Культура серебряного века интегрированный урок

Содержание

Слайд 2

План урока-презентации:
1 Общественная мысль в России на рубеже XIX-XX вв.
2 Роль интеллигенции

План урока-презентации: 1 Общественная мысль в России на рубеже XIX-XX вв. 2
в общественной жизни страны в начале XX в.
3 Литература. Поэты и писатели символисты.
4 Символизм в изобразительном искусстве.
5 А.Н.Скрябин: жизнь человеческого духа в звуках

Слайд 3

Вопросы и задания для самостоятельной и творческой работы:
1 Почему эпоху – «грани

Вопросы и задания для самостоятельной и творческой работы: 1 Почему эпоху –
веков» - принято называть «серебряным веком» или «русским духовно-культурным ренессансом»?
2 Какие художественные направления «серебряного века» вы знаете? Что объединяет контрастные явления в культуре «серебряного века»?
3 Расскажите о символизме в русской поэзии (Повторение пройденного на уроках литературы)
- Поясните слово «символ»
Расскажите о творчестве А.Н. Скрябина.
Составьте рассказ о «музыкальности» «серебряного века»

Слайд 4

Рубеж веков. Людей охватила некая «влюблённость в странное» Всё новое и странное

Рубеж веков. Людей охватила некая «влюблённость в странное» Всё новое и странное
в России называли «импрессионизмом».
Время оставило более точное определение эпохи:
Декаденство (фр.) – упадок, «осенние сумерки», «певцы заката»
Символизм (фр.) – антиреалистическое искусство. Слово-символ, звук-символ.
Модерн (фр.) - новейший, современный
Модерн хлынул широкой волной, захватывая и бытовую среду, быстро изменяя вкусы.

Слайд 5

«Вехи» несомненно явились главным событием 1909 года. Ни до, ни после «Вех»

«Вехи» несомненно явились главным событием 1909 года. Ни до, ни после «Вех»
не было в России книги, которая вызвала бы такую бурную общественную реакцию и в столь короткий срок (менее чем за год!) породила бы целую литературу, которая по объему в десятки, может быть, в сотни раз превосходит вызвавшее её к жизни произведение… Лекции о «Вехах» и публичные обсуждения книги собирали огромные аудитории.

Слайд 7

Но веховские настроения охватили лишь небольшую часть интеллигенции. Большинство образованного общества продолжало

Но веховские настроения охватили лишь небольшую часть интеллигенции. Большинство образованного общества продолжало
исповедовать различные формы либеральных и революционных воззрений.

Слайд 8

Напряжённая духовная жизнь общества нашла своё отражение в литературе и искусстве того

Напряжённая духовная жизнь общества нашла своё отражение в литературе и искусстве того
времени, оставивших глубокий след в мировой культуре.

Испепеляющие годы!
Безумье ль в вас, надежды ль весть?
А.Блок

На грани веков были созданы бессмертные произведения Л.Н.Толстого, А.А.Чехова А.И. Куприна И.А. Бунина. Сформировались творческие позиции К.С.Станиславского.

Слайд 9

А.П.Чехов (1860-1904)

Л.Н.Толстой (1828-1910)

Л.Н.Толстой видит выход в нравственном самоусовершенствовании личности. В воскрешении

А.П.Чехов (1860-1904) Л.Н.Толстой (1828-1910) Л.Н.Толстой видит выход в нравственном самоусовершенствовании личности. В
человеческой души, пришедшей к Христу; в отказе верхов от богатства и их слиянии с народом в совместном труде

Писатели традиций критического реализма

Слайд 10

Стихи и рассказы И.А. Бунина наполнены пронзительным чувством любви к русской природе,

Стихи и рассказы И.А. Бунина наполнены пронзительным чувством любви к русской природе,
деревне; в них светится изнутри каждый предмет, каждый человеческий образ.
Широкую панораму русской жизни рубежа столетий мы видим в произведениях М.Горького

Писатели традиций критического реализма

И.Бунин
(1870-1953)
М.Горький
(1868-1936)

Слайд 11

В конце XIX века заявили о себе поэты – символисты «первой волны»

В конце XIX века заявили о себе поэты – символисты «первой волны»
– З.Гиппиус, К. Бальмонт, Ф.Сологуб. Им на смену пришли поэты – «младосимволисты» – А.Белый, А.Блок, В.Брюсов, В.Иванов.
Темп смены художественных течений всё ускорялся. Родились поэтический акмеизм (Н.Гумилёв, О.Мандельштам , А.Ахматова) и футуризм (А.Кручёных, В.Хлебников, В.Маяковский)

Слайд 12

Огромную роль в становлении религиозно – философской поэзии «серебряного века» сыграл мыслитель

Огромную роль в становлении религиозно – философской поэзии «серебряного века» сыграл мыслитель
и поэт В.С.Соловьёв, которого по праву считают предтечей символистов.
Спасение человечества он видел в Софии – Премудрости Божией, явившейся русскому народу в виде откровений.

«Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий –
Только отклик искаженный Торжествующих созвучий?»

Трепетные троки В.Соловьёва посвящены традиционному для символизма противопоставлению мира горнего, небесного, и мира дольнего, земного.

В.Соловьёв (1853-1900)

Слайд 13

Символисты


Поэты и писатели символисты считали, что наряду с осязаемым материальным миром

Символисты Поэты и писатели символисты считали, что наряду с осязаемым материальным миром
существует и мир иной – высший, Божественный, с которым может соприкоснуться лишь поэт. В порыве вдохновения художник слова создаёт образы - символы, отражающие этот запредельный простому смертному мир.

«В ночи, когда уснёт тревога
И город скроется во мгле, -
О, сколько музыки у Бога,
Какие звуки на земле!»
А.Блок

А.Блок (1880-1921)

Слайд 14

Ф. Сологуб (1863-1927)

Писатель и поэт Фёдор Сологуб писал, что символизм стремится изобразить

Ф. Сологуб (1863-1927) Писатель и поэт Фёдор Сологуб писал, что символизм стремится
жизнь «не с внешней только её стороны, а образным путём символов, то, что образует связь с Вечностью, со вселенским, мировым процессом»

Д.Мережковский (1866-1941)

Слайд 15


Вестником нового искусства пришёл к рубежу двух веков Михаил Врубель -

Вестником нового искусства пришёл к рубежу двух веков Михаил Врубель - основоположник
основоположник символической живописи

Его творения насыщены исканиями
предреволюционной эпохи, её тревогами
и надеждами. Врубель чувствовал
«неслыханные перемены…»

М.Врубель (1856-1910) Автопортрет

- Почему искусство М.Врубеля можно отнести к символизму? - Какие работы этого художника вы знаете?

Слайд 16

«Пророк» 1898 г.
Живопись этой поры является примером духовной свободы и творческого

«Пророк» 1898 г. Живопись этой поры является примером духовной свободы и творческого
поиска.

М.Врубель – «искатель, дерзкий до безумия», художник философских и нравственных раздумий.

«Царевна- Лебедь» 1900 г.

Слайд 17

«Демон сидящий» 1890 г. ( в христианской мифологии - злой дух, дьявол).

«Демон сидящий» 1890 г. ( в христианской мифологии - злой дух, дьявол).
Самый лучезарный образ, созданный Врубелем на эту тему

Слайд 18

Что? Юный титан не знает ни сомнения, ни злобы. Сверкают гигантские цветы.

Что? Юный титан не знает ни сомнения, ни злобы. Сверкают гигантские цветы.
А в нём только печаль. Торжественное сочетание мощи и бессилия.
КАК? Отсветами пурпурного заката чеканятся грани могучей фигуры. Холст проникнут хаосом тоски. Своеобразие живописных приёмов заключается в мозаичности мазков.
О чём? Скованная мощь возвысилась до символа Времени. Желание художника создать образ патетический, способный будить душу зрителя величием духа достигнуто полностью.
Невиданная живопись. Новая образно-декоративная система стала идейным и творческим манифестом Врубеля.

Слайд 19

Зреющий кризис символизма в культуре «серебряного века» наметился к 1910 г.
Но в

Зреющий кризис символизма в культуре «серебряного века» наметился к 1910 г. Но
финале это направление обрело свою кульминацию – музыку А.Н.Скрябина

А.Н.Скрябин обладал обновлённым мироощущением. В музыке он воплощает различные состояния человеческого духа. Самой важной является мысль о божественной силе творчества и о художнике, ведущем человечество к счастью.

«Божественная поэма»
«Борьба»
«Прометей» («Поэма огня»)

А.Н.Скрябин (1871-1915)

Слайд 20

«Эпохой Скрябина» завершается в русской культуре «серебряного века» всплеск символизма. Всё громче

«Эпохой Скрябина» завершается в русской культуре «серебряного века» всплеск символизма. Всё громче
были слышны раскаты революционных гроз, и по мере их приближения более актуальными становились средства художественной выразительности, цель которых – опровергнуть все традиции во имя надвигающихся перемен.