Тема гражданина и поэта в лирике Н.А. Некрасова

Слайд 2

Продолжая традиции А. С. Пушкина, Н. А. Некрасов посвятил свое творчество народу.

Продолжая традиции А. С. Пушкина, Н. А. Некрасов посвятил свое творчество народу.
Он сам написал о себе: «Я лиру посвятил народу своему». Но в отличие от Пушкина и других поэтов этого периода Муза у Некрасова своя, особенная. Она не похожа на утонченных светских дам, которые вдохновляли поэтов той поры. Она предстает перед нами в образе простой крестьянской девушки в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…».

Слайд 3

Вчерашний день, часу в шестом, ‎Зашёл я на Сенную; Там били женщину кнутом, ‎Крестьянку молодую. Ни

Вчерашний день, часу в шестом, ‎Зашёл я на Сенную; Там били женщину
звука из её груди, ‎Лишь бич свистал, играя... И Музе я сказал: «Гляди! ‎Сестра твоя родная!»

Конкретность: поэт точно называет время и место, где совершилось событие, врезавшееся в его память. Стихотворение о «высоком» предмете начинается с «низкой» сцены и в тоне простого сообщения, не содержащего ничего поэтического. Все прозаично и обычно. Но второе четверостишие резко переключает всю тему в новый, «высокий» план. И это подчеркнуто лексикой и интонацией.

Слайд 4

Муза Н.А.Некрасова

Общность Музы и «крестьянки молодой» подчеркнута:
стихи о крестьянке и Музе замыкают

Муза Н.А.Некрасова Общность Музы и «крестьянки молодой» подчеркнута: стихи о крестьянке и
четверостишия и явно соотносятся между собой
одинаково инверсивным строением фразы («крестьянку молодую» - «сестра твоя родная»)
драматизм второй части резко контрастирует с обыденностью первой, и это высекает новую поэтическую искру, рождая множество совсем не традиционных реальных и поэтических ассоциаций

Муза в традиционном понимании этого слова: утонченная дама, вдохновлявшая поэтов

Простая крестьянская девушка, униженная и поруганная

=

Слайд 5

В более позднем стихотворении «Муза» (1854) поэт освещает традиционную тему отношений поэта

В более позднем стихотворении «Муза» (1854) поэт освещает традиционную тему отношений поэта
с Музой, которые складывались драматично: ее напев был полон тоски и «вечной жалобы». Порою же она плакала или исторгала звуки разгульной песни, иногда побуждала мстить. Подчас же, смиряясь, «шептала надо мной: «Прощай врагам своим!» Вот тогда-то, по откровенному слову поэта, «нелюбимая» муза - потому что такую вечно тревожащую, надрывающую сердце стоном, неласковую и не услаждающую слух гармоничными звуками музу трудно любить - все-таки овладела душой поэта, который, не поддаваясь ее «суровым напевам» и плачу, вступил с ней «в ожесточенный бой». Но поединок поэта с музой не привел к разрыву - в драматизме борьбы родился «прочный и кровный союз».
Имя файла: Тема-гражданина-и-поэта-в-лирике-Н.А.-Некрасова.pptx
Количество просмотров: 30
Количество скачиваний: 0