Её минута славы. 70 лет со дня рождения писательницы Татьяны Толстой

Содержание

Слайд 2

Татьяна
Никитична
Толстая

Татьяна Никитична Толстая

Слайд 3

Родилась 3 мая 1951 в Ленинграде. Отец — академик-филолог Никита Толстой, деды

Родилась 3 мая 1951 в Ленинграде. Отец — академик-филолог Никита Толстой, деды
— писатель Алексей Толстой и переводчик Михаил Лозинский. В 1974 окончила отделение классической филологии филфака ЛГУ, после чего переехала в Москву. До 1983 работала в Главной редакции Восточной литературы при издательстве «Наука».
Активно печататься начала при советской власти. Первая публикация — рассказ На золотом крыльце сидели… появился журнале «Аврора» в 1983. Как критик дебютировала в том же году статьей Клеем и ножницами.
В середине 80-х написала и опубликовала в периодической печати около 20 рассказов (Факир, Круг, Потеря, Милая Шура, Река Оккервиль и др.) и повесть Сюжет. В 1988 тринадцать из них вышли отдельной книгой: На золотом крыльце сидели…
Советская официальная критика отнеслась к прозе Толстой настороженно. Одни упрекали ее в «густоте» письма, в том, что «много в один присест не прочтешь». Другие, напротив, говорили, что прочли книгу взахлеб, но что все произведения написаны по одной схеме, искусственно выстроены. В интеллектуальных читательских кругах того времени Толстая пользовалась репутацией оригинального, независимого писателя. Герои ее прозы в основном — простые «городские чудики» (старорежимные старушки, «гениальные» поэты, слабоумные инвалиды детства…), живущие и гибнущие в жестокой и тупой мещанской среде.

Слайд 4

В прозе Толстой, по мнению критиков, прослеживается влияние Шкловского и Тынянова, с

В прозе Толстой, по мнению критиков, прослеживается влияние Шкловского и Тынянова, с
одной стороны, и Ремизова — с другой. Она сталкивает слова из различных семантических слоев языка, как правило, смотрит на своих героев «остраненно», разворачивает сюжет подобно кинематографическим кадрам… Но если у Шкловского и Тынянова «избыточные» слова использовались для того, чтобы дать предмету как можно более точное, исчерпывающее определение, а Ремизова обращение к архаическим пластам языка приближало к изначальному смыслу слова, то Толстая, используя разработанные ими методы парадоксальных словосочетаний, демонстрирует то, что Вяч. Курицын назвал «хищным цинизмом глазомера». Андрей Немзер так высказался о ее ранних рассказах: «"Эстетизм» Толстой был важнее ее «морализма»". В 1990 у.е.зжает преподавать русскую литературу в США, где проводит по несколько месяцев в году почти все последующее десятилетие. В 1991 ведет колонку «Своя колокольня» в еженедельнике «Московские новости», входит в состав редколлегии журнала «Столица». Появляются переводы ее рассказов на английский, немецкий, французский, шведский и др. языки. В 1997 отдельной книгой (Любишь — не любишь) в Москве переиздаются ее рассказы, в 1998 — книга Сестры, написанная совместно с сестрой Натальей. В 2000—2001 выходит новый роман Толстой Кысь — о мутирующей после ядерного взрыва России. Страна, согласно роману, полностью деградировала: язык почти утрачен, мегаполисы превращены в убогие деревни, где люди живут по правилам игры в «кошки-мышки». Роман пропитан сарказмом, характеры героев выстраиваются в своеобразную галерею уродов, их сексуальность подчеркнуто груба и первобытна. Русскоязычные критики отнеслись к новой Толстой по-разному. Борис Парамонов, живущий в США, сравнивает ее литературную судьбу с судьбой Набокова и, вспоминая слова последнего о том, что «ангелы большие и сильные», называет роман «ударом крыла ангела». Российские критики к роману Толстой отнеслись не столь восторженно, одновременно в той или иной степени признавая ее мастерство, о котором Борис Акунин отозвался так: язык Толстой «вкусный», «пальчики оближешь».

Слайд 5

Литературные произведения Татьяны Толстой

«На золотом крыльце сидели…»
Струсили – что-то не сделали, чего-то

Литературные произведения Татьяны Толстой «На золотом крыльце сидели…» Струсили – что-то не
не сказали.
А после мучаемся сомнениями: как сложилась бы
жизнь, если тогда поступили бы по-другому.
И искренне верим, что если не испугались бы в тот момент,
то были бы счастливы теперь. А вдруг не были бы?..
В сборник «На золотом крыльце сидели…»
вошли самые разные рассказы Татьяны Толстой:
женские, мужские, детские, старушечьи, грустные,
веселые, честные, прекрасные. Здорово видеть
жизнь во всех ее гранях!

Слайд 6

«Чистый лист»
Тоска гложет душу Игнатьева.
В семейной жизни – полная безысходность,
постоянно

«Чистый лист» Тоска гложет душу Игнатьева. В семейной жизни – полная безысходность,
болеет маленький сын, жена сидит с
ним, бросила работу, не спит ночами.
И нет у Игнатьева никакой мужской личной жизни!
Он ведь так давно не был у своей подруги
Анастасии! Не уйти к ней никак, когда дома
такое горе. Вот если бы заглушить тоску,
выкинуть её из души! А лучше вместе с душой –
прочь всё удалить!

Слайд 7

«Милая Шура»
Александра Эрнестовна.
Старуха, одетая по моде своей молодости,
живущая в такой

«Милая Шура» Александра Эрнестовна. Старуха, одетая по моде своей молодости, живущая в
же старомодной квартире.
Прожившая жизнь, и живущая воспоминаниями...

Слайд 8

«Кысь»
Мышь — она всему голова.
Ведь, казалось бы, что это такое —

«Кысь» Мышь — она всему голова. Ведь, казалось бы, что это такое
мышь?
Маленький серый комочек?
Пищит под полом, а ловишь её —
она только вжик хвостом, и нету её?
Ан нет. Ведь мышь — она основа жизни.
Всё она даёт человеку. И мясо для похлёбки,
и шкурку, да и хвостикам сушёным применение
есть всегда. Мышь — и валюта самая крепкая.
За связку мышей на торжище много чего можно
выменять. Даже книги. И тогда, когда завьюжит,
и кричит тёмными ночами в лесу страшная кысь,
принесёшь в избу уголёк, затопишь печь, нальёшь
похлёбки мышиной, и читаешь книги, Фёдор Кузьмичём,
Слава ему, написаные. И забываешь на время о мамане,
от огнецов помершей, о Васюке Ушастом,
у которого ушей видимо-невидимо,
о Варваре Лукинишне, у которой сотня гребней
петушиных, и даже об Оленьке-красавице тоже забываешь.
Одна печаль — мало книг хороших. А читать — страх как охота...

Слайд 9

«Не кысь»
Сборник малой прозы Татьяны Толстой
«Не кысь» – это художественные и

«Не кысь» Сборник малой прозы Татьяны Толстой «Не кысь» – это художественные

публицистические произведения высокого
уровня. Это тонкие, умные и лиричные
рассказы о Москве и Петербурге, о Тогда
и о Сейчас. Строки книги пронизаны
искренними чувствами: радостью и
спокойствием, грустью и отчаянием,
тревогой и весельем. В этом сборнике
по крупицам собраны самые яркие эмоции,
которые только может испытывать человек.

Слайд 10

«Река Оккервиль»
Главный герой рассказа-типичный
городской обитатель Игнатьев.
Чем он отличен от других,

«Река Оккервиль» Главный герой рассказа-типичный городской обитатель Игнатьев. Чем он отличен от

так это тем, что живет в окружении
болезней и боли. Болен сам,
не отличается здоровьем ребенок,
безнадежно чахнет жена.
Чистый лист для него-это операция,
которая принесет избавление и
парадоксальное изменение взгляда на
окружающий мир.

Слайд 11

«День»
В сборник «День» входят рассказы и фельетоны разных лет (1990– 2001), печатавшиеся

«День» В сборник «День» входят рассказы и фельетоны разных лет (1990– 2001),
в русской и иностранной периодике. Часть первая, «Частная годовщина», включает лирические эссе; часть вторая, «Ложка для картоф.», – фельетоны. Третью часть, «Русский мир», составляют сочинения разных жанров, объединенные общей темой.
Имя файла: Её-минута-славы.-70-лет-со-дня-рождения-писательницы-Татьяны-Толстой.pptx
Количество просмотров: 50
Количество скачиваний: 0