Литература 3 урок Поэзия Тютчева (7)

Содержание

Слайд 2

Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева.

Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева.

Слайд 3

Особенности поэзии «чистого искусства»
Признаки:
1. Поэзия намёков, догадок, умолчаний.
2. Стихи не имеют сюжета:

Особенности поэзии «чистого искусства» Признаки: 1. Поэзия намёков, догадок, умолчаний. 2. Стихи
лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта.
3. Искусство не должно быть связано с жизнью.
4. Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира.
5. Это поэзия для избранных.

Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева

Слайд 4

Стала известна в России лишь в 50-е гг XIX в. Поэт покинул

Стала известна в России лишь в 50-е гг XIX в. Поэт покинул
родину в 18 лет, 22 года провёл за границей.

Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева

Наполнена любовью к России, размышлениями о её судьбе. Поэту принадлежат строки, ставшие известным афоризмом:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

Слайд 5

Отличается стремлением не столько активно вмешивается в жизнь, сколько осмыслять её; склонностью

Отличается стремлением не столько активно вмешивается в жизнь, сколько осмыслять её; склонностью
к самопознанию и познанию окружающего мира; умением видеть двойственность во всём: в природе, космосе, любви.

Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева

Удивительна по образности. Поэт был поклонником женской красоты, вдохновлялся любовью к женщине, и большинство его стихотворений о любви имеют точный адрес.

И.С.Тургенев сказал: «О Тютчеве не спорят. Кто его не чувствует, тем самым доказывает, что не чувствует поэзии вообще».

Слайд 6

Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева

Направления лирики

философская

пейзажная

гражданская

любовная

Все темы тесно переплетены

Судьба Тютчева-поэта необычна: это судьба

Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева Направления лирики философская пейзажная гражданская любовная Все темы
последнего русского поэта-романтика, творившего в эпоху торжества реализма и всё-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.

Слайд 7

Философские идеи поэта о непознаваемости мира, о человеке как о ничтожной частице

Философские идеи поэта о непознаваемости мира, о человеке как о ничтожной частице
в бесконечной Вселенной, о роли судьбы в жизни человека, о том, что истина скрыта от людей в пугающей бездне, что «мысль изречённая есть ложь» – все они нашли отражение в поэзии Тютчева.

Философская лирика

Слайд 8

Поэт противопоставляет судьбу человека. Он понимает судьбу как слепую силу, перед которой

Поэт противопоставляет судьбу человека. Он понимает судьбу как слепую силу, перед которой
человек бессилен. В стихотворении параллельно развиваются две темы: мысли и струи фонтана.

Философская лирика

«Фонтан» (1836)

Оно состоит из 2 восьмистиший. В первом создан образ фонтана («облаком живым», «пламенеет, дробится», «пылью огнецветной»), во втором отражена природа человеческой мысли: мысли, как фонтан, стремясь ввысь, но есть некий предел, граница для них.

Слайд 9

Поднявшись на «недозволенную» высоту, мысль падает, рассыпаясь на мелкие фрагменты. Кем установлены

Поднявшись на «недозволенную» высоту, мысль падает, рассыпаясь на мелкие фрагменты. Кем установлены
границы? «Длань незримо-роковая» – вот поэтический образ Непостижимого Закона Судьбы, узнать который человеку не дано.

Философская лирика

«Фонтан» (1836)

Слайд 10

Стихотворение построено на антитезе. Поэт говорит о призрачности дня и могуществе ночи.

Стихотворение построено на антитезе. Поэт говорит о призрачности дня и могуществе ночи.

Философская лирика

«День и ночь» (1839)

День – это иллюзия, он прекрасен, но это лишь оболочка, скрывающая мир истинный, открывающийся ночью.

Ночь – это бездна, первозданный хаос, из которого всё пришло и в который всё уйдёт. Ночь манит и пугает, она непознаваема, как и душа человека.

Солнечный свет скрывает страшную бездну, поэтому днём человеку кажется, что он способен всё объяснить в жизни и ею управлять. Постичь ночь человек не в состоянии – она отражение его души, поэтому он страшится её наступления.

Слайд 11

Многие стихи Тютчева рассказывают о сложных отношениях между судьбой и человеком.

Философская лирика

«Море

Многие стихи Тютчева рассказывают о сложных отношениях между судьбой и человеком. Философская
и утёс» (1848)

В этом стихотворении противопоставление судьбы и человека носит метафорический характер.

Взбунтовавшееся море – это бунтарская природа человека. Но взрывная стихия моря разбивается о незыблемый утёс – символ судьбы. И усмиряется волна, как человек, уставший бороться с судьбой, бросать ей вызов.

Слайд 12

Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в понимании и изображении природы. И в

Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в понимании и изображении природы. И в
сознание читателей поэт вошёл как певец природы. Ни для кого природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева.

Пейзажная лирика

Л.Н.Толстой признавался, что каждой весной в его памяти возникают строфы тютчевской «Весны»:
Каким бы строгим испытаньям
Вы ни были подчинены,
Что устоит перед дыханьем
И с первой встречею весны!

Слайд 13

Правильнее было бы назвать пейзажную лирику Тютчева пейзажно-философской.

Пейзажная лирика

«Не то, что мните

Правильнее было бы назвать пейзажную лирику Тютчева пейзажно-философской. Пейзажная лирика «Не то,
вы, природа…» (1830)

Пейзажи в его стихах наделены символическим смыслом. Поэт считает, что природа живёт более осмысленно и ярко, пока человек не вмешивается в её жизнь.

Природа у Тютчева одухотворена, олицетворяет ту «живую жизнь», по которой тоскует человек:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик, -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Слайд 14

Природа и человек живут по одним законам: угасает жизнь природы – замирает

Природа и человек живут по одним законам: угасает жизнь природы – замирает
жизнь человека. Сумрак, тишина – условия, в которых пробуждается душа. Оставаясь наедине с природой, человек сливается с ней, и это высшее блаженство, доступное на земле.

Пейзажная лирика

«Осенний вечер» (1830)

Слайд 15

Поэта привлекают и пышность южных красок («Альпы») и «грустные места» средней полосы

Поэта привлекают и пышность южных красок («Альпы») и «грустные места» средней полосы
России в разные времена года («Весенняя гроза», «Зима недаром злится…»).

Пейзажная лирика

«Как хорошо ты, о море ночное…» (1865)

Но особенно заметно его пристрастие к водной стихии (чуть ли не в трети стихов идёт речь о море, океане, фонтане, дожде, грозе, тумане). Любуясь морем, Тютчев соотносит стихию жизни моря и непостижимые глубины человеческой души.

Слайд 16

Природа в лирике Тютчева имеет два образа: хаотический и гармонический. Человек может

Природа в лирике Тютчева имеет два образа: хаотический и гармонический. Человек может
увидеть, услышать и понять удивительный мир природы, её язык, когда достигает гармонии и единения со всем миром, с космосом – «Всё во мне и я во всём».

Пейзажная лирика

Такое состояние души проявляется во многих стихотворениях:
Так связан, съединён от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества…

Слайд 17

Преобладание пейзажей – одна из примет лирики Ф.И.Тютчева.

Пейзажная лирика

Тютчев как бы возвращался

Преобладание пейзажей – одна из примет лирики Ф.И.Тютчева. Пейзажная лирика Тютчев как
к исходным темам познания людьми мира, к тем вопросам, которые волновали человека ещё на заре его существования и которые получили отражение в легендах, обрядах и сказках.

Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях четыре времени года.

Тютчева недаром называют певцом русской природы. И надо думать, что полюбил он её не в блестящих гостиных Мюнхена и Парижа, не в туманных сумерках Петербурга, не в патриархальной Москве. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта с полей и лесов, окружавших его милый Овстуг, с тихих лугов и необозримых голубых небес родной Брянщины.

Слайд 18

Тема любви занимает особое место в творчестве Тютчева. Здесь запечатлены все оттенки

Тема любви занимает особое место в творчестве Тютчева. Здесь запечатлены все оттенки
этого чувства. Любовь для поэта – «самоубийство», «блаженство и безнадёжность», «поединок роковой», «буйная слепота страстей», «жизни ключ», «чудесный плен», «союз души с душой родной».

Любовная лирика

Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований.

Слайд 19

Посвящён Елене Александровне Денисьевой. Цикл – признанный шедевр мировой поэзии. Представляет собой

Посвящён Елене Александровне Денисьевой. Цикл – признанный шедевр мировой поэзии. Представляет собой
лирическую повесть о любви – от зарождения чувства до безвременной кончины возлюбленной.

Любовная лирика

«Денисьевский цикл» (1850 - 1865)

Слайд 20

Здесь и во всём цикле стихов любовь наполнена мощным трагедийным звучанием. Она

Здесь и во всём цикле стихов любовь наполнена мощным трагедийным звучанием. Она
рождается из боли, невыносимых страданий, острого чувства потери, вины и раскаяния. Звучит страстное желание поэта искупить вину перед любимой женщиной.

Любовная лирика

«Денисьевский цикл» (1850 - 1865)

«О, как убийственно мы любим…»

Слайд 21

Раскрывается природа любви: в поединке двух любящих сердец погибает сердце более нежное

Раскрывается природа любви: в поединке двух любящих сердец погибает сердце более нежное
и слабое – женское.

Любовная лирика

«Денисьевский цикл» (1850 - 1865)

«Предопределение»

Слайд 22

Показана страница трагической любви, когда она не радует, а приносит печаль.

Любовная лирика

«Денисьевский

Показана страница трагической любви, когда она не радует, а приносит печаль. Любовная
цикл» (1850 - 1865)

«Она сидела на полу…»

Слайд 23

Одно из самых скорбных стихотворений цикла: о неотвратимом угасании любви на фоне

Одно из самых скорбных стихотворений цикла: о неотвратимом угасании любви на фоне
летнего буйства природы, о её уходе в «вечность», о безнадёжности и горечи:
О Господи!.. И это пережить
И сердце на клочки не разорвалось…

Любовная лирика

«Денисьевский цикл» (1850 - 1865)

«Весь день она лежала в забытьи…»

Слайд 24

Самые высокие по духу стихи – те, которые написаны после смерти Денисьевой.

Самые высокие по духу стихи – те, которые написаны после смерти Денисьевой.
Поэт как бы воскрешает возлюбленную, делает запоздалые попытки исправить то, что не смог исправить при её жизни.

Любовная лирика

«Денисьевский цикл» (1850 - 1865)

«Накануне годовщины 4 августа 1864 года»

Слайд 25

Оба стихотворения посвящены Амалии Лерхенфельд, но между ними 34 года. Поэт познакомился

Оба стихотворения посвящены Амалии Лерхенфельд, но между ними 34 года. Поэт познакомился
с ней, когда девушке было 14 лет, просил её руки, но получил отказ. Оказалось, что звуки музыки любви никогда не умолкают – «жизнь заговорила вновь». Познав сладость и восторг первой и последней любви, Тютчев подарил нам лучезарную, светлую любовную лирику.

Любовная лирика

«Денисьевский цикл» (1850 - 1865)

«Я помню время золотое…» и «Я встретил вас…»

Имя файла: Литература-3-урок-Поэзия-Тютчева-(7).pptx
Количество просмотров: 46
Количество скачиваний: 0