Слайд 2Какое буйное цветенье,
Какой безудержный исход:
Сирени звездное виденье,
Кустов космический полет.
Вселенная цветет жасмином,
Рождает млечные
пути.
Они плывут, проходят мимо,
Могу к ним близко подойти,
Рукою взять спираль галактик,
К себе приблизить пламень звезд,
Забыть - мечтатель я иль практик,
На миг вдохнуть вселенной всплеск.
Сергей Городецкий
(Стихотворение, написанное в книгу отзывов на выставке Н. М. Ромадина.)
Слайд 3Автопортрет Н.М. Ромадина.
1943 год.
Галерея Уффици. Флоренция.
Ромадин Николай Михайлович
1903-1987г.
Народный художник СССР.
Действительный член Академии художеств СССР.
Лауреат Государственной премии СССР (1946), Ленинской премии (1980)
Мастер русского лирического пейзажа, тонкий колорист.
Родился в семье железнодорожного служащего.
Учился в московском ВХУТЕМАСе ВХУТЕИНе (1923–1930) у Роберта Фалька, Ильи Машкова и Петра Кончаловского.
Слайд 4 Искусство не изображает видимое, но делает его видимым.
Ничего не хочу я
от жизни, кроме ощущения радости и чувства справедливости, целесообразности жизни и любви, которой я переполнен ко всему: России, женщинам, детям, скорби людской.
Есть у меня долг перед Россией, перед своей страной, перед русскими лучшими людьми. Я отделяю лучших, добрых, любящих русских людей. Лучшие те, кому дан Дар любви. Сам я не устаю благодарить жизнь за этот Дар.
Моя любовь к природе, ко всем этим веточкам, елочкам, глухому лесу, тихой воде, бурно-весеннему щебетанью воробьев, карканью ворон, крику сороки и вечно-вечному журчанью ручья наполняет мое сердце смыслом сущего.
(Из дневниковых записей Н.М. Ромадина)
Слайд 5 Известность ему принесли пейзажи военных лет, составившие цикл «Волга – русская
река» (Село Хмелевка, 1944; Последний луч, 1945; все – в Третьяковской галерее; Сталинская премия 1946). Позднее поэтически усложнял картины, придавая своим «закатам», «чащам», «половодьям» романтически-сказочный оттенок (Берендеев лес, 1963, Художественный музей, Нижний Новгород; Затопленный лес, 1970, Третьяковская галерея). Порою вводил в свои картины, обычно безлюдные, сюжетное начало (Детство Есенина, 1959; Сон Андерсена, 1969; обе – собственность семьи художника). Часто обращался к интерьерному жанру, создавая своего рода изо-ноктюрны, озаренные светом луны или свечи (Красный интерьер, 1958, Третьяковская галерея).
Слайд 10Воспоминания о Венецианове. 1977-1978
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не
бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Ф. Тютчев
Слайд 11Село Хмелёвка. 1944
Известный писатель
К. Паустовский
посвятил художнику
эссе, в котором
есть строки: "Труд
Ромадина
– не только
труд живописца, но и
подлинного патриота.
Его полотна –
поэма о России".
Слайд 12Село Хмелёвка. 1944
Как вы думаете, с какой точки
обзора художник писал свою
картину?
Какое
время года изобразил
художник?
Почему на его картине
преобладают блёклые золотистые
краски?
Слайд 13Село Хмелёвка. 1944
Что изображено на переднем плане?
Что синеет на горизонте?
- Какие детали
привлекли ваше внимание?
Слайд 14Село Хмелёвка. 1944
Почувствовали вы, как это село, эти широкие, необозримые дали зовут
вас, притягивают к себе?
Слайд 15
Словарная работа
Панорама
1.Вид местности, открывающийся с высоты. Панорама города.
2.Больших размеров картина
с объёмными предметами на переднем плане, обычно занимающая стены круглого, с верхним светом здания. Севастопольская панорама.
3.Оптический прибор для наводки в артиллерийских орудиях (спец.)
/ Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.,2007./
Слайд 17 Константин Паустовский восхищался творчеством Николая Михайловича Ромадина, называя его полотна «поэмой
о России».
В очерке, посвящённом искусству художника, он написал: «Ромадин знает, где можно найти самый густой иней, где растут самые могучие ели в стране, какие краски нужны для речного ветра и какие для дождя и сумерек. Если бы он написал обо всем этом, то получилась бы книга увлекательная и непохожая ни на что в литературе».