Подготовка к итоговому сочинению по литературе

Содержание

Слайд 2

Требование № 1. «Объем итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество

Требование № 1. «Объем итогового сочинения» Рекомендуемое количество слов – от 350.
слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Слайд 3

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
«Соответствие теме»;
«Аргументация. Привлечение литературного материала»;
«Композиция

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям: «Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение
и логика рассуждения»;
«Качество письменной речи»;
«Грамотность».

Слайд 4

Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое

Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за
сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

Слайд 5

Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен

Критерий № 1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Слайд 6

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку
использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Слайд 7

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения» Данный критерий нацеливает на проверку
логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». 

Слайд 8

Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления

Критерий № 4 «Качество письменной речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого
текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Слайд 9

Критерий № 5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится при условии,

Критерий № 5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится
если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных 

Слайд 10

Универсальная литература

"Война и мир" Л.Н. Толстой.
"Капитанская дочка" А.С. Пушкин
"Евгений Онегин" А.С. Пушкин
"Шинель"

Универсальная литература "Война и мир" Л.Н. Толстой. "Капитанская дочка" А.С. Пушкин "Евгений
Н.В. Гоголь
"Мертвые души" Н.В. Гоголь
"Вишневый сад" А.П. Чехов
"Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский
"Мастер и Маргарита" М.А. Булгаков
"Горе от ума" А.С. Грибоедов
"Мцыри" М.Ю. Лермонтов
"Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтов
"Судьба человека" М.А. Шолохов

"На дне" М. Горький
"Отцы и дети" И.С. Тургенев
"Гроза" А.Н. Островский
"Премудрый пескарь" М.Е. Салтыков-Щедрин
"Обломов" И.А. Гончаров
"Матренин двор" А.И. Солженицын
"Господин из Сан-Франциско" И.А. Бунин
"И дольше века длится день" Ч.Т. Айтматов
"Уроки французского" В.Г. Распутин
"Обелиск" В.В. Быков
"Недоросль" Д.И. Фонвизин

Слайд 11

Общий план сочинения
имеет вид:
Вступление.
II. Основная часть.
Тезис.
2. Первый аргумент.
3. Второй аргумент.
III.

Общий план сочинения имеет вид: Вступление. II. Основная часть. Тезис. 2. Первый
Заключение.

Слайд 12

Классическое вступление состоит из нескольких элементов:
Объяснение ключевых слов темы или цитаты;
Общие рассуждения

Классическое вступление состоит из нескольких элементов: Объяснение ключевых слов темы или цитаты;
о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
Ответ-тезис на главный вопрос темы

Слайд 13

Рассмотрим несколько примеров вступлений с учётом особенностей формулировок реальных тем итоговых сочинений.
Темы,

Рассмотрим несколько примеров вступлений с учётом особенностей формулировок реальных тем итоговых сочинений.
предложенные для итогового сочинения, можно разделить на три типа:
тема-вопрос, тема-утверждение, тема — назывное предложение.

Вступление

Слайд 14

Тема в виде вопроса
Например: «Что приносит любовь человеку: радость или
страдание?»

Ключевые слова
темы

Любовь,

Тема в виде вопроса Например: «Что приносит любовь человеку: радость или страдание?»
радость, страдание...

Слайд 15

Общие рассуждения на тему

Любовь — это, пожалуй, самое необъяснимое из всех человеческих

Общие рассуждения на тему Любовь — это, пожалуй, самое необъяснимое из всех
чувств. Кто-то пытается объяснить её природу при помощи науки, кто-то говорит о том,
что любовь — то, что даётся богом или судьбой. Так или иначе, именно любовь управляет жизнью большинства людей. Недаром Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

Слайд 16

Вопрос (задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части)

Но

Вопрос (задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части)
всегда ли это чувство несёт нам радостные минуты или же часто приносит разочарование, страдание?

Слайд 17

Будьте аккуратны в формулировке вопроса: не уходите от темы.
В этом случае можно

Будьте аккуратны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае
использовать стандартные формулировки,
начинающиеся словами:
«можно ли утверждать, что...», «почему
можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли...» и т. д.

Слайд 18

Например, к теме «Писатель — судья своего времени» можно задать вопрос: «Можно

Например, к теме «Писатель — судья своего времени» можно задать вопрос: «Можно
ли утверждать, что писатель является
судьёй своего времени? Действительно ли он всегда опережает его
(идёт в ногу со временем или анализирует прошлое)?».

Если тема сформулирована в виде цитаты,
то можно её повторить и далее разъяснить смысл фразы, выделенной в цитату

Слайд 19

Тема — назывное предложение (ключевые слова)
Например: «Преходящее и вечное».
В этом случае действуем

Тема — назывное предложение (ключевые слова) Например: «Преходящее и вечное». В этом
уже знакомым путём: ключевые слова — общие рассуждения — вопрос.

Что же, на мой взгляд, можно отнести к таким явлениям, как преходящее и вечное?

Слайд 20

Формулировка тезиса

Тезис — это основная мысль сочинения, которую вы будете во время

Формулировка тезиса Тезис — это основная мысль сочинения, которую вы будете во
дальнейшего рассуждения аргументированно доказывать.

Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от особенностей темы.

Слайд 21

Тема-вопрос
Если тема уже представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный

Тема-вопрос Если тема уже представляет собой вопрос, то требуется дать на него
ответ. В этом случае не нужно ничего

дополнительно придумывать и переделывать, просто дать ответ.
Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная
часть сочинения.

Слайд 22

«Счастлив ли человек,
влюблённый в свою профессию?»

Т е з и с ы
Когда

«Счастлив ли человек, влюблённый в свою профессию?» Т е з и с
человек трудится с удовольствием, тогда этот труд приносит ему
только радость, а значит, и сам человек становится счастливым.
Не зря М. Горький говорил: «Когда труд — удовольствие, жизнь хороша!..»

Слайд 23

Тема-утверждение (в том числе цитата)
В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение.

Тема-утверждение (в том числе цитата) В этом случае требуется обосновать уже имеющееся
Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так.

«Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих...»
(Ф.М. Достоевский).
(Во вступительной части задаём вопросы: «Почему любовь заставляет человека перерождаться?» Или «Можно ли говорить о
том, что любовь всесильна, так как она заставляет перерождаться нас самих?»)

Когда человек влюблён, ему хо-
чется быть лучше и, соответственно, делать этот мир тоже лучше, а значит, даже при наличии каких-то пороков, он будет стараться от
них избавиться, потому что любовь перерождает человека.
Любовь — это самая необъяснимая сила на земле. Она может заставлять людей идти на подвиги.

Слайд 24

Тема в виде назывного предложения или просто ключевые слова, нуждающиеся в комментарии
Вступительная

Тема в виде назывного предложения или просто ключевые слова, нуждающиеся в комментарии
часть, как правило, заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий. Нужно постараться сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные
вопросы.

«Ваш выбор: книга или компьютер?»
(Во вступительной части задаём вопросы: «А что в нашем современном мире можно считать
наиболее важным: книгу или компьютер?», «Можно ли говорить, что компьютер вытеснил
из нашей жизни книгу?»)

Время и технический прогресс идут вперёд. Поэтому появляются новые формы передачи информации. Конечно, компьютер сейчас занимает огромное пространство в нашей жизни. Но разве можно сравнивать книгу и
компьютер? И то и другое является

источником знаний для человека.
И всё же книга, с её приятным шелестом страниц, с её иногда пожелтевшими от времени листами, всё равно оказывается в руках того или иного человека. Потому что книга — это живая свидетельница истории человечества!

Слайд 25

Способы формулировки тезиса
· Прямая формулировка основной мысли. Чёткий ответ на вопрос.

Тема: «Что

Способы формулировки тезиса · Прямая формулировка основной мысли. Чёткий ответ на вопрос.
важнее: любить или быть любимым?»
Тезис: «Важнее любить, чем быть любимым, на мой взгляд. Но быть любимым тоже очень важно»

Слайд 26

Образ-аналогия

Тема: «Должен ли человек следовать за своей мечтой?»
Тезис: «Человек должен обязательно следовать

Образ-аналогия Тема: «Должен ли человек следовать за своей мечтой?» Тезис: «Человек должен
за своей мечтой, потому что она окрыляет его, даёт ему силы, помогает делать новые важные шаги вперёд по жизни к достижению своего счастья»

Слайд 27

Вопросно-ответная форма
(пожалуй, самый удобный и лёгкий способ: мы сами себе задаём

Вопросно-ответная форма (пожалуй, самый удобный и лёгкий способ: мы сами себе задаём
вопрос и сами на него отвечаем, это помогает не уйти от темы).

В чём проявляется любовь к Родине? Наверное, у каждого она проявляется по-своему.
Кто-то, не жалея себя, не задумываясь,
встаёт на защиту в самые трудные для Родины минуты. Кто-то воспевает её в своих произведениях, в стихах, в песнях. Кто-то старается сделать пусть небольшой островок
земли около своего дома прекрасным, сажая
цветы и ухаживая за ними.

Слайд 28

Основная часть
Аргументация
Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературных источников. Основная

Основная часть Аргументация Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературных
часть, как мы помним, состоит из одного или нескольких аргументов на литературной
основе, подкрепляющих тезис. Каждый аргумент выделяется в отдельный абзац. В конце каждого абзаца должен быть микровывод.
Можно к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
Если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой
аргумент!

Слайд 29

Структура аргумента
Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:
1. Обращение к литературному произведению:

Структура аргумента Аргумент состоит из нескольких элементов и включает: 1. Обращение к
называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение», чтобы избежать фактических ошибок).

Слайд 30

2. Его интерпретацию:
здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду,

2. Его интерпретацию: здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду,
характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п.
Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.

Слайд 31

3. Микровывод
(он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение

3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение
в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу...» и т.п.

Слайд 32

Заключение
Вот мы и добрались до заключительной части нашего итогового сочинения.
Существует несколько способов

Заключение Вот мы и добрались до заключительной части нашего итогового сочинения. Существует
закончить сочинение:
Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространённый способ закончить сочинение. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами!
Главное, не уйти в сторону от темы сочинения.

Слайд 33

Заключение-призыв.
Это ещё один достаточно распространённый вариант концовки. Конечно, это не должны

Заключение-призыв. Это ещё один достаточно распространённый вариант концовки. Конечно, это не должны
быть пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!». Лучше не использовать глаголы 2-го лица: «берегите», «уважайте», «помните».
Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д.
Тогда никто вас не сможет упрекнуть в неэтичном отношении к адресату