Чеховский принцип психологического анализа в поэмах А.Ахматовой Реквием и Поэма без героя

Содержание

Слайд 2

Ц Е Л И:

соотнести творческие установки и художественные принципы А.Чехова и А.Ахматовой;

Ц Е Л И: соотнести творческие установки и художественные принципы А.Чехова и
выявить влияние прозы А.Чехова на лирику А. Ахматовой;
доказать, что А.Чехов и А.Ахматова используют художественную деталь как средство психологического анализа.

Слайд 3

З А Д А Ч И:

обобщить и прокомментировать имеющиеся в литературоведении мнения

З А Д А Ч И: обобщить и прокомментировать имеющиеся в литературоведении
по теме;
найти чеховские принципы психологического анализа в поэмах А.Ахматовой;
найти черты сходства и различия в использовании художественной детали в качестве средства психологического анализа в творчестве А. Чехова и А.Ахматовой;
уловить смысловую нагрузку художественной детали в рассказах А.Чехова и А.Ахматовой.

Слайд 4

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ Художественная деталь как и в рассказах А.Чехова, так и в поэмах

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ Художественная деталь как и в рассказах А.Чехова, так и в
А.Ахматовой является основным средством психологического анализа.

Слайд 5

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В ИССЛЕДОВАНИИ МЕТОДИКИ

Теоретические:
-отбор библиографии;
-сопоставление литературоведческих оценок по истории вопроса;
-изучение биографий А.Чехова

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В ИССЛЕДОВАНИИ МЕТОДИКИ Теоретические: -отбор библиографии; -сопоставление литературоведческих оценок по истории
и А.Ахматовой.
2. Эмпирические:
-различные виды анализа текста.
3. Статистические:
- обработка результатов исследования.

Слайд 6

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Разработка данной темы позволит выявить черты сходства прозы А.Чехова и поэзии

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Разработка данной темы позволит выявить черты сходства прозы А.Чехова и
А.Ахматовой, проникнуть в художественный мир творческой личности.

Слайд 7

Крупная творческая индивидуальность формируется под воздействием самых разнообразных художественных источников. Важно отыскать

Крупная творческая индивидуальность формируется под воздействием самых разнообразных художественных источников. Важно отыскать
главный объект, наиболее значительный с идейно-эстетической точки зрения.

Слайд 8

«Без опоры на замечательные завоевания классиков русского реализма, возможно, не было бы

«Без опоры на замечательные завоевания классиков русского реализма, возможно, не было бы
и психологических открытий в ахматовской лирике. Особенно важно здесь чеховское искусство обнаружения скрытого психологического содержания в предметно точно и эмоционально обрисованной действительности, искусство, оплодотворившее целый ряд мировой литературы 20 века». Е. Тагер.

Слайд 9

«Не Толстой с его сложным взаимодействием психологического и эстетического начал, с многослойностью

«Не Толстой с его сложным взаимодействием психологического и эстетического начал, с многослойностью
внутренней жизни личности, не Достоевский с его психологической противоречивостью и способностью героя, а именно Чехов – писатель –психолог, сосредоточивший своё художественное внимание на преломлении фактов и событий в душевной жизни личности». Н. Артюховская.

Слайд 10

В освоении художественного материала, в выработке принципов психологического анализа Ахматова шла по

В освоении художественного материала, в выработке принципов психологического анализа Ахматова шла по
пути, который проложил в литературе Чехов.

«Стремясь проникнуть в тайны человеческих чувств, поэтесса обращается не к описанию самого чувства, а к частному его проявлению, к факту, к событию. Как и Чехов, Ахматова не обращает внимания на психологизацию».
Н. Артюховская.

Слайд 11

«Чехов и Ахматова, переосмысливая обыденный факт, частную деталь повседневной жизни, доводят их

«Чехов и Ахматова, переосмысливая обыденный факт, частную деталь повседневной жизни, доводят их
до эстетических категорий». Н.Артюховская.

Там под кровлей Фонтанного Дома,
Где вечерняя бродит истома
С фонарём и связкой ключей, -
Я аукаюсь с дальним эхом,
Неуместным смущая смехом
Непробудную сонь вещей,
Где, свидетель всего на свете,
На закате и на рассвете
Смотрит в комнату старый клён
И, предвидя нашу разлуку,
Мне иссохшую чёрную руку,
Как за помощью тянет он.
(«Поэма без героя»)

«Он отстранил её руками и отошёл, и ей показалось, что лицо его выражало отвращение и досаду. В это время баба осторожно несла ему в обеих руках тарелку со щами, и Ольга Ивановна видела, как она обмочила во щах свои большие пальцы. И грязная баба с перетянутым животом, и щи, которые стал жадно есть Рябовский, и изба, и вся эта жизнь, которую она вначале так любила за простоту и художественный беспорядок, показались ей ужасными. Она вдруг почувствовала себя оскорблённой…»
(«Попрыгунья»)

Слайд 12

Связь «внутреннего» и «внешнего» ни у Чехова, ни у Ахматовой не утверждает

Связь «внутреннего» и «внешнего» ни у Чехова, ни у Ахматовой не утверждает
гармонического единства человека и мира. Эти два начала даже противопоставлены друг другу. Внешний мир оказывается тесным, неспособным вместить в себя внутренний мир человека.

Слайд 13

Являясь самым значительным элементом художественного образа, художественная деталь Ахматовой, как и у

Являясь самым значительным элементом художественного образа, художественная деталь Ахматовой, как и у
Чехова, несёт в себе максимальную смысловую нагрузку. Вслед за Чеховым Ахматова использует деталь для вычленения объекта изображения тех частностей, через которые просматривается общее. Характерно и то, что деталь наполнена глубоким символическим смыслом.

Тихо льётся тихий Дон,
Жёлтый месяц входит в дом.
Входит в шапке набекрень
Видит жёлтый месяц тень.
Эта женщина больна,
Эта женщина одна, -
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
(«Реквием»)

«Он не верил ей и, когда она долго не возвращалась, не спал, томился и в то же время презирал и жену, и её постель, и зеркало, и её банбоньерки, и эти ландыши, и гиацинты, которые кто-то каждый день присылал ей и которые распространяли по всему дому приятный запах цветочной лавки».
(«Супруги»)

Слайд 14

Чехов, прибегая к художественной детали, решал более широкую задачу. Он, используя множество

Чехов, прибегая к художественной детали, решал более широкую задачу. Он, используя множество
разнообразных деталей, связывал их в ряды в зависимости от выполняемой функции. Эти ряды, имея собственную логику развития, взаимопереплетаются, взаиморазвиваются, образуя целую систему, в которой объединены сложные жизненные ситуации и человеческая психология.

В поэмах Ахматовой, как и в ранних её стихах, сведена до минимума непосредственная смысловая значимость деталей внешнего мира, который как бы сдвинут в мир человеческой души. Через ахматовскую деталь мы ощущаем лишь волнение человека, его боль.

Слайд 15

ВЫВОДЫ

В лирике Ахматовой сказался чеховский принцип описания психологического состояния путём вычленения незначительных

ВЫВОДЫ В лирике Ахматовой сказался чеховский принцип описания психологического состояния путём вычленения
частностей, деталей, которые несут большую смысловую нагрузку.
Чеховские традиции в поэмах Ахматовой чувствуются в том, что у Чехова и Ахматовой художественная деталь как главное изобразительно-выразительное средство выполняет две функции: является средством психологического анализа и в то же время не теряет своей изобразительной значимости.

Слайд 16

Список цитированной и использованной литературы

1. Источники.
Ахматова А.А. Собрание сочинений в 2 т.

Список цитированной и использованной литературы 1. Источники. Ахматова А.А. Собрание сочинений в
– М., 1990, т.1-2.
Чехов А.П. Дом с мезонином. – М., 1989.
Чехов А.П. Рассказы. –М., 1954.
2. Научно – критическая литература.
1. Артюховская Н.И. О традициях русской психологической прозы в раннем творчестве Анны Ахматовой. // Вестник Моск. ун-та. Сер.9. Филология, 1981, №2.
2. Библиографический словарь «Русские писатели». – М., 1990.
3. Виленкин В. Воспоминания с комментариями. // Вопросы литературы, 1979, № 3.
4. Долгополов Л.К. По законам притяжения: О литературных традициях в «Поэме без героя» Анны Ахматовой. // Русская литература, 1979, №4.
5. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. - Л., 1973.
6. Ильина Н. Анна Ахматова в последние годы её жизни. // Октябрь, 1977, №2, стр. 123-124.
7. Кралин М. «Победившее смерть слово» (Об истории творчества А.А. Ахматовой).// Нева, 1988, №7.
8. Кублановский Ю.О. «реквием» Анны Ахматовой. Волга, 1992, №11, №12.
9. Тагер Е.Б. Анна Ахматова. // Русская литература конца 19 - начала 20 века.-1907 – 1917.- М., 1967.
10. Эйхенбаум Б.М. Анна Ахматова. (Опыт анализа.) // Эйхенбаум Б.М. О поэзии. - Л., 1969.