- Главная
- Литература
- К. Д. Бальмонт. Быть как солнце
Содержание
- 2. Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто не окутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт.
- 3. Гумилев о Бальмонте: “Вечная тревожная загадка для нас К.Бальмонт. Вот пишет он книгу, потом вторую, потом
- 4. Кто он – Константин Бальмонт? “ Как я пишу стихи” Рождается внезапная строка, За ней встает
- 5. Родился будущий поэт 15 (3) июня 1867 года в семье помещика, земского деятеля Дмитрия Константиновича Бальмонта,
- 6. Но это много десятилетий спустя, а пока мальчик в 1876-1884 гг. учился в классической гимназии г.
- 7. Любовь к творчеству оказалось сильнее. Уже в 1890 году увидел свет его первый сборник стихов, признанный
- 8. Я вольный ветер, я вечно вею, Волную волны, ласкаю ивы, В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею, Лелею
- 9. С 1906 года поэт живет в Париже, путешествует по разным странам. Весной 1907 года посещает Болеарские
- 10. .Летом 1914 г. в местечке Сулак на берегу Атлантического океана Бальмонт узнает о начале первой мировой
- 11. Париж, Париж… Февральская революция 1917 г. была воспринята поэтом с воодушевлением, чего нельзя сказать о революции
- 12. Я - изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты - предтечи, Я впервые открыл в
- 13. «Стихийный гений» Paно усвоив позу «стихийного гения», он подчеркивает безразличие к условностям морали и быта: “Не
- 14. Лирическое «Я» поэта
- 15. «Камыши» А он любил одиночество, занятия, требующие усидчивости. Изучал языки, поглощал целые библиотеки. Именно ему читатель
- 16. Образ солнца в поэзии Бальмонта C легкой руки В.Брюсова всю лирику Бальмонта начали определять как поэзию
- 17. «Будем как солнце…» Солнце - источник жизни. Огненное начало, по Бальмонту, - сама сущность жизни. С
- 18. Бальмонт-переводчик Бальмонт был кудесником стиха, обладавшим уникальным чувством слова и абсолютным музыкальным слухом. Но, помимо этого,
- 19. Бальмонт - символист Бальмонту суждено было стать одним из зачинателей символического искусства в России. Из его
- 20. Бальмонт и импрессионизм Импрессионизм - от французского “впечатление” - направление в искусстве. Цель импрессионистов - передача
- 21. «Где мой дом?» Трагический образ родной покинутой страны в книгах эмигрантского периода часто связан с мотивами
- 23. Скачать презентацию
Слайд 2 Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто не окутывает души
Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто не окутывает души
А.Блок
Цель урока: показать яркую индивидуальность поэта, дать представление об особенностях его поэзии.
Слайд 3Гумилев о Бальмонте: “Вечная тревожная загадка для нас К.Бальмонт. Вот пишет он
Гумилев о Бальмонте: “Вечная тревожная загадка для нас К.Бальмонт. Вот пишет он
Цветаева о Бальмонте: “В Бальмонте же, кроме поэта, нет ничего… На каждом бальмонтовском жесте, слове – клеймо – печать – звезда – поэта”.
Измайлов о Бальмонте: “Бальмонт ярче всех выдвинул крайности модернизма, … выступил с проповедью демонизма, воспел… грех и преступность”.
Волошин о Бальмонте: “Кто же Бальмонт в русской поэзии? Первый лирический поэт? Родоначальник? Выше он – или ниже других живущих? Его нельзя сравнивать. Он весь – исключение. Его можно любить только…”
Гумилев о Бальмонте: “С К.Бальмонтом в поэзию “буйно ворвались дьяволы, … жестокости… - все, что он сам картинно называл “кинжальными словами”. Правда, за ними слышно только шуршанье бумаги, а не … топот жизни”.
Чехов – Бальмонту: “Вы знаете: я люблю ваш талант, и каждая Ваша книжка доставляет мне немало удовольствия и волнения”.
Цветаева о Бальмонте: “Изучив шестнадцать (пожалуй) языков, говорил и писал он на особом, семнадцатом языке, на “Бальмонтовском”.
Слайд 4Кто он – Константин Бальмонт?
“ Как я пишу стихи”
Рождается внезапная строка,
За ней
Кто он – Константин Бальмонт?
“ Как я пишу стихи”
Рождается внезапная строка,
За ней
Мелькает третья ей издалека,
Четвертая смеется, набегая.
И пятая, и после, и потом,
Откуда, сколько, я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом
И, право, никогда - не сочиняю.
Так кто же он? Манерный, крикливый, самовлюбленный, напыщенный поэт, не лишенный поэтического дарования или гениальная индивидуальность, яркая звезда в блестящем созвездии русских поэтов?
Слайд 5Родился будущий поэт 15 (3) июня 1867 года в семье помещика, земского
Родился будущий поэт 15 (3) июня 1867 года в семье помещика, земского
Детство
Слайд 6Но это много десятилетий спустя, а пока мальчик в 1876-1884 гг. учился
Но это много десятилетий спустя, а пока мальчик в 1876-1884 гг. учился
Слайд 7Любовь к творчеству оказалось сильнее. Уже в 1890 году увидел свет его
Любовь к творчеству оказалось сильнее. Уже в 1890 году увидел свет его
Слайд 8Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях
Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях
Лелею травы, лелею нивы.
Весною светлой, как вестник мая,
Целую ландыш, в мечту влюбленный,
И внемлет ветру лазурь немая,
Я вею, млею, воздушный, сонный.
В любви неверный, расту циклоном,
Взметаю тучи, взрываю море,
Промчусь в равнинах протяжным стоном –
И гром проснется в немом просторе.
Но, снова легкий, всегда счастливый,
Нежней, чем фея ласкает фею,
Я льну к деревьям, дышу над нивой
И, вечно вольный, забвеньем вею.
1897
Популярность пришла к К. Д. Бальмонту на рубеже веков, когда в 1900 году вышел новый сборник поэта “Горящие здания”. Тема света, огня, солнца стала как бы сквозной в его поэзии, отсюда и названия книг “Солнечная пряжа”, “Сонеты солнца, меда и луны”, “Северное сияние”. События первой русской революции 1905-1907 гг. нашли отражение в цикле политических стихотворений Бальмонта, где обличается “зверь самодержавия”, а прославляются “сознательные, смелые рабочие”. Константин Дмитриевич сближается с М. Горьким и печатается в большевистской газете “Новая жизнь”. 31 декабря 1905 г., опасаясь ареста, К. Бальмонт нелегально покидает Россию.
Слава
Слайд 9С 1906 года поэт живет в Париже, путешествует по разным странам. Весной
С 1906 года поэт живет в Париже, путешествует по разным странам. Весной
Посещение Океании оставило у Бальмонта особо глубокое впечатление. Поэту казалось, что в тех далеких местах – Новой Гвинее, Самоа, Тонго – он нашел действительно счастливых людей, еще не утративших непосредственности и природной чистоты. Фольклор Океании Бальмонт популяризировал на русском языке долгие годы. Вернувшись в 1912 г. на родину после объявления Николаем II амнистии политэмигрантам, Бальмонт много ездит по России с лекциями об Океании. Во время этих поездок особенно заинтересовала поэта Грузия. Он изучил грузинский язык до такой степени, что смог успешно переводить произведения Руставели.
Слайд 10.Летом 1914 г. в местечке Сулак на берегу Атлантического океана Бальмонт узнает
.Летом 1914 г. в местечке Сулак на берегу Атлантического океана Бальмонт узнает
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
И внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
Слайд 11Париж, Париж…
Февральская революция 1917 г. была воспринята поэтом с воодушевлением, чего нельзя
Париж, Париж…
Февральская революция 1917 г. была воспринята поэтом с воодушевлением, чего нельзя
Пристанищем К. Бальмонта становится Париж, небольшие поселки на берегу Атлантического океана, а в последние годы - приют “Русский дом” в Нуази-ле-Гран. Время славы поэта прошло, в 1920-х - начале 1930-х его еще печатает французская пресса, но последние пять лет жизни почти бесплодны в творческом отношении. Умер поэт фактически в полной безвестности 23 декабря 1942 г. в местечке Нуази-ле-Гран близ Парижа.
Слайд 12Я - изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты - предтечи,
Я впервые
Я - изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты - предтечи,
Я впервые
Перепевные, гневные, нежные звоны.
Я - внезапный излом,
Я - играющий гром,
Я - прозрачный ручей,
Я - для всех и ничей.
Переплеск многопенный,
разорванно-слитный,
Самоцветные камни земли самобытной,
Переклички лесные зеленого мая -
Все пойму, все возьму, у других отнимая.
Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблен
И в себя, и в других,
Я - изысканный стих.
Во многих стихотворениях Бальмонта в центре - лирическое “Я” поэта: “.Я жить не могу настоящим…”, “.Я тревожный призрак, я стихийный гений ...”, “Я вольный ветер, я вечно вею... ”, “Я устал от нежных слов...”, “Я ненавижу человечество…”, “.Я мудрый, я избранный, я посвященный...” Символистами жизнь рассматривалась как путь поэта. “Я” стояло в центре, автор раскрывал страницы своего дневника. У Бальмонта это принимало крайние формы. Эгоцентризм поэта, восторженное отношение к самому себе, уверенность в своей солнечности, неповторимости отличали его. Для Бальмонта это была игра: натура в высшей степени впечатлительная, артистическая, он играл в жизни и поэзии.
Слайд 13«Стихийный гений»
Paно усвоив позу «стихийного гения», он подчеркивает безразличие к условностям морали
«Стихийный гений»
Paно усвоив позу «стихийного гения», он подчеркивает безразличие к условностям морали
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша.
Мое единое отечество -
Моя пустынная душа.
С людьми скучаю до чрезмерности,
Одно и то же вижу в них.
Желаю случая, неверности,
Влюблен в движение и в стих.
О, как люблю, люблю случайности,
Внезапно взятый поцелуй,
И весь восторг - до сладкой крайности,
И стих, в котором пенье струй.
Слайд 14Лирическое «Я» поэта
Лирическое «Я» поэта
Слайд 15«Камыши»
А он любил одиночество, занятия, требующие усидчивости. Изучал языки, поглощал целые библиотеки.
«Камыши»
А он любил одиночество, занятия, требующие усидчивости. Изучал языки, поглощал целые библиотеки.
Камыши
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
О чем они шепчут? О чем говорят?
Зачем огоньки между ними горят?
Мелькают, мигают - и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет.
Полночной порой камыши шелестят.
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.
В болоте дрожит умирающий лик.
То месяц багровый печально поник.
И тиной запахло. И сырость ползет.
Трясина заманит, сожмет, засосет.
"Кого? Для чего? - камыши говорят, -
Зачем огоньки между нами горят?"
Но месяц печальный безмолвно поник.
Не знает. Склоняет все ниже свой лик.
И, вздох повторяя погибшей души,
Тоскливо, бесшумно шуршат камыши.
Слайд 16Образ солнца в поэзии Бальмонта
C легкой руки В.Брюсова всю лирику Бальмонта начали
Образ солнца в поэзии Бальмонта
C легкой руки В.Брюсова всю лирику Бальмонта начали
Слайд 17«Будем как солнце…»
Солнце - источник жизни. Огненное начало, по Бальмонту, - сама
«Будем как солнце…»
Солнце - источник жизни. Огненное начало, по Бальмонту, - сама
Будем как солнце! Забудем о том,
Кто нас ведет по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному -
К новому, к сильному, к доброму, к злому -
Ярко стремимся мы в сне золотом.
Будем молиться всегда неземному
В нашем хотеньи земном!
Будем, как солнце всегда молодое,
Нежно ласкать огневые цветы,
Воздух прозрачный и всё золотое.
Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,
Будь воплощеньем внезапной мечты!
Только не медлить в недвижном покое,
Дальше, еще, до заветной черты,
Дальше, нас манит число роковое
В вечность, где новые вспыхнут цветы.
Будем как солнце, оно - молодое.
В этом завет красоты!
Слайд 18Бальмонт-переводчик
Бальмонт был кудесником стиха, обладавшим уникальным чувством слова и абсолютным музыкальным слухом.
Бальмонт-переводчик
Бальмонт был кудесником стиха, обладавшим уникальным чувством слова и абсолютным музыкальным слухом.
Странники мира
(Из Шелли)
Скажи мне, светлая звезда,
Куда твой путь? Скажи, когда
Смежишь ты в черной бездне ночи
Свои сверкающие очи?
Скажи мне, бледная луна,
Зачем скитаться ты должна
В пустыне неба бесприютной,
Стремясь найти покой минутный?
О ветер, вечный пилигрим!
Скажи мне, для чего, как дым,
Ты вдаль плывешь? Куда стремишься?
Какой тоской всегда томишься?
Слайд 19Бальмонт - символист
Бальмонту суждено было стать одним из зачинателей символического искусства в
Бальмонт - символист
Бальмонту суждено было стать одним из зачинателей символического искусства в
к духовной идеальности”.
Вершина его поэтической славы пришлась на самое начало ХХ века, когда вышли книги его стихов “Будем как Солнце” (1903), “Только любовь” (1903), “Литургия красоты” (1905). “То было время, - писал Брюсов, - когда над русской поэзией восходило солнце поэзии Бальмонта. Думами всех, кто действительно любил поэзию, овладел Бальмонт и всех влюбил в свой звонкопевучий стих”.
Слайд 20Бальмонт и импрессионизм
Импрессионизм - от французского “впечатление” - направление в искусстве. Цель
Бальмонт и импрессионизм
Импрессионизм - от французского “впечатление” - направление в искусстве. Цель
Слайд 21«Где мой дом?»
Трагический образ родной покинутой страны в книгах эмигрантского периода часто
«Где мой дом?»
Трагический образ родной покинутой страны в книгах эмигрантского периода часто
Бальмонт словно предвидел свою судьбу: еще в начале творческого пути в стихотворении “Данте” он с болью писал:
И ты поймешь, как горек хлеб чужой,
Как тяжелы чужих домов ступени,
Поднимешься – в борьбе с самим собой,
И вниз пойдешь – своей стыдяся тени.
О, ужас, о, мучительный позор:
Выпрашивает милостыню – гений!