Дорога Дубровского: авантюрный или любовный роман?

Содержание

Слайд 2

АВАНТЮ́РА, -ы, ж. [Франц. aventure]:
1. Рискованное, сомнительное предприятие, дело, начатое без учета реальных

АВАНТЮ́РА, -ы, ж. [Франц. aventure]: 1. Рискованное, сомнительное предприятие, дело, начатое без
сил и условий, в расчете на случайный успех. Политическая авантюра. Военная авантюра. 
2. Устар. Легкомысленный поступок (или ряд поступков), совершаемый ради получения удовольствия, развлечений; приключение, похождение. Любовные авантюры. 

Слайд 3

М.М. Бахтин «Функции шута, плута, дурака в романе»

Хронотоп – особое совмещение пространства

М.М. Бахтин «Функции шута, плута, дурака в романе» Хронотоп – особое совмещение
и времени в романе.

Слайд 4

Основные признаки средневекового плута:

1. Веселый обманщик с «хитрым и ловким умом»;
2. Он

Основные признаки средневекового плута: 1. Веселый обманщик с «хитрым и ловким умом»;
идет на рискованные поступки;
3. Его жизнь связана с дорогой;
Какие признаки подходят
или не подходят Дубровскому?
Объясните ответ, опираясь на текст.

Слайд 5

«— Я не слыхивал о медведе, — отвечал Дефорж, — но я

«— Я не слыхивал о медведе, — отвечал Дефорж, — но я
всегда ношу при себе пистолеты, потому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званью, не могу требовать удовлетворения...
Но случай сей произвел еще большее впечатление на Марью Кириловну. Воображение ее было поражено: она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего. Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее».
Гл. VIII

Слайд 6


«Бедный гость, с оборванной полою и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопасный

«Бедный гость, с оборванной полою и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопасный
угол, но принужден был иногда целых три часа стоять прижавшись к стене и видеть, как разъяренный зверь в двух шагах от него ревел, прыгал, становился на дыбы, рвался и силился до него дотянуться».
Гл. VIII

Слайд 7

1. Веселый обманщик с «хитрым и ловким умом»;
Дубровский гордый и самолюбивый, он

1. Веселый обманщик с «хитрым и ловким умом»; Дубровский гордый и самолюбивый,
стал разбойником не ради развлечения, а мести и выживания.
2. Он идет на рискованные поступки;
3. Его жизнь связана с дорогой;

Слайд 8

Для авантюрного (приключенческого) романа характерно:

Главный герой – авантюрист, часто плут (в случае

Для авантюрного (приключенческого) романа характерно: Главный герой – авантюрист, часто плут (в
Дубровского – разбойник);
2. Может «переодеваться» в другого героя (Дубровский – Дефорж);
3. Он идет на риски, он часто попадает в приключения
(например, сжигает свой дом; борется с медведем; попадает тайно в дом Троекурова);
4. Жизнь связана с дорогой и бытом.

Слайд 9

Художественный образ
– это предмет или герой (человек/животное) в литературном тексте, который автор

Художественный образ – это предмет или герой (человек/животное) в литературном тексте, который
наделяет характеристиками, значением, важным для текста.
(определение на основе словаря «Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий» Н.Д. Тамарченко)
Как вы понимаете это определение?

Слайд 10

Рыцарь на дороге:

Большая дорога (фразеологизм) – место разбоя, грабежа (Толковый словарь (1935

Рыцарь на дороге: Большая дорога (фразеологизм) – место разбоя, грабежа (Толковый словарь
– 1940 г.) Д. Н. Ушакова, «Дорога»).
Рыцари большой дороги (ирон.) – грабители (Толковый словарь (1935 – 1940 г.) Д. Н. Ушакова, «Рыцарь»).

Слайд 11

Дорога Дубровского:

Задание: Схематично нарисуйте в тетрадях дорогу, проведите от нее стрелочки.

Жизнь Дубровского

Дорога Дубровского: Задание: Схематично нарисуйте в тетрадях дорогу, проведите от нее стрелочки.
на дороге; место заработка

Слайд 12

Фрагмент 1:

«Между тем Владимир углублялся в чащу дерев, движением и усталостию стараясь

Фрагмент 1: «Между тем Владимир углублялся в чащу дерев, движением и усталостию
заглушать душевную скорбь. Он шел не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, нога его поминутно вязла в болоте, — он ничего не замечал. Наконец достигнул он маленькой лощины, со всех сторон окруженной лесом... Наконец заметил он, что начало смеркаться; он встал и пошел искать дороги домой, но еще долго блуждал по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку, которая и привела его прямо к воротам его дома».
Гл. V

Слайд 13

Фрагмент 2:

«Молодые сели вместе в карету и поехали в Арбатово...проехали они около

Фрагмент 2: «Молодые сели вместе в карету и поехали в Арбатово...проехали они
десяти верст, лошади неслись быстро по кочкам проселочной дороги, и карета почти не качалась на своих английских рессорах. Вдруг раздались крики погони, карета остановилась, толпа вооруженных людей окружила ее, и человек в полумаске, отворив дверцы со стороны, где сидела молодая княгиня, сказал ей: “Вы свободны, выходите”. — “Что это значит, — закричал князь, — кто ты такой?..” — “Это Дубровский”» Гл. XVIII

Слайд 14

«Но Дубровский уже ее не слышал, боль раны и сильные волнения души

«Но Дубровский уже ее не слышал, боль раны и сильные волнения души
лишили его силы. Он упал у колеса, разбойники окружили его». Гл. XVIII

Слайд 15

Схема:

Жизнь Дубровского на дороге; место заработка

Потерянная дорога – отражение запутанности героя и

Схема: Жизнь Дубровского на дороге; место заработка Потерянная дорога – отражение запутанности
потери ориентиров в жизни

Место расставания, завершение любви Дубровского

Дорога – жизненный путь Дубровского, основа сюжета