- Главная
- Литература
- Исторический фольклор
Содержание
- 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ ИЗ РУССКОГО УСТЬЯ Устное народное творчество «досельных» русских низовьев реки Индигирки, кроме образцов героического
- 3. В устно-поэтической традиции «досельных» историческая песня и былина тесно связаны между собой, как и на европейском
- 4. КНЯГИНЯ И ЗМЕЙ Ходила княгиня по крутым горам, Ходила она с горы на гору, Ступала княгиня
- 5. КАК ВО ГОРОДЕ СТОЛЬНО-КИЕВСКОМ Как во городе стольно-киевском, У Владимира Красна Солнышка Начинается как почестный пир
- 6. ТУРЫ ЗЛАТОРОГИЕ«Вы туры, вы туры да маленьки деточки! Уж вы где вы, туры, да вы где
- 8. Скачать презентацию
Слайд 2 ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ ИЗ РУССКОГО УСТЬЯ
Устное народное творчество «досельных» русских низовьев реки
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ ИЗ РУССКОГО УСТЬЯ
Устное народное творчество «досельных» русских низовьев реки
Индигирки, кроме образцов героического народного эпоса, большого числа волшебных и бытовых сказок, пословиц, поговорок и частушек, сохранило также и некоторое число исторических песен.
Исторические песни или, как их здесь обычно называют, старины, сохранившиеся в памяти потомков отважных русских землепроходцев XVI-XVII веков, являются неотъемлемой частью той изустной литературы, которая всегда была «достоинством и умом народа... его исторической памятью» и поэтому до сих пор весьма тщательно оберегается русскоустьинцами как выражение их народного и исторического самосознания. «Досельные» любят слушать их, ведь в них страницы прошлого, которое теснейшими узами связывает этот небольшой сколок русского племени на крайнем северо-востоке нашей страны со всей его массой на далекой, но вместе с тем и близкой для каждого из них родине. Действительно, здесь «каждый русский сознает себя частью всей державы, сознает родство свое со всем народонаселением».
Исторические песни или, как их здесь обычно называют, старины, сохранившиеся в памяти потомков отважных русских землепроходцев XVI-XVII веков, являются неотъемлемой частью той изустной литературы, которая всегда была «достоинством и умом народа... его исторической памятью» и поэтому до сих пор весьма тщательно оберегается русскоустьинцами как выражение их народного и исторического самосознания. «Досельные» любят слушать их, ведь в них страницы прошлого, которое теснейшими узами связывает этот небольшой сколок русского племени на крайнем северо-востоке нашей страны со всей его массой на далекой, но вместе с тем и близкой для каждого из них родине. Действительно, здесь «каждый русский сознает себя частью всей державы, сознает родство свое со всем народонаселением».
Слайд 3В устно-поэтической традиции «досельных» историческая песня и былина тесно связаны между собой,
В устно-поэтической традиции «досельных» историческая песня и былина тесно связаны между собой,
как и на европейском севере нашей страны,4 что находит свое выражение в особенностях композиции, стиля и самом характере изложения.
Сказитель обычно не противополагает историческую песню былине, видя как в той, так и в другой «повесть о днях минувших». Это отношение к былине и к исторической песне у «досельных» подтверждает мысль М. Сперанского, что «историческая песня... некоторым образом оберегает ее (былину, — Т. Ш.) в устах своих создателей и носителей, быть может, даже способствует тому, что старая былина сохранилась до нашего времени».
Сказитель обычно не противополагает историческую песню былине, видя как в той, так и в другой «повесть о днях минувших». Это отношение к былине и к исторической песне у «досельных» подтверждает мысль М. Сперанского, что «историческая песня... некоторым образом оберегает ее (былину, — Т. Ш.) в устах своих создателей и носителей, быть может, даже способствует тому, что старая былина сохранилась до нашего времени».
Слайд 4КНЯГИНЯ И ЗМЕЙ
Ходила княгиня по крутым горам,
Ходила она с горы на гору,
Ступала
КНЯГИНЯ И ЗМЕЙ Ходила княгиня по крутым горам, Ходила она с горы на гору, Ступала
княгиня с камня на камень,
Ступала княгиня на люта змея,
На люта змея, на Горыныча.
Кругом ее ножки змей обвился,
Кругом башмачка сафьянова,
Кругом ее чулочка скурлат-сукна,
Хоботом бьет ее в белые груди,
Во белые груди человечески,
Целует во уста ее сахарные.
От того княгиня понос понесла,
Понос понесла, очреватела.
Носила во утробе чадо девять месяцев;
На десятый-то чадо провещилось,
Провещилось, чадо, проговорилось:
«Уж ты гой еси, родимая матушка! Когда я буду на возрасте, На возрасте пятнадцати лет, Уж ты скуй мне палицу боевую, Боевую палицу во сто пуд. Мне палица легка покажется, Уж ты скуй, матушка, в полтораста пуд. Уж тогда-то я, матушка, буду со змеем воевать. Я зайду-то к нему в пещерички змеиные, Сниму ему буйну голову, Подниму его головушку на острый кол, Поднесу его головушку к твоему дворцу». Балладная переработка начальной части былины «Волх Всеславьевич». Скурлат-сукно - скорлат-сукно, сорт сукна.
«Уж ты гой еси, родимая матушка! Когда я буду на возрасте, На возрасте пятнадцати лет, Уж ты скуй мне палицу боевую, Боевую палицу во сто пуд. Мне палица легка покажется, Уж ты скуй, матушка, в полтораста пуд. Уж тогда-то я, матушка, буду со змеем воевать. Я зайду-то к нему в пещерички змеиные, Сниму ему буйну голову, Подниму его головушку на острый кол, Поднесу его головушку к твоему дворцу». Балладная переработка начальной части былины «Волх Всеславьевич». Скурлат-сукно - скорлат-сукно, сорт сукна.
Слайд 5КАК ВО ГОРОДЕ СТОЛЬНО-КИЕВСКОМ
Как во городе стольно-киевском,
У Владимира Красна Солнышка
Начинается как почестный
КАК ВО ГОРОДЕ СТОЛЬНО-КИЕВСКОМ Как во городе стольно-киевском, У Владимира Красна Солнышка Начинается как почестный
пир
На многи князи и бояровья,
Как на тыи богатыри великие,
Как на тыи поляницы удалые...
Слайд 6ТУРЫ ЗЛАТОРОГИЕ«Вы туры, вы туры да маленьки деточки!
Уж вы где вы, туры,
ТУРЫ ЗЛАТОРОГИЕ«Вы туры, вы туры да маленьки деточки! Уж вы где вы, туры,
да вы где были-ходили?» -
«Уж мы были, туры, да на святой Руси». —
«Уж вы что, туры, там видели?» —
«Уж мы видели, туры, стену городовую,
Уж мы видели, туры, башню наугольную;
Из той стены из городовыя
Выходила девица-душа красная,
Выносила она книгу Евангелиё
Да копала она книгу во сырую во землю,
Она плакала над книгою, уливалася:
«Не бывать тебе, книга, да на святой Руси
Не видать тебе, книга, свету белого, Свету белого да солнца красного». — «Ох вы глупые, туры, да неразумные! Не башня стояла да наугольная — Стояла тут церковь соборная; Да не девица выходила, не красная, — Выходила запрестольна богородица; Да не книгу копала да не Евангельё – Да копала она веру христианскую; Она плакала над верой да уливалася: «Не бывать тебе, вера, да на святой Руси, Не видать тебе, вера, свету белого, Свету белого да солнца красного, Солнца красного да зори утренной, Зори утренной — поздно вечерние».
Не видать тебе, книга, свету белого, Свету белого да солнца красного». — «Ох вы глупые, туры, да неразумные! Не башня стояла да наугольная — Стояла тут церковь соборная; Да не девица выходила, не красная, — Выходила запрестольна богородица; Да не книгу копала да не Евангельё – Да копала она веру христианскую; Она плакала над верой да уливалася: «Не бывать тебе, вера, да на святой Руси, Не видать тебе, вера, свету белого, Свету белого да солнца красного, Солнца красного да зори утренной, Зори утренной — поздно вечерние».