- Главная
- Литература
- Дмитрий Сергеевич Мережковский
Содержание
- 2. Родословие Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 2 (14) августа 1865 года в Санкт-Петербурге в многодетной дворянской семье
- 3. Отец, Сергей Иванович Мережковский (1823–1908), служил у оренбургского губернатора Талызина, потом у обер-гофмаршала графа Шувалова, наконец,
- 4. Прадед, Фёдор Мережки служил войсковым старшиной в городе Глухов (город областного подчинения на севере Украины в
- 5. Детство и юность Уезжая в служебные поездки, родители оставляли детей на попечении старой немки-экономки Амалии Христьяновны
- 6. О своем детстве и отрочестве Мережковский достаточно подробно рассказывает в «Автобиографической заметке», помещённой в знаменитом сборнике
- 7. Начало творчества Интерес к поэзии Дмитрий проявил в 13 лет, начав писать стихотворения, правда стихи Мережковского
- 8. В 1888 выходит первый сборник Мережковского, названный просто – «Стихотворения» Поэт здесь выступает учеником Надсона. Однако,
- 9. Мережковский обращается к символизму Знакомство с поэзией Владимира Соловьева и европейскими символистами значительно изменило мировоззрение поэта.
- 10. Д. С. Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» В произведении провозглашается
- 11. Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус
- 12. В 1889 году в жизни Мережковского происходит знаковое событие – он женится на Зинаиде Гиппиус 18-летняя
- 13. Дмитрия Сергеевича Мережковского и Зинаиду Николаевну Гиппиус, наверное, можно назвать образцовой семейной парой Их представления о
- 14. Мережковский проповедовал особую форму отношений, а именно – «тройственное устройство мира». Он грезил об установлении Царства
- 15. На бытовом уровне Гиппиус и Мережковский мечтали создать союз из нескольких людей, объединённых не только интимной,
- 16. Разрыв Мережковских с Дмитрием Философовым произошел в 1920 году: супруги уехали в эмиграцию в Париж, а
- 17. Франция. Париж. Весной 1906 года Дмитрий Сергеевич Мережковский с супругой отправляется во Францию. В Париже, они
- 18. Там же, в Париже, Мережковский начинает работу над «Царство Зверя» – трилогия на тему русской истории
- 19. В неё вошли историко-религиозные статьи, которые были опубликованы в 1908 –1909 годах в газете «Речь». Книжное
- 20. Проза Мережковского была переведена на многие языки, она была очень популярна в Европе. В России произведения
- 21. Жизнь вокруг неразлучно прожившей 52 года пары изменилась трагически и бесповоротно Дмитрий и Зинаида неуклонно беднели
- 22. Дмитрий Сергеевич Мережковский умер 7 декабря 1941 года от кровоизлияния в мозг Пригород Парижа Сент-Женевьев-де-Буа (Sainte-Geneviève-des-Bois),
- 23. Могила Дмитрия Сергеевича Мережковского на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа «Троица» работы Андрея Рублёва на могиле Мережковского
- 24. Библиографический материал из фондов КРУНБ им. И. Я. Франко Un peu de Russie en France... /
- 25. 8. Бонецкая Наталья Константиновна. Тела и тени (герменевтика Д. Мережковского в 1920-е годы) / Н. К.
- 26. 18. Мережковский Д. С. Драматургия : художественная литература / Д. С. Мережковский ; вступительная статья, составитель,
- 27. 30. Мережковский Д. С. Христос и Антихрист : трилогия / Д. С. Мережковский. – Киев :
- 28. 38. Осьминина Е. А. Египетские мифологемы у Д. С. Мережковского / Е. А. Осьминина // Русская
- 29. Библиография к обзору 1. Бавин С. Дмитрий Мережковский / С. Бавин, И. Семибратова // Судьбы поэтов
- 31. Скачать презентацию
Слайд 2Родословие
Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 2 (14) августа 1865 года в
Родословие
Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 2 (14) августа 1865 года в
В семье Мережковских было шестеро сыновей и три дочери.
Дмитрий был самым младшим и поддерживал тесные отношения только с братом Константином, который впоследствии стал биологом.
Константин Сергеевич Мережковский
Слайд 3 Отец, Сергей Иванович Мережковский (1823–1908), служил у оренбургского губернатора Талызина, потом у
Отец, Сергей Иванович Мережковский (1823–1908), служил у оренбургского губернатора Талызина, потом у
Мать писателя – Варвара Васильевна Мережковская, урождённая Чеснокова, дочь управляющего канцелярией петербургского обер-полицмейстера (известно, что в числе её предков были князья Курбские).
Слайд 4 Прадед, Фёдор Мережки служил войсковым старшиной в городе Глухов (город областного подчинения
Прадед, Фёдор Мережки служил войсковым старшиной в городе Глухов (город областного подчинения
Дед, Иван Фёдорович, в последних годах XVIII века, в царствование императора Павла I, приехал в Петербург и в качестве дворянина поступил младшим чином в Измайловский полк. Из Петербурга Иван Фёдорович был переведён в Москву и принимал участие в войне 1812 года.
Слайд 5Детство и юность
Уезжая в служебные поездки, родители оставляли детей на попечении старой
Детство и юность
Уезжая в служебные поездки, родители оставляли детей на попечении старой
Обстановка в доме Мережковских была простая, стол «не изобиловал», в доме царил режим бережливости: отец таким образом заранее отучал детей от распространённых пороков – мотовства и стремления к роскоши.
Слайд 6О своем детстве и отрочестве Мережковский достаточно подробно рассказывает в «Автобиографической заметке»,
О своем детстве и отрочестве Мережковский достаточно подробно рассказывает в «Автобиографической заметке»,
Чувство семьи у Д. С. Мережковского во многом было связано с матерью, оказавшей заметное влияние на его духовное становление. В остальном он с детства сроднился «с чувством одиночества, которое находило сокровенную отраду в поэзии уединения среди болотистых рощ и прудов наводнённого тенями прошлого елагинского парка».
Слайд 7Начало творчества
Интерес к поэзии Дмитрий проявил в 13 лет, начав писать стихотворения,
Начало творчества
Интерес к поэзии Дмитрий проявил в 13 лет, начав писать стихотворения,
Несмотря на сложные отношения с отцом, именно он первым замечает литературное дарование Дмитрия.
Знаменательна встреча Мережковского и Федора Достоевского.
Тогда Дмитрию было всего пятнадцать лет.
Великий писатель нашёл стихи слабыми, сказал начинающему автору, что для того, чтобы хорошо писать, нужно страдать.
В это же время Мережковский Дмитрий Сергеевич познакомился с Надсоном. На первых порах он ему подражал в своих стихотворениях и именно через него впервые вошёл в литературную среду.
Слайд 8В 1888 выходит первый сборник Мережковского, названный просто – «Стихотворения»
Поэт здесь выступает
В 1888 выходит первый сборник Мережковского, названный просто – «Стихотворения»
Поэт здесь выступает
В 1884 году Мережковский поступает на историко-филологический факультет Московского и Петербургского университета, где сразу же проявляет интерес к философии. Здесь же происходит знакомство с Короленко, Гаршиным и Успенским, от которых Мережковский перенял осмысление проблем государства и общества с позиций народничества.
Первая книга
Мережковский Д. С. Стихотворения. (1883–1887).
Слайд 9Мережковский обращается к символизму
Знакомство с поэзией Владимира Соловьева и европейскими символистами значительно
Мережковский обращается к символизму
Знакомство с поэзией Владимира Соловьева и европейскими символистами значительно
В 1892 году вышел его сборник стихов «Символы», а в 1893 году – книга «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», ставшая первым эстетическим манифестом русского символизма.
Слайд 10Д. С. Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях современной русской
Д. С. Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях современной русской
В произведении провозглашается возрождение «художественного идеализма» в искусстве, пришедшего на смену «мертвенному позитивизму».
Мережковский называет «тремя главными элементами нового искусства» «мистическое содержание», «символы» и «расширение художественной впечатлительности». Через эту призму рассматривает творчество Тургенева, Гончарова, Некрасова, Кольцова, Л. Толстого, Чехова, Гаршина и Короленко.
Книга вызвала большое количество отзывов, по большей части отрицательных.
Лишь критик «Московских ведомостей» назвал автора «прозревающим» за отход от революционных традиций 60-х – 70-х годов и за обращение к «бесконечному и бессмертному».
Слайд 11Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус
Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус
Слайд 12В 1889 году в жизни Мережковского происходит знаковое событие – он женится
В 1889 году в жизни Мережковского происходит знаковое событие – он женится
18-летняя Зинаида Гиппиус и 22-летний Дмитрий Мережковский познакомились в Боржоми летом 1888 года.
Сердце девушки сразу покорили серьезность, ум и молчаливость поэта.
Мережковский же увидел в Гиппиус единомышленника, эрудированного и понимающего собеседника.
Они обвенчались 8 января 1889 года и за все
52 года их брака не расстались ни на одну ночь. Во всяком случае, по их словам.
Их отношения не были полны влечения или сердечной привязанности, а скорее основывались на полном совпадении взглядов и стремлений.
Слайд 13
Дмитрия Сергеевича Мережковского и Зинаиду Николаевну Гиппиус, наверное, можно назвать образцовой семейной
Дмитрия Сергеевича Мережковского и Зинаиду Николаевну Гиппиус, наверное, можно назвать образцовой семейной
Их представления о супружестве намного опередили свой век. Они сразу сошлись на том, что не будут ограничивать творческие интересы друг друга и заводить детей.
Инициатором этого соглашения была Зинаида Николаевна, которая отнюдь не собиралась прозябать в тени знаменитого мужа.
Супружеские отношения Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус заштампованы определениями: «духовный брак», «плодотворный творческий союз».
Но уникальность их семейного дуэта в другом: это был союз самого умного мужчины и самой умной женщины Серебряного века.
Слайд 14
Мережковский проповедовал особую форму отношений, а именно – «тройственное устройство мира». Он
Мережковский проповедовал особую форму отношений, а именно – «тройственное устройство мира». Он
Владимир Злобин, секретарь Гиппиус, уточнял, что их брак был в первую очередь творческим тандемом и духовным союзом, но не был по-настоящему супружеским.
Поэт-символист Вячеслав Иванов вспоминал, что «З. Н. гораздо талантливее Мережковского… Многие идеи, характерные для Мережковского, зародились в уме З. Н., Д. С. принадлежит только их развитие и разъяснение».
Слайд 15На бытовом уровне Гиппиус и Мережковский мечтали создать союз из нескольких людей,
На бытовом уровне Гиппиус и Мережковский мечтали создать союз из нескольких людей,
Этот союз существовал почти 15 лет. Философов был соратником, союзником и товарищем семьи Мережковского и Гиппиус.
Они жили под одной крышей, вместе принимали гостей и путешествовали только втроем. Исследователи полагают, что Гиппиус искренне любила его как мужчину, хоть он и отверг её.
На фото: З. Гиппиус, Д. Философов, Д. Мережковский
Слайд 16 Разрыв Мережковских с Дмитрием Философовым произошел в 1920 году: супруги уехали в
Разрыв Мережковских с Дмитрием Философовым произошел в 1920 году: супруги уехали в
За свою поэтическую карьеру Гиппиус лишь однажды написала стихотворение от женского лица и посвятила его именно Д. Философову.
Слайд 17Франция. Париж.
Весной 1906 года Дмитрий Сергеевич Мережковский с супругой отправляется во Францию.
Франция. Париж.
Весной 1906 года Дмитрий Сергеевич Мережковский с супругой отправляется во Францию.
В Париже, они проживут до 1908 года.
Именно там выходит в свет их совместный с Дмитрием Философовым труд «Le Tsar et la Revolution» (Царь и Революция).
Слайд 18Там же, в Париже, Мережковский начинает работу над «Царство Зверя» – трилогия
Там же, в Париже, Мережковский начинает работу над «Царство Зверя» – трилогия
В 1908 году публикуется первая часть этой трилогии – «Павел I», за которую Дмитрий Сергеевич Мережковский получил судебное разбирательство.
Вторая часть трилогии – «Александр I» публикуется спустя пять лет в 1913 году.
Завершает трилогию «14 декабря» также спустя пять лет в 1918 году.
Слайд 19 В неё вошли историко-религиозные статьи, которые были опубликованы в 1908 –1909 годах
В неё вошли историко-религиозные статьи, которые были опубликованы в 1908 –1909 годах
Книжное товарищество Вольфа издало в период с 1911 по 1913 годы 17-томное собрание его сочинений,
а Сытин в 1914 году выпустил четырехтомное издание.
«Больная Россия» – книга, которая появилась
в 1910 году
Слайд 20Проза Мережковского была переведена на многие языки, она была очень популярна в
Проза Мережковского была переведена на многие языки, она была очень популярна в
На фото:
В. А. Злобин,
З. Н. Гиппиус,
Д. С. Мережковский,
Д. В. Философов.
Исход из Советской России.
Конец 1919 – начало 1920 гг.
Слайд 21Жизнь вокруг неразлучно прожившей 52 года пары изменилась трагически и бесповоротно
Дмитрий и
Жизнь вокруг неразлучно прожившей 52 года пары изменилась трагически и бесповоротно
Дмитрий и
Марина Цветаева в 1933 году так описывала поэтическую пару:
«Он весь перекривлен, как старый древесный корень; она – раскрашенная кость, нет, даже страшнее кости: смесь остова и восковой куклы».
(М. Цветаева –А. Тесковой, 24.11.1933).
Жизнь эта казалась горькой и бессмысленной: «Ужасная тоска. Пустые дни. Как я завидую тем, кто давно умер, т.е. уже привык быть «там»… или не быть».
(Дневник Гиппиус, 02.02.1939).
В 1941 году Дмитрий Сергеевич Мережковский ослабел…
Слайд 22Дмитрий Сергеевич Мережковский умер
7 декабря 1941 года от кровоизлияния в мозг
Пригород
Дмитрий Сергеевич Мережковский умер
7 декабря 1941 года от кровоизлияния в мозг
Пригород
(Sainte-Geneviève-des-Bois), где располагается русское кладбище, находится примерно в 30 минутах езды от столицы Франции. Здесь кроме Мережковского и Гиппиус похоронены многие русские эмигранты – писатели, философы, поэты, военные, политики.
За 2 дня до этого они посетили католическую церковь св. Терезы.
Они очень любили Маленькую Терезу и чаще всего посещали именно эту церковь недалеко от их дома.
Могила Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус
Слайд 23 Могила Дмитрия Сергеевича Мережковского на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа
«Троица» работы Андрея Рублёва
Могила Дмитрия Сергеевича Мережковского на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа
«Троица» работы Андрея Рублёва
Слайд 24
Библиографический материал
из фондов КРУНБ им. И. Я. Франко
Un peu de Russie
Библиографический материал
из фондов КРУНБ им. И. Я. Франко
Un peu de Russie
В статье рассказывается о русских писателях-эмигрантах: Зинаиде Гиппиус, Нине Берберовой, Дмитрии Мережковском.
В конце дан небольшой словарик.
2. Антонова Е. А. Петербург как образ-символ в трилогии Д. С. Мережковского «Царство зверя» / Е. А. Антонова // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Филология. – 2016. – № 1. – С. 275–281. – Библиогр.: с. 280.
Проанализированы особенности раскрытия образа Петербурга , обозначены основные типы мифов, включенных в трилогию, выявлено их значение в создании историософской мифопоэтики.
3. Ахунзянова Фарида Тагировна. Платоновские мотивы в образной системе Д. Мережковского / Фарида Ахунзянова // Вопросы литературы. – 2016. – № 6. – С. 284–287. – Библиогр.: с. 296–297.
Анализ поисков оптимальных литературных форм, в которых Мережковский активно использует метафоры и символы Античности, возводя их на уровень мифологем и органично встраивая в свою концепцию Третьего Завета.
4. Бавин С. Дмитрий Мережковский / С. Бавин, И. Семибратова // Судьбы поэтов серебряного века / С. П. Бавин, И. В. Семибратова. – Москва : Кн. палата, 1993. – С. 307–321. – Библиогр.: с. 314.
5. Баликова Мария Сергеевна. Сферы эстетического и этического в осмыслении старших символистов : (на примере
Д. С. Мережковского и В. Я. Брюсова) / М. С. Баликова // Филологические науки (Научные доклады высшей школы). – 2016. – № 3 (май). – С. 51–55. – Библиогр.: с. 54–55 (12 назв.).
В статье рассматривается проблема соотношения сфер эстетического и этического в творчестве старших символистов, выделяется сходство и различия в интерпретации этих сфер Мережковским и Брюсовым.
6. Безелянский Юрий. Юбиляры 2015 года / Юрий Безелянский // Наука и религия. – 2015. – № 1. – С. 44–47.
7. Бонгард-Левин Г. М. Кто вправе увенчивать? / Г. М. Бонгард-Левин // Наше наследие. – 2001. – № 59/60. – С. 140–149 : фот.
О материалах Нобелевского Комитета, связанных с И. А. Буниным, Д. С. Мережковским и И. С. Шмелевым – номинантами на Нобелевскую премию.
Слайд 25 8. Бонецкая Наталья Константиновна. Тела и тени (герменевтика Д. Мережковского в 1920-е годы)
8. Бонецкая Наталья Константиновна. Тела и тени (герменевтика Д. Мережковского в 1920-е годы)
Исследуется герменевтика и новая экзегеза позднего (1920–1930) Мережковского. Ставит вопрос о трансформации философских интересов Д. Мережковского на протяжении его творческого пути. От ницшеанской по сути этики к философии религии: таким видится вектор этих метаморфоз.
9. Гладышева С. Н. Дмитрий Сергеевич Мережковский, 1866–1941. Поэт, писатель // Читаем, учимся, играем. – 2016. – № 8. – С. 21 : фот.
Справка об основных этапах творчества русского писателя и поэта.
10. Дмитрий Сергеевич Мережковский // Библио-поле. – 2006. – № 4. – С. 53. – (Календари «Знаменательные даты – 2006»).
14 августа 2006 года исполняется 140 лет со дня рождения Дмитрия Сергеевича Мережковского (1866–1941).
11. Киреев Руслан. Дмитрий Мережковский: «Буду ждать вас, как чуда» / Руслан Киреев // Наука и религия. – 2001. – № 7. – С. 40–43.
О влюблённости Мережковского Д. в женщину, с которой отдыхал на Кавказе.
12. Корыхалов А. Л. Поиски истинного Христа в творчестве Д. Мережковского: истоки, контекст, идейное содержание /
А. Л. Корыхалов // Вопросы философии. – 2015. – № 4. – С. 93–103.
О том, что Д. Мережковского необходимо понимать не как религиозного реформатора и проповедника новой религиозности, а как мыслителя, укорененного в философской традиции поиска истинного, первоначального христианства.
13. Мережковский Д. Акрополь / Д. Мережковский. – Москва : [б. и.], 1991. – 351 с.
14. Мережковский Д. С. Александр I и декабристы / Д. С. Мережковский. – Берлин : [б. и.], 1925. – 464 с.
15. Мережковский Д. С. Больная Россия : избранное / Д. С. Мережковский. – Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1991. – 267 с. : ил. – (История российской культуры). – ISBN 5-288-00964-3.
16. Мережковский Д. С. В тихом омуте ; Статьи и исследования разных лет : художественная литература / Д. С. Мережковский. – Москва : Сов. писатель, 1991. – 489 с. : портр. – ISBN 5-265-02172-8.
17. Мережковский Д. С. Гоголь и черт / Д. С. Мережковский ; составитель и вступительная статья В. Макарова. – Москва : Кн. Клуб Книговек, 2010. – 382 с. – (Поэты в стихах и прозе). – ISBN 978-5-4224-0103-1.
Слайд 2618. Мережковский Д. С. Драматургия : художественная литература / Д. С. Мережковский ; вступительная
18. Мережковский Д. С. Драматургия : художественная литература / Д. С. Мережковский ; вступительная
19. Мережковский Д. С. Избранное : роман, стихотворения, эссе, исследования / Дмитрий Мережковский ; [составитель и автор послесловия А. И. Горло]. – Кишинев : Лит. артистикэ, 1989. – 544 с. – ISBN 5-368-00248-1.
20. Мережковский Д. С. Лица святых от Иисуса к нам : [трилогия] / Д. С. Мережковский ; редколегия: О. А. Коростелев,
А. Н. Николюкин, С. Р. Федякин. – Москва : Республика, 1997. – 366 с. – ISBN 5-250-02635-4.
21. Мережковский Д. С. Мысль и слово : монография / РАН; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Москва : Наследие, 1999. –
349 с. – ISBN 5-201-13314-2.
Мережковский Д. С. Павел I / Д. С. Мережковский. – Петербург : [б. и.], 1920. – 224 с.
22. Мережковский Д. С. Павел I : пьеса ; Александр I : роман : художественная литература / Д. С. Мережковский. – Москва : СП «Слово», 1991. – 383 с. – ISBN 5-85050-259-9.
23. Мережковский Д. С. Павел I. Александр I. Больная Россия : драма для чтения. Роман. Эссе / Д. С. Мережковский. – Москва :
[б. и.], 1989. – 769 с.
24. Мережковский Д. С. Петр и Алексей / Д. С. Мережковский. – Краснодар : [б. и.], 1990. – 432 с.
25. Мережковский Д. С. Петр и Алексей : роман / Д. С. Мережковский. – Москва : [б. и.], 1994. – 510 с.
26. Мережковский Д. С. Собрание сочинений : в 4 томах / Д. С. Мережковский. – Москва : Правда. – (Библиотека «Огонек»).
Т. 4. – 1990. – 671 с. : ил.
27. Мережковский Д. С. Тайна трех / Д. С. Мережковский ; составитель и подготовка текста А. Н. Николюкина. – Москва : Республика, 1999. – 608 с. – ISBN 5-250-02718-0.
28. Мережковский Д. С. Христос и Антихрист : трилогия / Д. С. Мережковский. – Киев : Дніпро.
Т. 1 : Смерть богов : роман. – 1992. – 287 с.
29. Мережковский Д. С. Христос и Антихрист : трилогия / Д. С. Мережковский. – Киев : Дніпро.
Т. 2 : Воскресшие боги: (Леонардо да Винчи) : роман. – 1992. – 608 с.
Слайд 27
30. Мережковский Д. С. Христос и Антихрист : трилогия / Д. С. Мережковский. – Киев
30. Мережковский Д. С. Христос и Антихрист : трилогия / Д. С. Мережковский. – Киев
Т. 3 : Антихрист: (Петр и Алексей) : роман. – 1992. – 461 с.
31. Мережковский Д. С. Эстетика и критика : в 2 томах / Д. С. Мережковский ; вступительная статья, составители и примечания
Е. А. Андрущенко и Л. Г. Фризмана. – Москва : Искусство ; Харьков : СП «Фолио». – (История эстетики в памятниках и документах). – ISBN 5-210-02189-0.
Т. 1. – 1994. – 670 с.
32. Мережковский Дмитрий. М. Ю. Лермонтов поэт сверхчеловечества / Д. Мережковский // Наше наследие. – 1989. – № 5 (11). –
С. 41–51. : фот.
Лермонтовская тема в русской культуре - неисчерпаема. Выход лермонтовской энциклопедии не развеял всех тайн вокруг его имени. Краеведы открывают новые адреса, связанные с жизнью поэта.
33. Мережковский Дмитрий. Поэт сверхчеловечества / Дмитрий Мережковский // Наука и религия. – 2014. – № 11. – С. 19–21.
Рассказывается о творчестве и влиянии характера на поэзию.
34. Мурашов Александр. Рефлексия fin de siecle в историографии первой трилогии Д. Мережковского / А. Мурашов // Новое литературное обозрение. – 2018. – № 1 (149). – С. 475–488. – Библиогр.: с. 487–488 (15 назв.).
Рассматривается формирование сознания «конца века» в русском символизме на материале романов первой трилогии
М. С. Мережковского и его литературно-публицистических работ этого периода.
35. Никитина М. А. «Заветы» реализма в романах старших символистов («Христос и Антихрист» Дм. Мережковского. «Мелкий бес» Ф. Сологуба) / М. А. Никитина // Связь времен: Проблемы преемственности в русской литературе конца XIX–начала XX века. – Москва : Наследие, 1992. – С. 205–224. – Библиогр. в конце ст.
О новой интерпетации высших достижений литературы реализма, представшая в манифесте символизма, легла в основу литературно-критических статей и исследований Мережковского.
36. Октябрьская революция 1917 года в публицистике Д. С. Мережковского периода эмиграции / С. Н. Гладышева // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Филология. Журналистика. – 2018. – № 1. – С. 91–94. – Библиогр.: с. 94 (5 назв.).
37. Осьминина Е. А. Г. Масперо и Дм. Мережковский: французский ученый и русский писатель / Е. А. Осьминина // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. – 2009. – № 1. – С. 93. – 106. – Библиогр. в конце ст.
Слайд 28
38. Осьминина Е. А. Египетские мифологемы у Д. С. Мережковского / Е. А. Осьминина
38. Осьминина Е. А. Египетские мифологемы у Д. С. Мережковского / Е. А. Осьминина
Исследуется творчество Д. С. Мережковского, который к теме русского Серебряного века пришел позднее, в эмиграции и досказал недосказанное.
39. Сподарец Н. В. Литературно-критическая оценка А. С. Пушкина поэтами серебряного века. Модель Д. Мережковского /
Н. В. Сподарец // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество : крымский Ахматовский научный сборник / [ответственный научный редактор Г. М. Темненко]. – Симферополь : Крымский архив, 2004. – Вып. 2. – С. 93–100. – Библиогр. в конце ст.
О концепции поэтического феномена А. С. Пушкина, разработанной Д. Мережковским.
40. Три тысячи верст и четверть века пролегли между нами: Д. С. Мережковский и З. Н. Гиппиус в переписке с О. А. Флоренской / Флоренская Ольга Александровна, Мережковский Дмитрий Сергеевич, Гиппиус Зинаида Николаевна [и др.] ; подготовка публикации: А. И. Олексеенко, В. П. Флоренского, П. В. Флоренского, Т. А. Шутовой // Наше наследие. – 2007. – № 82. – С. 26–47 : ил. – Окончание. Начало см. в № 79–80 за 2006 г.
Публикация составлена по материалам архива семьи священника Павла Флоренского.
41. Холиков А. «Мало ли что из подлости можно сделать» / А. Холиков // Вопросы литературы. – 2009. – № 3. – С. 454–468.
Об эволюции взглядов Д. Мережковского на учение Л. Толстого.
42. Холиков А. А. Мережковсковедение: становление, развитие и современное состояние / А. А. Холиков // Библиография. – 2011. –
№ 4. – С. 114–122 : портр.
Обзор отечественной и зарубежной литературы о жизни и творчестве Д. С. Мережковского. Статья дополнена библиографическим указателем книг о Д. С. Мережковском и публикаций эпистолярного наследия.
43. Черников И. Н. Жанровые функции анамнезиса в историософской «драме для чтения» Д. С. Мережковского «Павел Первый» /
И. Н. Черников // Вопросы русской литературы : межвузовский научный сборник / главный редактор В. П. Казарин. – Симферополь : Крымский Архив, 2012. – Вып. 22 (79). – С. 41–50. – Библиогр. в конце ст.
44. Эдельштейн Михаил. Биография как текст и контекст : рецензия / М. Эдельштейн // Новый мир. – 2009. – № 8. – С. 181–184.
О книге из серии «Жизнь замечательных людей» Ю. Зобнина «Дмитрий Мережковский. Жизнь и деяния», 2008 г.
Слайд 29Библиография к обзору
1. Бавин С. Дмитрий Мережковский / С. Бавин, И. Семибратова
Библиография к обзору
1. Бавин С. Дмитрий Мережковский / С. Бавин, И. Семибратова
2. Зобнин Ю. В. Дмитрий Мережковский: жизнь и деяния / Юрий Владимирович Зобнин. – Текст : электронный // ВикиЧтение : [сайт]. – URL: https://biography.wikireading.ru/136748 (дата обращения: 27.07.2020).
3. Киреев Руслан. Дмитрий Мережковский: «Буду ждать вас, как чуда» / Руслан Киреев // Наука и религия. – 2001. – № 7. – С. 40–43.
4. Любовные треугольники русских поэтов. – Текст : электронный // Культура.РФ : [сайт]. – URL: https://www.culture.ru/materials/177916/lyubovnye-treugolniki-russkikh-poetov (дата обращения: 29.07.2020).
5. Мережковский Дмитрий Сергеевич (1865–1941). – Текст : электронный // Мережковский.ру : [сайт]. – URL: http://merezhkovski.ru/ (дата обращения: 29.07.2020).
6. Пятьдесят два года вместе, ни дня разлуки. – Текст : электронный // БИБЛИО-ГЛОБУС. Челябинск. – URL: https://vk.com/wall-30155437_24133 (дата обращения: 29.07.2020). – Дата публикации: 14.08.2018.
7. Супруги Мережковские – в жизни, воспоминаниях, разговорах / Сергей Эдуардович Цветков. – Текст : электронный // livejournal : [сайт]. – URL: https://sergeytsvetkov.livejournal.com/379672.html (дата обращения: 27.07.2020). – Дата публикации: 21.12.2014.
8. Три тысячи верст и четверть века пролегли между нами: Д. С. Мережковский и З. Н. Гиппиус в переписке с О. А. Флоренской / Флоренская Ольга Александровна, Мережковский Дмитрий Сергеевич, Гиппиус Зинаида Николаевна [и др.] ; подготовка публикации: А. И. Олексеенко, В. П. Флоренского, П. В. Флоренского, Т. А. Шутовой // Наше наследие. – 2007. – № 82. – С. 26–47 : ил.