Цветовая лексика в творчестве Сергея Александровича Есенина

Содержание

Слайд 2

Всё встречаю, всё приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришёл на эту землю,

Всё встречаю, всё приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришёл на
чтоб
скорей её покинуть…

Слайд 3

Цель работы: показать на примере стихотворений С.А. Есенина цветовую палитру его поэзии.
Задачи:
-

Цель работы: показать на примере стихотворений С.А. Есенина цветовую палитру его поэзии.
изучить творческое наследие С.А. Есенина;
- рассмотреть цветовую гамму в его произведениях;
- сделать подборку стихотворений по цветовой гамме, встречающейся в его произведениях.

Слайд 4

Первых своих читателей Есенин пленил тем, что повёл по забытой ими прекрасной

Первых своих читателей Есенин пленил тем, что повёл по забытой ими прекрасной
земле, заставляя сберегать в глазах её краски, вслушиваться в её звоны, в её тишину, всем существом впитывать её запахи…

Слайд 5

«Такого глаза наша «поэтическая живопись» ещё не знала».

И. Сельвинский

Илья́ (Карл)

«Такого глаза наша «поэтическая живопись» ещё не знала». И. Сельвинский Илья́ (Карл)
Льво́вич Сельви́нский (1899—1968) — советский писатель, поэт и драматург

Слайд 6

Многоцветны и многокрасочны есенинские пейзажи. Природа играет и переливается всеми цветами, образы

Многоцветны и многокрасочны есенинские пейзажи. Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные.
живописны, словно акварелью нарисованные.

Слайд 7

Самый распространённый эпитет Есенина - синий

«В прозрачном холоде
заголубели долы…»
«Летний вечер

Самый распространённый эпитет Есенина - синий «В прозрачном холоде заголубели долы…» «Летний
голубой…»
- «Голубизна презримой гущи..»
«Синяя вьюга..»
- «Гой ты Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края
Только синь сосёт глаза ».

Слайд 8

Очень характерно для палитры поэта
пристрастие к «желто-золотому»:
«Луна под крышей, как злат

Очень характерно для палитры поэта пристрастие к «желто-золотому»: «Луна под крышей, как
бугор…»
«Мне снились реки златых долин…»
«Где златятся рогожи в ряд…»
«Лижут сумерки золото солнца…»
«Хвойная позолота…»
«Зелень золотистая…».

Слайд 9

В оттенках желтого выдержан и автопортрет поэта:

«Я готов рассказать тебе поле,
Эти

В оттенках желтого выдержан и автопортрет поэта: «Я готов рассказать тебе поле,
волосы взял я у ржи…»
«Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся…».

Слайд 10

Когда надо придать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску:
«О Русь – малиновое

Когда надо придать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску: «О Русь –
поле
И синь, упавшая в реку…»
«Синее небо, цветная дуга,
Тихо степные бегут берега,
Тлеется дым у малиновых сёл…»
«С алым соком ягоды на коже,
Нежная красивая была.
На закат ты розовый похожа
И как меч лучиста и светла.»

Слайд 11

Поэт любит следить за
тем, как цвет
меняется, течёт,
струится, движется, в
зависимости от
характера освещения

Поэт любит следить за тем, как цвет меняется, течёт, струится, движется, в зависимости от характера освещения

Слайд 12

классическое трёхцветие

Под красным вязом крыльцо и двор
Луна под крышей как злат бугор
На

классическое трёхцветие Под красным вязом крыльцо и двор Луна под крышей как
синих окнах накапал лик

Слайд 13

ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ

«красный конь» – символ революции,
«розовый конь» – образ молодости,
«чёрный конь» – предвестник

ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ «красный конь» – символ революции, «розовый конь» – образ молодости, «чёрный
смерти.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Слайд 14

«Искусство для меня - не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить».
С.

«Искусство для меня - не затейливость узоров, а самое необходимое слово того
А. Есенин