Леонид Десятников, опера Дети Розенталя

Содержание

Слайд 2

Родился в Харькове в еврейской семье. Родители — участник Великой Отечественной войны

Родился в Харькове в еврейской семье. Родители — участник Великой Отечественной войны
Аркадий Львович Десятников (1925—1987), уроженец Покотилово, и Шейва Лейбовна Десятникова (1926—2014) — работали бухгалтерами. В 1973 окончил Харьковскую среднюю специальную музыкальную школу-интернат по классу теории музыки. По композиции обучался факультативно в классе Л. Ф. Шукайло и брал частные уроки у В. С. Бибика.
В 1978 окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции у профессора Бориса Арапова и по классу инструментовки у профессора Бориса Тищенко.
В 2003 году Десятникову присуждена Государственная премия РФ — за спектакль Государственного академического театра драмы имени А.С. Пушкина (Александринского) «Ревизор» по пьесе Н. Гоголя (в области литературы и искусства).
В 2009—2010 годах работал музыкальным руководителем Большого театра России.

Слайд 3

Основные сочинения: опера «Дети Розенталя»; камерная опера «Бедная Лиза»; балеты «Утраченные иллюзии»

Основные сочинения: опера «Дети Розенталя»; камерная опера «Бедная Лиза»; балеты «Утраченные иллюзии»
и «Opera»; «Дар» — кантата на стихи Державина; «Любовь и жизнь поэта», вокальный цикл на стихи Д. Хармса и Н. Олейникова; «Свинцовое эхо» для голоса(ов) и инструментов на стихи Дж. М. Хопкинса; «The Rite of Winter 1949», симфония для хора, солистов и оркестра.
С 1996 года интенсивно сотрудничает с Гидоном Кремером как композитор («Wie der Alte Leiermann…»; камерная версия «Эскизов к Закату», «Русские сезоны») и аранжировщик произведений Астора Пьяццоллы.
Автор музыки к художественным фильмам: «Закат», «Прикосновение», «Затерянный в Сибири», «Подмосковные вечера», «Серп и молот», «Мания Жизели», «Дневник его жены», «Москва» (Гран при на Фестивале кино- и медиамузыки в Бонне за лучший саундтрек, 2000), «Пленный», «Мишень» (удостоен Национальной кинопремии «Ника» за 2011 год в номинации «Лучшая музыка к фильму»),«Ван Гоги» (удостоен Национальной кинопремии «Ника» за 2018 год в номинации «Лучшая музыка к фильму».

Слайд 4

«Дети Розенталя»

Постмодернистская опера в двух действиях на либретто Владимира Сорокина. Мировая премьера

«Дети Розенталя» Постмодернистская опера в двух действиях на либретто Владимира Сорокина. Мировая
состоялась на Новой сцене Большого театра 23 марта 2005 года. Опера повествует о клонах («дублях») великих композиторов — Вагнера, Верди, Мусоргского, Чайковского, Моцарта — созданных Алексом Розенталем, учёным, бежавшим из нацистской Германии в СССР.
Постановка оперы в Большом театре поначалу вызвала общественный резонанс, связанный со скандальной известностью автора либретто В. Г. Сорокина, использованием ненормативной лексики, а также маргинальностью персонажей. Однако опера не была снята с постановки и исполнялась во время гастролей в последующие годы. За эту постановку Большой театр был награждён Специальной Премией Жюри на конкурсе «Золотая Маска» в 2006 году.

Слайд 5

История создания

Опера была поставлена по заказу Большого театра на новую оригинальную оперу.

История создания Опера была поставлена по заказу Большого театра на новую оригинальную
В 2002 году был подписан контракт с композитором Леонидом Десятниковым и писателем Владимиром Сорокиным. Первоначально предполагалось переработать пьесу «Щи» Сорокина, но, чтобы избежать использования ненормативной лексики, было принято решение создать оригинальное либретто. При встрече Л. Десятникова и В. Сорокина в посёлке Кратово в Подмосковье Сорокин предложил: «А давайте напишем оперу о клонах композиторов-классиков».

Л.А. Десятников

Слайд 6

Вагнер, Верди, Моцарт, Мусоргский и Чайковский были выбраны как самые репрезентативные композиторы

Вагнер, Верди, Моцарт, Мусоргский и Чайковский были выбраны как самые репрезентативные композиторы
для оперного искусства. Соотношение два русских композитора к трём иностранным было выбрано сознательно. При подготовке к работе над либретто Владимир Сорокин ознакомился с либретто «Кольца Нибелунга» Вагнера в переводе начала XX века, переводами либретто опер Верди, с либретто «Хованщины» и «Бориса Годунова» Мусоргского и другими. Десятников разрабатывал музыку к опере на основе работ композиторов XIX века, не ограничиваясь «оригиналами» представленных в опере дублей. В интервью он также отметил, что не может игнорировать современную поп-музыку как потенциальный материал.

В.Г.Сорокин

Слайд 7

Действующие лица

Алекс Розенталь бас
Вагнер контральто
Чайковский тенор
Моцарт тенор
Верди баритон
Мусоргский бас
Таня сопрано
Няня сопрано
Кела бас-баритон
1-й

Действующие лица Алекс Розенталь бас Вагнер контральто Чайковский тенор Моцарт тенор Верди
соратник Розенталя тенор
2-й соратник Розенталя бас
Беженец сопрано
Торговка меццо-сопрано
Проводник тенор

Слайд 8

Сюжет

В начале первого действия демонстрируется чёрно-белый «немой» фильм, повествующий о немецком учёном

Сюжет В начале первого действия демонстрируется чёрно-белый «немой» фильм, повествующий о немецком
Алексе Розентале, переехавшем в СССР и производящем опыты по дублированию живых существ и людей.
Первая сцена первой картины происходит в лаборатории Розенталя. Идёт подготовка к дублированию Моцарта. Розенталь и хор учёных поют песню, воспевающую «воскрешение» гениев: «Верю: несовместны гений и смерть!». Голос из репродуктора поясняет этапы дублирования организма по Розенталю. Следует пение Розенталя, Соратников и Генетиков, из которого можно заключить что дублирование прошло успешно.
Сцена вторая. Ночь. В гамаках около научного центра спят дубли: Вагнер, Чайковский, Верди и Мусоргский. Появляется Розенталь с колыбелью. Встревоженный Вагнер просыпается и рассказывает содержание своего кошмара: прекрасный лебедь обращается дождём из могильных червей. Просыпаются остальные дубли, Розенталь сообщает им об успешном дублировании Моцарта.

Слайд 9

Вторая картина. Место событий: веранда дачи Розенталя. Дуэт Няни и Чайковского: они

Вторая картина. Место событий: веранда дачи Розенталя. Дуэт Няни и Чайковского: они
сетуют, что Моцарт родился после войны и она уже не может вскормить его грудью, как остальных дублей. Чайковский переживает: «Как сложен мир! / Как страшно в нем / И странно!» Розенталь вносит новорождённого Моцарта. Остальные Дубли и Няня вспоминают, как их вносили в дом после рождения. При упоминании подаренных Сталиным детских игрушек на сцену выходят Игрушки и танцуют. Розенталь признаётся, что дублировал композиторов тайно, поскольку программа дублирования должна воспроизводить рабочих: стахановцев и т. п. Затем следует череда изображений лидеров страны, демонстрирующая постепенное уменьшение финансирования программы дублирования до полного прекращения при Ельцине. В конце появляется большой траурный портрет Розенталя с датами: 1910—1992. Голос сообщает, что у государства нет средств на содержание дублей.

Слайд 10

Второе действие начинается третьей картиной, события которой разворачиваются на Площади трёх вокзалов

Второе действие начинается третьей картиной, события которой разворачиваются на Площади трёх вокзалов
в Москве в 1993 году. Отъезжающие, Таксисты, Беженец, Наперсточники, Бомж, Проститутки, Торговцы поют каждый о своём. Дубли дают музыкальное выступление. Проститутка Таня растрогана. Все дубли кроме Моцарта уходят в кабак, он остаётся с Таней. Происходит переход к первой сцене четвёртой картины: Моцарт и Таня поют об их любви. Вмешивается сутенёр Кела. Верди платит за Таню отцовскими золотыми часами, выкупая её у Келы. Моцарт и Таня зовут всех на свою свадьбу: «Всё побеждает любовь!» Кела досадует, что у него увели проститутку: «Недолго свадебка продлится! / Пеняй, оторва, на себя!» Во второй сцене все персонажи вокзала вновь выбегают на сцену. Свадьба, все веселятся. Таня зовет всех дублей поехать с ней и Моцартом жить в Крым к её матери. Прибывает их поезд. Мусоргский предлагает выпить водки «на посошок». Вскоре дубли и Таня начинают чувствовать себя плохо и падают на землю.

Слайд 11

Пятая картина показывает Моцарта лежащим в больничной койке в больнице Склифосовского. Следует

Пятая картина показывает Моцарта лежащим в больничной койке в больнице Склифосовского. Следует
диалог Моцарта и Голоса, объясняющего, где он находится и что все дубли и Таня умерли от крысиного яда, подсыпанного Келой. Моцарт выжил, так как его оригинал был отравлен ртутью и организм выработал на её соединения иммунитет. Пение Моцарта перемежается цитатами из партий Дублей и Тани, пока они все не угасают; Моцарт остаётся один.

Слайд 12

Структура оперы

Опера Десятникова является постмодернистской в музыке: каждому из дублей композиторов соответствует

Структура оперы Опера Десятникова является постмодернистской в музыке: каждому из дублей композиторов
мотив в творческой манере их «оригиналов». Отсылки в музыке не ограничиваются дублями композиторов, в частности, можно также заметить стилистическое влияние Шостаковича.
Либретто является концептуальной основой, поддерживающей музыкальную структуру оперы через разделение на картины, стилизованные под соответствующих композиторов. Вагнер в первой картине описывает приснившийся ему кошмар, перекликающийся с образом божественного лебедя. Во второй картине дуэт Чайковского с Няней пародирует «Евгения Онегина». В третьей картине персонажи и массовые сцены отсылают зрителя к «Борису Годунову» Мусоргского. Четвёртая картина посвящена Верди, что достигается через дуэт Моцарта и Тани, а также вставками итальянского текста. Однако трудно найти отсылки к творчеству Моцарта, возможно, по причине трудности пародирования его музыки.