на которого идет охота?

Слайд 23

Сцена травли волка собаками

«Старый кобель, с своими мотавшимися на ляжках клоками,

Сцена травли волка собаками «Старый кобель, с своими мотавшимися на ляжках клоками,
благодаря происшедшей остановке, перерезывая дорогу волку, был уже в пяти шагах от него. Как будто почувствовав опасность, волк покосился на Карая, еще дальше спрятав полено (хвост) между ног, и наддал скоку. Но тут Николай видел только, что что-то сделалось с Караем,- он мгновенно очутился на волке и с ним вместе повалился кубарем в водомоину, которая была перед ними.
Та минута…,когда увидал это Николай, была счастливейшею минутою его жизни…» (т.2, ч.4, гл.5)

Почему автору важна сцена борьбы собак с волком?
Какие ассоциации возникают, когда
читаешь этот эпизод?

Слайд 24

Итог сцены
«охота» 1809 год

«…Данило уже лежит в
середине собак, на заду
волка,

Итог сцены «охота» 1809 год «…Данило уже лежит в середине собак, на
стараясь поймать
его за уши. Очевидно
было и для охотников, и
для собак, и для волка,
что теперь все кончено.»

«Долго еще они поглядывал-
ли на красного Ругая,
который с испачканной
грязью, горбатой спиной,
побрякивая железкой,
с спокойным видом
победителя шел рысцой
за ногами лошади дядюшки.»

Соотнесите
моменты «победы»
в сцене «охоты» с
событиями романа.

Кто
настоящий
победитель
«сражений»?

Народ

Русский
мужик

Слайд 25

Чем важна
в концепции
романа сцена
охоты?

Концепция-
замысел, то или иное понимание
чего-нибудь.

Вывод:

Чем важна в концепции романа сцена охоты? Концепция- замысел, то или иное понимание чего-нибудь. Вывод:
Имя файла: Быт-поместного-дворянства-анализ-сцены-охоты-и-в-гостях-у-дядюшки.-Л.Н.Толстой.-Война-и-мир.pptx
Количество просмотров: 89
Количество скачиваний: 1