Как готовиться к сочинению-допуску

Содержание

Слайд 2

Работа над критериями идет, ошибки всех сортов будут подчеркиваться, грамотность будет учитываться

Работа над критериями идет, ошибки всех сортов будут подчеркиваться, грамотность будет учитываться
при выставлении зачета. Чего точно не будет: драконовских норм подсчета (как было - шесть ошибок - уже двойка), подлавливания на мелочах, как в ЕГЭ (не та форма кавычек). Цель сочинения - не в том, чтоб устроить вакханалию.
Сергей Волков — учитель литературы московской 57-й школы, главный редактор журнала «Литература», член Общественного совета при Минобрнауки России.

Слайд 3

Требования к классическому выпускному сочинению

Раскрытие темы.
Умелое использование знания художественных текстов, литературно -

Требования к классическому выпускному сочинению Раскрытие темы. Умелое использование знания художественных текстов,
критических работ, фактов литературной жизни (эпохи, направления, течения, кружки и т.д.), фактов истории, культуры.
Анализ художественной формы, эстетическая значимость произведения. Использование минимальной терминологии литературоведения.
Правильное логическое построение, композиционная стройность.
Стилевое оформление (сочинение должно быть прежде всего доказательным рассуждением на заданную тему: выдвигается тезис – следует доказательство: примеры из текста, анализ фрагментов текста, анализ образов; - собственные выводы).
Следование языковым нормам.

Слайд 4

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования (Проект.

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования (Проект.
ФИПИ)

Сочинение оценивается по пяти критериям.
Критерии №1 и №2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).
При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Слайд 5

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования (Проект.

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования (Проект. ФИПИ)
ФИПИ)

Слайд 9

Данные критерии носят рекомендательный характер.
Вуз вправе разработать собственные критерии оценивания итогового

Данные критерии носят рекомендательный характер. Вуз вправе разработать собственные критерии оценивания итогового
сочинения, в том числе на основе предложенных.
Сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объема.
Критерии №1 и №2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию №1 или № 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.
При оценке учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования

Слайд 10

Данные критерии носят рекомендательный характер.
Вуз вправе разработать собственные критерии оценивания итогового

Данные критерии носят рекомендательный характер. Вуз вправе разработать собственные критерии оценивания итогового
сочинения, в том числе на основе предложенных.
Сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объема.
Критерии №1 и №2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию №1 или № 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.
При оценке учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования

Слайд 11

ОБОБЩИМ! Современные критерии оценки сочинения

умение ответить на вопрос темы (заданный прямо или,

ОБОБЩИМ! Современные критерии оценки сочинения умение ответить на вопрос темы (заданный прямо
как правило, подразумевающийся, - тогда этот вопрос надо сформулировать);
понимание историко-литературного, культурного контекстов;
знание текста произведения.

ГЛАВНОЕ в сочинении ДОКАЗАТЕЛЬСТВО (АРГУМЕНТАЦИЯ) чётко сформулированного ТЕЗИСА.

Слайд 12

Современные критерии оценки сочинения

Современные критерии оценки сочинения

Слайд 13

ТЕХНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ I. С чего начать?

Основные направления
определения максимального объёма темы
жизненные впечатления,

ТЕХНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ I. С чего начать? Основные направления определения максимального объёма
анализ фактов действительности;
результаты анализа художественного произведения по данной теме (эпизоды, сюжетные линии, детали произведения и их анализ в связи с заданной темой);
историко-литературные, философские взгляды, воззрения, концепции, понятия, имеющие отношение к теме;
исторические факты, проблемы эпохи, отражённые в произведении (если они имеют отношение к теме сочинения);
теоретико-литературные понятия (художественные особенности, композиционные приёмы произведения, имеющие отношение к теме сочинения).

С предмета (объекта) исследования.
Объект исследования – то или иное литературное явление. Для этого надо определить его границы.
Назовём это определением объёма темы.

Слайд 14

Примеры определения объёма темы

Гуманизм лирики А.С. Пушкина.

Примеры определения объёма темы Гуманизм лирики А.С. Пушкина.

Слайд 15

Примеры определения объёма темы

Помещичий мир Гоголя.

Примеры определения объёма темы Помещичий мир Гоголя.

Слайд 16

Обломов и обломовщина

Примеры определения объёма темы

Обломов и обломовщина Примеры определения объёма темы

Слайд 17

Примеры определения объёма темы

Тип лишнего человека в русской литературе XIX века.

Примеры определения объёма темы Тип лишнего человека в русской литературе XIX века.

Слайд 18

II. Учим задавать вопросы

Выпускник должен ответить на вопрос темы (заданный прямо или,

II. Учим задавать вопросы Выпускник должен ответить на вопрос темы (заданный прямо
как правило, подразумева-ющийся, - тогда этот вопрос надо сформулировать).
Умение чётко, логически грамотно сформулировать главный вопрос, определить проблему – необходимое требование к любой интеллектуальной деятельности.
Какие существуют основные по структуре ВОПРОСЫ?

Слайд 19

Учим задавать вопросы

Каждый предмет (герой), каждое явление (событие) можно изучать тремя основными

Учим задавать вопросы Каждый предмет (герой), каждое явление (событие) можно изучать тремя
способами.

Это не три обязательных для каждой темы вопроса. Это три различных подхода к пониманию проблематики темы. Не надо стараться сформулировать все три вопроса к одной теме.

Слайд 20

Задаём вопрос

Задаём вопрос

Слайд 21

Вопрос требует ответа. Самое важное теперь – установить ученику, насколько хорошо он

Вопрос требует ответа. Самое важное теперь – установить ученику, насколько хорошо он
понимает и тему, и выбранный подход к ней. Если ученик может чётко и достаточно кратко, 1 – 2 законченными предложениями ответить на свой же собственный вопрос к теме, значит он знает, что именно он будет доказывать в работе.

III. ТЕЗИС – половина успеха

Кто ясно мыслит, тот ясно излагает…
А. Шопенгауэр

ОТВЕТ на вопрос – ТЕЗИС сочинения, главное предложение всей работы, то, к чему надо привести все ДОКАЗАТЕЛЬСТВА (аргументы). ТЕЗИС надо заранее иметь как цель, им следует выверять всё, о чём пишется в сочинении.

Итак, формулируя ТЕЗИС сочинения, ученик ставит перед собой конкретную и до конца понятную ему задачу.

Слайд 22

IV. Подбираем аргументы

Главное достоинство сочинения – точность, целенаправленность доказательства.
Работа по отбору доказательств

IV. Подбираем аргументы Главное достоинство сочинения – точность, целенаправленность доказательства. Работа по
и организации материала должна быть проведена исчерпывающе, вот почему так важно ученику понимать, что он должен хорошо помнить литературный материал для выбранного им объёма темы.

Первичным и в то же время основным элементом любого анализа является СРАВНЕНИЕ:
параллельное сравнение различных героев или
сравнение различных этапов жизни одного героя
сравнение поведения героя в различных жизненных ситуациях, его отношения к разным людям и т.д.

Слайд 23

Гуманизм лирики А.С. Пушкина.

Гуманизм лирики А.С. Пушкина.

Слайд 24

Помещичий мир Гоголя.

Помещичий мир Гоголя.

Слайд 25

Обломов и обломовщина

Обломов и обломовщина

Слайд 26

Тип лишнего человека в русской литературе XIX века.

Тип лишнего человека в русской литературе XIX века.

Слайд 27

V. Пишем вступление. (Знаю, но не всё говорю…)

Будет ли исчерпаны представленные темы

V. Пишем вступление. (Знаю, но не всё говорю…) Будет ли исчерпаны представленные
тем, как мы спланировали главные части? Нет! Чтобы расширить границы сочинения, показать экзаменатору, что выпускник знает всё необходимое и даже, может быть, сверх того, но сознательно ограничивает себя определёнными рамками (и это свидетельствует как раз о дисциплинированности ума), - для этого и существует такая часть сочинения, как ВСТУПЛЕНИЕ.
Во вступлении выпускник должен решить ДВЕ ЗАДАЧИ:
Объяснить своё понимание названия темы – постольку, поскольку оно нуждается в объяснении. И здесь существуют различные подходы и различные типы вступления.
Объяснить необходимое сужение темы.

ВНИМАНИЕ!!! Типичной ошибкой ученик является попытка сразу начать составлять и набрасывать на черновике первые фразы сочинения. Необходимо, чтобы учащиеся запомнили обязательное требование любой исследовательской работы: вступление, или введение, обдумывается только после того, как ясны все позиции главной части, потому что только после планирования главной части становится понятно, чего в ней недостаёт, что требует предварительных разъяснений. Эта ошибка ведёт к общим фразам, к расплывчатости всей работы в целом и весьма облегчает работу экзаменатора – найти основание для снижения оценки.

Слайд 28

Пишем вступление. (Знаю, но не всё говорю…)

Гуманизм лирики А.С. Пушкина.

Пишем вступление. (Знаю, но не всё говорю…) Гуманизм лирики А.С. Пушкина.

Слайд 29

Пишем вступление. (Знаю, но не всё говорю…)

Помещичий мир Гоголя.

«Мёртвые души или

Пишем вступление. (Знаю, но не всё говорю…) Помещичий мир Гоголя. «Мёртвые души
похождения Чичикова» - так было написано на титульном листе первого издания этого знаменитого произведения Н.В. Гоголя. Такое название очень точно отражает особенности содержания: с одной стороны, это авантюрный роман о похождениях мошенника, с другой – поэма о российской действительности. Глубокий вопрос, который Гоголь задаёт себе, читателям, всей России: что есть эта страна, загадочная даже для живущих в ней?
Образы помещиков, с одной стороны, принадлежат миру авантюрного романа, но, с другой стороны, сама масштабность подхода Гоголя к изображению этих персонажей, художественный размах в построении галереи «мёртвых душ» расширяют и углуб-ляют авантюрный мир, способствуют проникновению в него исторического времени.

Слайд 30

Гоголь считал помещичье сословие, наряду с чиновничеством и крестьянством, важнейшей составной

Гоголь считал помещичье сословие, наряду с чиновничеством и крестьянством, важнейшей составной частью
частью народа России. Помещик – сельский хозяин, организатор производства, верховная власть для

крестьян! Поэтому так тщательно, во всех деталях Гоголь пишет о помещиках.
Можно выделить три основных вопроса, которые задаёт Гоголь каждому из этих персонажей. Во-первых, как помещик выполняет свою основную общественную обязанность (правление хозяйством)? Во-вторых, каковы его человеческие качества? В-третьих, как он относится к фантастическому предложению Чичикова?
Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин – все они подвергаются своеобразному сравнительному авторскому анализу, причём этот анализ обнаруживает странные вещи. Единственный крупный и крепкий хозяин, по-деловому заботящийся о крестьянах, – это «кулак» Собакевич. Кстати, и обед только у Собакевича «просто сытный», «без дураков», у Коробочки нормальный, но всё-таки – завтрак! И нелепое предложение Чичикова Собакевич подхватывает с полуслова: «Вам нужно мёртвых душ?.. Извольте, я готов продать». А самый, казалось бы, легкомысленный и вздорный из помещиков, Ноздрёв, не только не продаёт «мёртвые души», но и в немалой степени способствует тому, что Чичикову приходится убегать и губернского города N…
Наиболее характерно эта странность, парадоксальность проявляется при сравнении Манилова, с которого начинается галерея «мёртвых душ» с Плюшкиным, которым она заканчивается.
На первый взгляд, нет ничего более различного, чем эти люди. Но…

Слайд 31

Пишем заключение. (Психология финала)

Конец – делу венец! И в заключении, как и

Пишем заключение. (Психология финала) Конец – делу венец! И в заключении, как
во
всём сочинении, не должно быть случайных,
необязательных слов.
Правило заключения. В заключении должен выдвинут новый тезис, расширяющий тезис главной части. Тезис заключения не требует доказательства, он должен быть только заявлен – возможно более широко и масштабно.
Другими словами, заключение – это не просто выводы (главный вывод делается в последних фразах главной части), это выход из достаточно узкой системы конкретных доказательств ученика в широкий мир русской литературы, включение анализируемого произведения в литературный контекст. В заключении выпускник должен как бы связать те частные примеры, которые проанализированы им в главной части сочинения, с его пониманием сути творчества того или иного писателя, тенденций литературного процесса.

ФИНАЛ

Слайд 32

Пишем заключение.

Пишем заключение.

Слайд 33

Пишем заключение.

Пишем заключение.

Слайд 34

Пример рабочего плана по теме:
«Герой и эпоха в комедии
А.С. Грибоедова

Пример рабочего плана по теме: «Герой и эпоха в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»»
«Горе от ума»»