Фёдор Иванович Тютчев. Художественный мир поэта

Содержание

Слайд 2

Фёдор Иванович Тютчев
(1803 – 1873)

Фёдор Иванович Тютчев (1803 – 1873)

Слайд 3

Федор Тютчев родился 5 декабря 1803 года в фамильной усадьбе Овстуг Орловской

Федор Тютчев родился 5 декабря 1803 года в фамильной усадьбе Овстуг Орловской
губернии (ныне — Брянская область). Он происходил из старинного русского дворянского рода, который был известен с XIV века. Отец поэта Иван Тютчев служил в Кремле, в последние годы жизни руководил «Экспедицией Кремлевского строения» — государственной организацией, которая следила за состоянием исторических памятников. Мать Федора Тютчева Екатерину Толстую публицист Иван Аксаков описал как «женщину замечательного ума».

ДЕТСТВО И УНИВЕРСИТЕТ

Слайд 4

РОДИТЕЛИ ТЮТЧЕВА

РОДИТЕЛИ ТЮТЧЕВА

Слайд 6

Тютчевы жили очень дружно. Друг их семьи историк Михаил Погодин писал: «Смотря

Тютчевы жили очень дружно. Друг их семьи историк Михаил Погодин писал: «Смотря
на Тютчевых, думал о семейственном счастии. Если бы все жили так просто, как они». Родители старались дать детям хорошее домашнее образование: учили русскому и французскому языкам, музыке. Детство будущего поэта, его брата и сестры прошло в родовой усадьбе Овстуг.
Зимой Тютчевы часто уезжали в Москву — там у семьи был особняк. Литературовед Вадим Кожинов писал: «Сохранились свидетельства о том, что Тютчевы жили в Москве по присущим ей бытовым канонам — жили открыто, широко, хлебосольно. Семья целиком предавалась ритуалам праздников, крестин, свадеб, именин». В 1812 году из-за Отечественной войны им пришлось поменять привычный уклад жизни и на время переехать в Ярославль. После окончания боевых действий Тютчевы вернулись: их дом был одним из немногих уцелевших после пожара.

ДЕТСТВО И УНИВЕРСИТЕТ

Слайд 7

В том же 1812 году Федору Тютчеву наняли домашнего учителя — Семена

В том же 1812 году Федору Тютчеву наняли домашнего учителя — Семена
Раича. Он был знатоком древнегреческого, латыни, итальянского языка. С его помощью будущий поэт изучил античную литературу и «по тринадцатому году переводил уже оды Горация с замечательным успехом». Именно Раичу Федор Тютчев посвятил одни из своих первых стихотворений, среди которых послание «На камень жизни роковой» («С.Е. Раичу»):

Слайд 8

Будущий поэт не только много читал, он интересовался искусством и историей. Среди

Будущий поэт не только много читал, он интересовался искусством и историей. Среди
его любимых книг были сборники Гавриила Державина, Василия Жуковского и Михаила Ломоносова, «История государства Российского» Николая Карамзина. С 1816 года он был вольнослушателем Московского университета и ходил на лекции.

ДЕТСТВО И УНИВЕРСИТЕТ

Слайд 9

Одни из первых произведений Тютчева Семен Раич отдал своему наставнику — профессору

Одни из первых произведений Тютчева Семен Раич отдал своему наставнику — профессору
Московского университета Алексею Мерзлякову. Оду «На новый 1816 год» Мерзляков решил прочитать на собрании Общества любителей российской словесности в феврале 1818 года. Вскоре Тютчева — ему тогда было 14 лет — приняли в организацию. Первые стихи поэта стали появляться в журнале «Труды Общества любителей российской словесности».

ДЕТСТВО И УНИВЕРСИТЕТ

Слайд 10

В 1819 году Тютчев отлично сдал экзамены по истории, географии, и иностранным

В 1819 году Тютчев отлично сдал экзамены по истории, географии, и иностранным
языкам, среди которых были латынь, французский и немецкий, и стал студентом факультета словесных наук Московского университета. В университете он близко общался с историком Михаилом Погодиным, поэтом Дмитрием Веневитиновым, писателями Владимиром Одоевским и Андреем Муравьевым. В 1821 году своим товарищам Тютчев посвятил стихотворение «Весеннее приветствие стихотворцам».

ДЕТСТВО И УНИВЕРСИТЕТ

Слайд 11

Федор Тютчев окончил Московский университет в конце 1821 года — на год

Федор Тютчев окончил Московский университет в конце 1821 года — на год
раньше положенного срока. Для этого он получил специальное разрешение министра народного просвещения князя Александра Голицына. Спустя год Тютчев переехал в Петербург. Там поэт стал служащим Государственной коллегии иностранных дел. В столице он жил в доме своего родственника графа Остермана-Толстого — героя Отечественной войны, генерала. Именно он рекомендовал отправить Тютчева в дипломатическую миссию в Мюнхен. Позже поэт писал родителям: «Странная вещь — судьба человеческая. Надобно же было моей судьбе вооружиться уцелевшею Остермановою рукою, чтобы закинуть меня так далеко от вас!».

ЖИЗНЬ В ГЕРМАНИИ

Слайд 12

В королевстве Бавария Тютчев прожил больше двадцати лет — окончательно он возвратился

В королевстве Бавария Тютчев прожил больше двадцати лет — окончательно он возвратился
в Россию только в 1844 году. В Германии он познакомился с философом Фридрихом Шеллингом, поэтами Иоганном Гёте и Генрихом Гейне. Поэт переводил труды немецких философов и писателей, в том числе «Песнь радости» Фридриха Шиллера, посещал литературные вечера, переписывался с иностранными учеными, писал публицистические статьи на французском языке.

ЖИЗНЬ В ГЕРМАНИИ

Слайд 13

Не оставил Федор Тютчев и литературного творчества. Во второй половине 1820-х он

Не оставил Федор Тютчев и литературного творчества. Во второй половине 1820-х он
написал около семидесяти стихотворений, среди которых «Весенняя гроза», «Как океан объемлет шар земной…», «Silentium!» и другие. В эти годы поэт создавал философскую, пейзажную и любовную лирику. Позднее Валерий Брюсов писал о его творчестве в это время: «У своих русских предшественников Тютчев почти ничему не учился. В ранних его стихах есть влияние Жуковского и, отчасти, Державина; позднее Тютчев кое-что воспринял у Пушкина. Но в целом его стих крайне самостоятелен, своеобычен».

ЖИЗНЬ В ГЕРМАНИИ

Слайд 14

Уже в 1823 году, спустя несколько месяцев после переезда в Мюнхен, Тютчев

Уже в 1823 году, спустя несколько месяцев после переезда в Мюнхен, Тютчев
сочинил для Амалии фон Лерхенфельд, в которую был влюблен, стихотворение «Твой милый взор, невинной страсти полный…». Спустя два года поэт чуть не стал из-за нее участником дуэли. Чтобы избежать скандала, ему пришлось на полгода вернуться в Россию. Позднее Тютчев посвятил возлюбленной стихотворения «Я помню время золотое» и «Я встретил вас, и всё былое». Сразу после возвращения Тютчев женился на Элеоноре Петерсон — вдове русского дипломата Александра Петерсона, от которого у нее осталось четверо детей. Поэт писал родителям: «Я хочу, чтобы вы, любящие меня, знали, что никогда ни один человек не любил другого так, как она меня… не было ни одного дня в ее жизни, когда ради моего благополучия она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня». Позже у них родились три дочери.

ЖИЗНЬ В ГЕРМАНИИ

Слайд 15

Твой милый взор, невинной страсти полной —
Златой рассвет небесных чувств твоих
Не мог,

Твой милый взор, невинной страсти полной — Златой рассвет небесных чувств твоих
увы! умилостивить их —
Он служит им укорою безмолвной.
Сии сердца, в которых правды нет,
Они, о друг, бегут как приговора,
Твоей любви младенческого взора,
Он страшен им, как память детских лет.
Но для меня сей взор благодеянье,
Как жизни ключ — в душевной глубине
Твой взор живет и будет жить во мне,
Он нужен ей, как небо и дыханье.
Таков горе? — духов блаженных свет,
Лишь в небесах сияет он, небесный;
В ночи греха, на дне ужасной бездны,
Сей чистый огнь, как пламень адский, жжет.

Слайд 16

Элеонора Петерсон

Элеонора Петерсон

Слайд 17

В 1829 году в Москве педагог Тютчева Семен Раич начал издавать журнал

В 1829 году в Москве педагог Тютчева Семен Раич начал издавать журнал
«Галатея». Он предложил поэту публиковаться. Тютчев согласился, и его стихотворения печатали почти в каждом номере. После закрытия «Галатеи» в 1830 году Тютчева пригласили сотрудничать с альманахом Михаила Максимовича «Денница». В этом издании вышли произведения «Успокоение», «Весенние воды», «Последний катаклизм».

ЖИЗНЬ В ГЕРМАНИИ

Слайд 18

Тютчев очень требовательно относился к своему творчеству — много раз переписывал и

Тютчев очень требовательно относился к своему творчеству — много раз переписывал и
переделывал уже готовые произведения, часть из них уничтожал. Он вспоминал: «Ах, писание страшное зло, оно как бы второе грехопадение бедного разума…». Его стихотворения, даже опубликованные, в начале 1830-х были малоизвестны. И карьера Тютчева не была успешной — он получал небольшое жалование и жил небогато.
В 1835 году друг поэта Иван Гагарин вернулся из дипломатической миссии в Петербург и узнал, что в России Тютчева почти не знают. Гагарин уговорил поэта прислать ему в тетрадь с последними стихотворениями и забрал несколько неопубликованных произведений у Раича. А затем показал все собранные рукописи Петру Вяземскому и Василию Жуковскому.

ТЮТЧЕВ И «СОВРЕМЕННИК»

Слайд 19

Вяземский с Жуковским передали произведения Александру Пушкину. Он прочитал их и в

Вяземский с Жуковским передали произведения Александру Пушкину. Он прочитал их и в
1836 году напечатал в «Современнике» под заголовком «Стихотворения, присланные из Германии». Пушкин тщательно отнесся к публикации — цензор Крылов хотел убрать из стихотворения «Не то, что мните вы, природа…» несколько строф. Но поэт добился публикации с точками на месте пропущенных строф. Так читатели журнала могли понять: в журнале стихотворение неполное и сокращено по решению цензуры.

ТЮТЧЕВ И «СОВРЕМЕННИК»

Слайд 20

Стихотворения Тютчева публиковали в трех книжках «Современника», в том числе и в

Стихотворения Тютчева публиковали в трех книжках «Современника», в том числе и в
1837 году — уже после смерти Пушкина. Несмотря на это, критики почти не отреагировали на них. В то же время Иван Гагарин, который хотел издать книгу произведений Тютчева, вернулся на службу в Германию. Литературовед Наум Берковский писал: «Тютчев все же не вошел тогда подлинным образом в литературу».

ТЮТЧЕВ И «СОВРЕМЕННИК»

Слайд 21

В мае 1837 года поэт вновь приехал в Россию на несколько месяцев.

В мае 1837 года поэт вновь приехал в Россию на несколько месяцев.
Здесь он сочинил стихотворение «29-ое января 1837» о гибели Пушкина:
Мир, мир тебе, о тень поэта,
Мир светлый праху твоему!..
Назло людскому суесловью
Велик и свят был жребий твой!..
Ты был богов орган живой,
Но с кровью в жилах… знойной кровью.

ТЮТЧЕВ И «СОВРЕМЕННИК»

Слайд 22

В 1838 году Федора Тютчева отправили в дипломатическую миссию в Турин. Элеонора

В 1838 году Федора Тютчева отправили в дипломатическую миссию в Турин. Элеонора
Петерсон с детьми поплыли к нему на пароходе. Когда они были недалеко от немецкого города Любек, судно загорелось. Жена Тютчева и его дети не пострадали, но, конечно, сильно испугались. У Элеоноры Петерсон после катастрофы сильно ухудшилось здоровье. В августе 1838 года после тяжелой болезни она умерла. Однако уже спустя несколько месяцев Тютчев женился вновь. Его супругой стала Эрнестина Дёрнберг. С ней поэт познакомился еще в 1833 году и с тех пор поддерживал отношения, написал несколько любовных стихотворений, среди которых «Люблю глаза твои, мой друг…» и «Воспоминание о 20 марта 1836 года!!!». В браке у Тютчева и Дёрнберг родилось пять детей.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ В ЕВРОПЕ

Слайд 24

В 1839 году Федор Тютчев подал прошение, чтобы оставить службу. В Европе

В 1839 году Федор Тютчев подал прошение, чтобы оставить службу. В Европе
он оставался до 1844 года. В 1843 году познакомился с Александром Бенкендорфом, начальником Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Бенкендорф заведовал сыском и был шефом жандармов. Тютчев показал ему свои философские труды — размышления о судьбе России и Запада, а Бенкендорф передал их императору Николаю I. Родителям Тютчев написал: «Он [Бенкендорф] уверил меня, что мои мысли были приняты довольно благосклонно, и есть повод надеяться, что им будет дан ход». Николай I прочитал сочинения поэта и поддержал его идеи. Тютчев хотел изменить отношение европейцев к России и собирался публиковать в известных немецких и французских журналах статьи о политике. Император пообещал оказывать поэту поддержку и пригласил его в Петербург на аудиенцию. 20 сентября 1844 года Тютчев возвратился в Россию. Однако через три дня после этого умер Бенкендорф, который покровительствовал поэту. Как писал Иван Кожинов: «Смерть Бенкендорфа, очевидно, оборвала и осуществление всего тютчевского «проекта».

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ В ЕВРОПЕ

Слайд 25

В 1845 году, спустя несколько месяцев после возвращения в Петербург, Федор Тютчев

В 1845 году, спустя несколько месяцев после возвращения в Петербург, Федор Тютчев
вновь стал сотрудником Министерства иностранных дел. На несколько лет — до 1849 года — он перестал писать стихи. В эти годы поэт посещал светские салоны, балы. Петербургской знати он запомнился как хороший рассказчик, который разбирался в политике и философии.
«Много мне случалось на моем веку разговаривать и слушать знаменитых рассказчиков, но ни один из них не производил на меня такого чарующего впечатления, как Тютчев. Остроумные, нежные, колкие, добрые слова, точно жемчужины, небрежно скатывались с его уст <…> Когда он начинал говорить, рассказывать, все мгновенно умолкали, и во всей комнате только и слышался голос Тютчева <…> Главной прелестью Тютчева <…> было то, что <…> не было ничего приготовленного, выученного, придуманного»
Писатель Владимир Сологуб, «Воспоминания»

ВОЗВРАЩЕНИЕ В РОССИЮ

Слайд 26

В 1848 году Тютчева назначили старшим цензором при министерстве иностранных дел. Эта

В 1848 году Тютчева назначили старшим цензором при министерстве иностранных дел. Эта
должность не приносила поэту больших денег, а работа казалась ему скучной и однообразной. Каждый день Тютчеву приходилось искать в прессе статьи на тему внешней политики. Родителям он писал: «Если бы я не был так нищ, с каким наслаждением я швырнул бы им в лицо содержание, которое они мне выплачивают, и открыто порвал бы с этим скопищем кретинов… Что за отродье, великий Боже!..». В эти годы он писал и печатал статьи на французском языке, среди которых «Россия и революция», «Россия и Германия», «Папство и римский вопрос». Поэт задумал масштабный исторический трактат «Россия и Запад», в котором планировал изложить свои мысли о внешней политике. Труд остался незавершенным, хотя Тютчев работал над ним несколько лет.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В РОССИЮ

Слайд 27

В 1850 году поэт Николай Некрасов в своей статье назвал Тютчева «русским

В 1850 году поэт Николай Некрасов в своей статье назвал Тютчева «русским
первостепенным поэтическим талантом». Вскоре после этого в журналах стали появляться его старые произведения, а сам Тютчев снова начал писать стихи и публиковать их. В начале 1850-х вышли «Как дымный столп светлеет в вышине!», «Слезы людские, о слезы людские», «О, как убийственно мы любим» и другие произведения. В это же время Иван Тургенев и Николай Некрасов подготовили к печати его первый сборник, который вышел в 1854 году. Большой для того времени тираж — три тысячи экземпляров — раскупили за короткий срок.

ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА

Слайд 28

В это время поэт писал философские и любовные лирические стихи, которые объединились

В это время поэт писал философские и любовные лирические стихи, которые объединились
в так называемый «денисьевский» цикл: большую часть он посвятил своей возлюбленной Елене Денисьевой. Поэт познакомился с ней еще в конце 1840-х в Смольном институте, куда приходил навещать своих дочерей Дарью и Екатерину. Денисьева училась вместе с ними. На протяжении почти пятнадцати лет — до смерти Денисьевой в 1864 году — Тютчев поддерживал отношения и с законной женой, и с ней. Денисьева писала: «Мне нечего скрываться и нет необходимости ни от кого прятаться: я более всего ему жена, чем бывшие его жены, и никто в мире никогда его так не любил и не ценил, как я его люблю и ценю». Она родила Тютчеву троих детей.

ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА

Слайд 30

Кроме любовной лирики в эти годы Федор Тютчев много писал на политические

Кроме любовной лирики в эти годы Федор Тютчев много писал на политические
темы. На службе он получил повышение: в 1857 году его назначили главой Комитета иностранной цензуры. Это учреждение отвечало за всю печатную продукцию, которую ввозили на территорию Российской империи. За время руководства Тютчева количеств книг и журналов увеличилось, а цензура смягчилась.
Поэт регулярно печатал в журналах свои философские размышления. В 1857 он написал статью под названием «О цензуре в России», в которой размышлял о политике государства по отношению к издателям: «…До тех пор, покуда правительство не изменит совершенно <…> своего взгляда на отношения к нему печати <…> до тех пор ничто поистине действительное не может быть предпринято с некоторыми основаниями успеха; и надежда приобрести влияние на умы с помощью печати <.> оставалась бы постоянным заблуждением».

ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА

Слайд 31

В 1862 году министерство иностранных дел возглавил товарищ Пушкина по Царскосельскому лицею

В 1862 году министерство иностранных дел возглавил товарищ Пушкина по Царскосельскому лицею
князь Александр Горчаков. С ним у Тютчева сложились приятельские отношения, они много переписывались. С Горчаковым поэт делился своими взглядами на внешнюю политику. Тютчеву была близка концепция славянофилов: он полагал, что Россия идет по своему собственному самобытному пути и ее история кардинально отличается от истории европейских стран. Эти идеи поэта проявились в его политической лирике, среди которой стихотворения «Молчит сомнительно Восток», «Умом Россию не понять…» и «Славянам».

ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА

Слайд 32

С 1860-х Федор Тютчев часто болел. Елена Денисьева писала сестре: «Федор Иванович

С 1860-х Федор Тютчев часто болел. Елена Денисьева писала сестре: «Федор Иванович
опять заболел и сильно: он в постели, и не менее как на неделю…». В 1864 году у них родился третий ребенок — сын Николай. Вскоре после этого Денисьева тяжело заболела и умерла. Тютчев писал об этом: «Пустота, страшная пустота… Даже вспомнить о ней — вызвать ее, живую, в памяти, как она была, глядела, двигалась, говорила, и этого не могу. Страшно, невыносимо…». В следующем 1865 году заболели и умерли два младших ребенка Тютчева и Денисьевой — Елена и Николай. Старшего сына Федора забрала к себе дочь поэта Анна Тютчева. В это время почти все стихи посвящал Тютчев погибшей возлюбленной, много размышлял о старости и близкой смерти.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ

Слайд 33

В 1870-х ухудшилось и здоровье самого поэта. Вскоре после смерти Денисьевой у

В 1870-х ухудшилось и здоровье самого поэта. Вскоре после смерти Денисьевой у
него умерла мать. Наум Берковский писал: «Тютчев был тяжело болен, но болезни своей признавать не хотел и порывался к деятельной жизни». Тютчев не уходил со службы и не слушал советов врачей, которые рекомендовали ему уехать в имение и пожить в спокойствии. В последние годы жизни поэт испытывал проблемы со зрением и речью, не мог писать, но продолжал диктовать стихи и статьи. Тютчев внимательно следил за франко-прусской войной и выписывал газеты, со всеми посетителями обсуждал свежие новости. В 1872 году он писал дочери: «По своему неисправимому легкомыслию я по-прежнему не могу не интересоваться всем, что происходит в мире, словно мне не предстоит вскоре его покинуть…». Вскоре умерла любимая дочь поэта Мария. Незадолго до смерти Тютчев сочинил свои последние стихотворения «Бессонница» («Ночной порой в пустыне городской…») и «Все отнял у меня казнящий Бог…».
Федор Тютчев умер 27 июля 1873 года в Царском селе. Поэта похоронили на Новодевичьем кладбище в Петербурге.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ

Слайд 35

Через свою мать Екатерину Толстую Федор Тютчев приходился родственником с другим классиком

Через свою мать Екатерину Толстую Федор Тютчев приходился родственником с другим классиком
русской литературы — Львом Толстым. Они были шестиюродными братьями.
Сам Тютчев себя не считал профессионалом.
Поэт был слаб на здоровье.
С особым интересом Тютчев выучил многие языки, а именно: древнегреческий, немецкий, латынь и французский.
Зная многие иностранные языки, Федору Ивановичу пришлось учиться в коллегии иностранных дел.
Тютчев считался любвеобильным человеком. Ему приходилось за годы жизни с любимой супругой идти на измены.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Слайд 36

ЛИРИКА ТЮТЧЕВА

ЛИРИКА ТЮТЧЕВА

Слайд 37

Преобладание пейзажей — одна из примет лирического творчества Ф. И. Тютчева. Однако

Преобладание пейзажей — одна из примет лирического творчества Ф. И. Тютчева. Однако
поэт — не простой созерцатель природы, он стремится проникнуть в глубину ее жизни, познать ее смысл. Вся его лирика отличается глубиной анализа душевных переживаний и восприятия природы. И не удивительно, что природа, как и человеческая душа, как и сама жизнь, кажется ему противоречивой, вызывает совершенно противоположные чувства. В явлениях окружающего мира поэт старается найти отклик на свои переживания. С одной стороны, в природе Тютчев видит полную гармонию, источник загадочной красоты, высшую силу. Грозы, бури, волнения на море, весеннее оживление лесов и полей вызывают у него необыкновенный восторг. Это чувствуется из самих строчек, которыми Тютчев начинает некоторые свои произведения: «Как хорошо ты, о море ночное...», «Люблю грозу в начале мая...» и др.

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК

Слайд 38

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, как бы резвяся
в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
1828 г.

Слайд 39

Сознавая обреченность своей короткой жизни, человек обращается к природе, потому что ее

Сознавая обреченность своей короткой жизни, человек обращается к природе, потому что ее
существование кажется ему более устойчивым, даже вечным. Несмотря на всю противоречивость, в основе своей все стихотворения Ф. И. Тютчева о природе вызывают оптимистические настроения. Осмысливая жизнь природы в ее взаимодействии с человеческой жизнью, углубляясь в мир своих внутренних переживаний, поэт преодолевает трагическое восприятие действительности и приходит к светлому романтическому пониманию жизни. И, кроме того, его лирические пейзажи, отражающие самые потаенные и волнующие мысли, чувства, стремления человека, передающие искреннее восхищение красотой природы, тонкое восприятие всех красок, звуков, очертаний, в наилучшей степени способствуют развитию у нас, его читателей, эстетического чувства.

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК

Слайд 40

Любовная лирика Тютчева — одно из вершинных явлений мировой поэзии. Центральное место

Любовная лирика Тютчева — одно из вершинных явлений мировой поэзии. Центральное место
в ней занимает исследование «диалектики души», слож­ных и противоречивых процессов человеческой пси­хики.
Исследователи выделили у Тютчева особый цикл, связанный с его увлечением Е. А. Денисьевой и на­званный поэтому «денисьевским». Это своеобразный роман в стихах, потрясающий по мужеству самоана­лиза, искренности и психологической глубине. Ко­нечно, вам более интересны стихи о первой любви, но оцените полное внутреннего драматизма испове­дальное стихотворение Тютчева, которое называется «Последняя любовь»

ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА

Слайд 41

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней.
Сияй, сияй, прощальный

О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней. Сияй,
свет
Любви последней, зари вечерней!
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность.
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.

Слайд 42

Любовь, традиционно (по «преданию») представляю­щаяся как гармоничный «союз души с душой род­ной»,

Любовь, традиционно (по «преданию») представляю­щаяся как гармоничный «союз души с душой род­ной»,
воспринимается Тютчевым совсем иначе: это «поединок роковой», в котором неизбежна, предоп­ределена гибель любящего сердца («Предопределе­ние»):
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец…
Роковая невозможность счастья зависит не толь­ко от «толпы», которая грубо вламывается в святи­лище человеческой души, не только от «бессмертной пошлости людской», но и от трагического, рокового неравенства людей в любви.

ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА

Слайд 43

Новаторство любовной лирики Тютчева заключа­ется в том, что она по характеру своему

Новаторство любовной лирики Тютчева заключа­ется в том, что она по характеру своему
диалогич­на: ее структура строится на сочетании двух уров­ней, двух голосов, в ней выражены два сознания: ее и его. При этом ее чувство оказывается сильнее, что и предопределяет неизбежную гибель глубоко любя­щей женщины, ее роковое поражение. «Тютчевский человек» ощущает свою неспособность ответить ей столь же сильным чувством.
Примерно в это же время (50-е гг.) Некрасов со­здавал свою любовную лирику, в которой также на первый план был выдвинут образ женщины. Так в творчестве двух великих поэтов независимо друг от друга возникает образ другого человека, другое «я», придающее любовной лирике характер не монолога (как это бывает чаще всего в поэзии первой поло­вины XIX в.), а диалога. Вместо формы исповеди появляется зачастую драматическая сцена, передаю­щая конфликтное столкновение, вызванное сложны­ми психологическими коллизиями.

ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА

Слайд 44

Особенности лирики Тютчева выделяют его стихотворения на фоне поэзии других авторов. Лирический

Особенности лирики Тютчева выделяют его стихотворения на фоне поэзии других авторов. Лирический
герой постоянно пребывает в сомнениях, он ищет нечто, находится на краю пропасти. Автор часто упоминает о том, что жизнь заканчивается, ее конец всегда трагичен. Он повествует о мучительных переживаниях, с которыми сталкивается герой, но продолжает стремиться к единству с принципами бытия.
Каждое стихотворение знаменитого поэта носит лирический характер. Часто он писал короткие произведения, которые сложно причислить к определенному жанру. Своеобразие лирики Тютчева заключается в его подходе к созданию стихов. Он не продумывал тему заранее, не искал подходящий момент. Поэт действовал импульсивно, эмоционально, опираясь на внезапное ощущение, душевное переживание, впечатление от увиденного явления.
Особенности поэзии Тютчева о любви проявляются в отсутствии конфликта между лирическим героем и обществом. Стихи строятся на базе метафизического принципа. Все люди одиноки относительно конечности жизни, вечности. Они не умеют выражать эмоции, ощущения, потому что чувства человека нельзя вложить в слова.

ПОЭТИКА

Слайд 45

Умом Россию не понять…
Умом — Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней

Умом Россию не понять… Умом — Россию не понять, Аршином общим не
особенная стать —
В Россию можно только верить.
1866 г.

Слайд 46

Silentium!
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают

Silentium! Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои — Пускай
и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь —
Взрывая, возмутишь ключи,
Питайся ими — и молчи…
Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум —
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи —
Внимай их пенью — и молчи!..
1830 г.

Слайд 47

Фонтан
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный

Фонтан Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится
дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.
О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты!..
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты…
1836 г.

Слайд 48

Люблю глаза твои, мой друг…
Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда

Люблю глаза твои, мой друг… Люблю глаза твои, мой друг, С игрой
их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…
Но есть сильней очарованья:
Глаза, потупленные ниц
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенных ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья.
1836 г.

Слайд 49

С поляны коршун поднялся…
С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Все выше,

С поляны коршун поднялся… С поляны коршун поднялся, Высоко к небу он
дале вьется он —
И вот ушел за небосклон.
Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла —
А я здесь в поте и в пыли,
Я, царь земли, прирос к земли!..
1830 г.

Слайд 50

Составить анализ одного из стихотворений Ф.И. Тютчева

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Составить анализ одного из стихотворений Ф.И. Тютчева ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: