Динамическая теория функционирования группы В. Байона

Содержание

Слайд 2

Вилфред Байон (Wilfred Bion) – английский психоаналитик, один из виднейших теоретиков психологии

Вилфред Байон (Wilfred Bion) – английский психоаналитик, один из виднейших теоретиков психологии
групп и групповой психотерапии.
Во время Второй мировой войны являлся директором реабилитационного центра военного психиатрического госпиталя. В дальнейшем работал в клинике Тависток в Лондоне, изучая психодинамику малых групп.

(1897-1979)

Слайд 3

Мелани Кляйн/Melanie Klein (1882-1960) - влиятельный британский психоаналитик еврейского происхождения, стоявшая у

Мелани Кляйн/Melanie Klein (1882-1960) - влиятельный британский психоаналитик еврейского происхождения, стоявшая у
истоков детского психоанализа, игровой психоаналитической терапии и теории объектных отношений.

Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) - австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог, основатель психоанализа.

Слайд 4

Группа в теории Байона

Группа представляет собой макровариант индивида, характеризуясь теми же параметрами,

Группа в теории Байона Группа представляет собой макровариант индивида, характеризуясь теми же
что и отдельная личность, т.е. потребностями, мотивами, целями и т.п., которые объясняются им с помощью психоанализа.
Группа всегда представлена как бы в двух планах: с одной стороны, она обычно выполняет какую-то задачу и в ее решении члены группы вполне рационально, осознанно принимают участие; с другой стороны, Байон вычленяет аспекты групповой культуры, продуцируемые неосознаваемыми вкладами членов группы.
Постулируется возможность конфликтов между двумя обозначенными уровнями групповой жизни, вычленяются «коллективные защитные механизмы», аналогичные индивидуальным.

Слайд 5

Исследуя общегрупповые феномены, Байон вводит ряд собственных терминов:
1) групповой менталитет –

Исследуя общегрупповые феномены, Байон вводит ряд собственных терминов: 1) групповой менталитет –
групповая культура;
2) базисные установки;
3) базисные группы;
4) рабочие группы

Слайд 6

Групповой менталитет vs групповая культура

Гипотеза существования группового менталитета исходит из факта, что

Групповой менталитет vs групповая культура Гипотеза существования группового менталитета исходит из факта,
группа проявляет себя как единое целое независимо от намерений ее участников. Групповой менталитет формируется каким-либо единодушным мнением, волей к действию или желанием. При этом он может противоречить желаниям, мнениям и мыслям отдельных индивидуумов, вызывая у них отрицательные эмоциональные реакции.
Климат в группе представляет собой производное конфликта между групповым менталитетом и желаниями отдельных членов, причем и то и другое носит бессознательный характер. Такая организация, иногда примитивная и рудиментарная, обозначается Байоном как групповая культура.
Групповая культура всегда определяется действующей на данный момент базисной установкой, отражающей примитивную коллективную фантазию магического всемогущества в достижении заданной цели и удовлетворения желаний.

Слайд 7

Базисная установка

Базисная установка – содержание группового менталитета, позволяющее понять эмоциональные феномены

Базисная установка Базисная установка – содержание группового менталитета, позволяющее понять эмоциональные феномены
группового взаимодействия. Установка называется базисной в силу того, что сформирована примитивными (т. е. характерными для ранних этапов развития) эмоциями, от которых зависит, как сложится организация группы, и как будет выполняться ее задание. Иррациональное содержание установки определяет собой реальное поведение членов группы. Установка всегда изначально неосознаваема и часто противоречит сознательным рациональным мнениям в группе.

Слайд 8

Байон описал три типа базисных установок:

1. Установка зависимости – убеждение группы в

Байон описал три типа базисных установок: 1. Установка зависимости – убеждение группы
том, что кто-то, от кого она зависит, должен обеспечить ее безопасность. Она сопровождается фантазией о божестве-хранителе, сомнения в доброте, могуществе и мудрости которого кощунственны и недопустимы. В психотерапевтической группе такая установка сопровождается нереалистично завышенными ожиданиями успеха лечения, пассивной позицией группы, предполагающей, что всю работу должен делать психотерапевт. Разочарование при неисполнении этих ожиданий сопровождается быстрым обесцениванием лидера и поиском его замены.
2. Установка борьбы - бегства – группа убеждена в существовании общего врага, защита от которого может состоять или в его уничтожении (борьба), или в избегании (бегство). В психотерапевтических группах роль врага может навязываться одному или нескольким членам группы, лицам и социальным факторам окружающего мира, болезни. В таких группах часто возникает раскол, характерны ситуации, когда часть группы враждебна к психотерапевту, а часть преклоняется перед ним.
3. Установка образования пары – убеждение в том, что что-то или кто-то в будущем избавит группу от ее актуальных проблем и удовлетворит все желания. Это – вера в приход мессии. Олицетворением надежды часто делается влюбленная пара, еще не рожденное дитя которой станет спасителем. Важным поэтому оказывается не решение проблем в настоящем, а надежда на будущее.

Слайд 9

“Шесть пациентов сидят вместе со мной в небольшом пространстве в форме круга.

“Шесть пациентов сидят вместе со мной в небольшом пространстве в форме круга.
Молодая дама А предлагает всем участникам начать обращаться друг к другу просто по имени. Становится заметно, что группа испытывает облегчение, так как наконец-то найдена хоть какая-то тема для разговора. Члены группы обмениваются взглядами, и на какое-то время можно замечать искру искусственного оживления. Господин B считает, что это неплохая идея, а господин С говорит, что это могло бы «сделать всю атмосферу более дружелюбной». Госпожа А подбадривает остальных попробовать угадать её имя; но не успела она сказать об этом, как молодая дама D сказала, что она боится, что тогда о её секретах смогут узнать вне группы и потому не хотела бы открывать своё настоящее имя. Господин E предлагает воспользоваться анонимными именами. Молодая дама F пристально рассматривает ноготь на своём пальце. Спустя несколько минут после предложения, высказанного молодой дамой А вся дискуссия оказалась полностью парализованной, она сменяется взглядами, которые всё чаще и чаще члены группы украдкой бросают на меня. Господин В собирается с духом и говорит, что однако мы всё же должны каким-либо образом обращаться друг к другу. Теперь настроение группы складывается из тревоги и нарастающей фрустрации. Ещё задолго до того как обратятся к руководителю, становится ясно, что он уже превратился в центр мыслей группы. Надежды группы на саму себя приводят её только к апатии и молчанию.”

Слайд 10

“Впервые я обратил внимание на неё на одном из сеансов, в котором

“Впервые я обратил внимание на неё на одном из сеансов, в котором
мужчина и женщина спорили друг с другом, явно забыв об остальной группе. Остальные члены группы то и дело обменивались взглядами, по которым было видно, что речь здесь шла о любовных отношениях; но совершенно серьёзно к этому никто не относился, да и внешнее содержание разговора вряд ли существенно отличалось от других разговоров в группе. Но я обратил внимание на следующее: обычно отдельные члены группы довольно болезненно реагировали на любое отклонение от активности, рассматривающейся как терапевтическая, что на этом этапе развития группы подразумевало, что кто-то выговаривался и получал «истолкование» от меня или другого участника группы. Но теперь ничем противоестественным не казалось то, что эта пара одна отвлекла на себя внимание всех. Позднее стало ясно, что не имеет особого значения пол партнёров для общей предпосылки, в ходу здесь было образование пары. Эти сеансы имели своеобразный, переполненный надеждами, заинтриговывающий характер, этим они существенно отличались от обычных сеансов со скукой и фрустрацией.”
Имя файла: Динамическая-теория-функционирования-группы-В.-Байона.pptx
Количество просмотров: 64
Количество скачиваний: 0