Слайд 2Литература Бурятии в годы так называемого
«застоя» в целом и в особенности
проза сделала новый шаг вперед в художественном освоении действительности. Она стала более вдумчиво, более пристально вглядываться в облик современников, ярче и полнокровнее отражать его жизнь, глубже осмысливать явления и процессы развития общества.
Все чаще произведения писателей Бурятии - романы, повести, стихотворения издаются большими тиражами в Иркутске, Новосибирске, Москве, и активно входят в литературу многонационального государства
Слайд 3В жанре рассказа представлены имена известных писателей Ч. Цыдендамбаева, Б. Мунгонова,
В.
Корнакова, Д. Эрдынеева, О. Серовой и писателей, не столь давно пришедших в литературу, но уже заявивших о себе рядом
крупных произведений:
К. Балкова,
С. Цырендоржиева,
Ц.-Д. Хамаева,
Б. Ябжанова,
К. Карнышева,
С. Бухаева, С.Гырылова,
С. Захаровой и др.
Слайд 4.
О. Серова в своих лирических
миниатюрах представила тему
«человек и природа», где
главная
задача - продолжение традиций
М. Пришвина.
Вплотную к ним примыкают
мини-рассказы К. Карнышева из
его книги « Россыпи » .
Впоследствии автор издал повести в
рассказах «Сугробы » , «Странствия Горбоносого», «Хрустальные люди» и повесть
«На Бакланьем».
С интересными рассказами из
цикла «Нравы Тубэргэнов» выступил
Д. Эрдынеев, где в изображаемых им конфликтных ситуациях писатель
ставит серьезные проблемы, поднимая их
до глубокого художественного
обобщения.
Слайд 5Как и в предшествующие десятилетия лицо бурятской повести во многом определяла традиционная
для бурятских прозаиков «деревенская тема».
Жанр фантастики в бурятской литературе связан с именем В. Митыпова, который издал повести «Ступени совершенства», «Зеленое безумие земли», «Внимание Неопитеки» (позднее названная «Приход больших обезьян»), «Мамонтенок Фуф»
Слайд 6Особая тема — глубокий тыл, самоотверженный труд во имя победы нашла широкое
отражение в повестях бурятских авторов. В повестях С. Цырендоржиева «Где ты, моя утренняя звезда?», Д. Эрдынеева «В тени старого дома»,
Б. Ябжанова «Куда ускакал конь», М. Осодоева «Месть»,
Н. Очирова « Найденыш» и других ярко представлены судьбы тех, чье детство пришлось на лихие годы войны.
Слайд 7
Нравственная природа человека была и остается главной проблемой литературы. Ей посвящены повести
В. Носкова «Заботы и хлопоты»,
Ц. Галанова «Северомуйская легенда» и «Время созревания брусники», М. Осодоева «Зов» и др.
С тревогой и озабоченностью о
беззащитности природы перед натиском человека пишут в своих повестях М. Жигжитов «Снежный обвал», «Моя малютка Марикан»,
«За ущельем семи волков», «Тропа Самагира", «От святого до горемыки», К. Карнышева, Д.-Д. Дугарова «Черный соболь», К. Балкова « Мост», « Ледовая дорога» и др.
Слайд 8Интенсивное развитие жанра повести, занявшего в рассматриваемый период доминирующее положение, отнюдь не
замедлило развитие и функционирование романа. В данный период в бурятской прозе в жанре романа с известной долей условности можно выделить такие жанровые разновидности, как современно-исторические романы: «Красный день» и
«Луна за облаками» В. Сергеева, «Лицо человека» и «Круглый год» Ш.-C. Бадлуева, «Когда начинается утро» во второй редакции «Его родовое имя» К. Балкова, «Щедрое сердце» Б. Мунгонова, «Вечный цвет» А. Ангархаева. Также нужно отметить романы, характеризуемые бихронизмом: «Аргамак ищет хозяина» и «Большая родословная» Д. Эрдынеева, «Долина бессмертников» В. Митыпова, «Рубеж» К. Балкова, «Течение» Ц.-Ж. Жимбиева и др.
Слайд 9К группе исторических эпопей принадлежит роман «Жестокий век»
И. Калашникова, «Унтовое войско»
В. Сергеева, вторая книга трилогии В. Карнакова - роман «Красные березы». К ним же относятся и такие произведения, как «Год огненной змеи» Ц.-Ж. Жимбиева и «На Турген реке» М. Степанова. Особого рассмотрения требуют традиционные для бурятской литературы историко-революционные романы:
«Мать-лебедица» Ц. Галанова, «Горные орлы» Д.-Р. Батожабая, «Инспектор золотой тайги» В. Митыпова.
Слайд 10Развитие бурятской поэзии в рассматриваемый период настолько отличается от уровня достигнутого в
предыдущие годы, что можно утверждать о качественно новом этапе ее развития.
Именно со второй половины 60-х годов в бурятской поэзии расширяется круг тем, углубляется поэтическое мировоззрение, усиливается личностно-человеческое начало. Особенность поэзии данного периода характеризуется тем, что в ней представлено содружество поэтов нескольких поколений, которое привело к усилению лирического начала, обострение интереса к неодобряемым ранее критикой интимной и пейзажной лирике, пристальное внимание к современности, сопряженное с углубленным взглядом в историю своего народа.
Слайд 11Еще одна грань литературы 60-80-х годов проявилась в тесных творческих контактах русских
и бурятских писателей. За десять лет (1973-1982 гг.) поэтами республики было издано в Бурятском книжном издательстве, в центральных издательствах «Современник» , «Советская Россия», «Советский писатель», «Детская литература» , «Молодая гвардия» ,
«Библиотека Огонек» , издательство
«Правда», «Малыш» , а также в издательствах Новосибирска, Иркутска, Кызыла, Улан-Батора 141 книга стихов. Из них 65 на бурятском и 74 на русском языке. В числе последних 41 книга, переведенная с бурятского языка, и 33 книги, написанные на русском языке как русскими поэтами Бурятии, так и русскоязычными бурятскими поэтами, перу которых принадлежит 17 сборников стихов.
Слайд 12
В бурятской поэзии в данный период прописку получил новый жанр поэзии свободный
стих или верлибр, благодаря творчеству Д. Улзытуева, Д. Дамбаева и Н. Нимбуева. Жанр верлибра наиболее зримо представлен в стихотворении «Когда я родился» из сборника
«Страна ая-ганга» Д. Улзытуева, в сборнике стихов «Вперед мой поезд» Д. Дамбаева и в сборнике Н. Нимбуева «Стреноженные молнии»
Слайд 13Свидетельством качественного роста поэзии в Бурятии является жанр венок сонетов. Авторами явились
В. Липатов
«Байкал», «Твоя любовь» ; венок сонетов «Звездный путь» Н. Дамдинова;
«Пятнадцать песен» М. Самбуева, посвященный памяти Д. Улзытуева, а также венки сонетов
Г. Дашабылова «Кижинга», «Любовь»; А. Румянцева
«Таежная колыбель».
Слайд 14Для поэзии рассматриваемого периода характерно довольно интересное явление - синтез традиций европейской
и восточной поэзии, где из-под пера Д. Улзытуева в переводах зазвучали жанры японской поэзии хайку, четверостишие из тибетского сочинения С. Гунгажалцана
«Эрдэниин сайн Субашид » .
Влияние восточной
поэзии в основном
выразилось в
стремлении
к миниатюре, где
доминирующее значение
имеет широта и глубина
мыслей, точность и
меткость выражения.
Слайд 15В совершенствовании бурятской поэтики новаторство Н. Дамдинова сыграло большую роль, благодаря его
поискам в поэзии утвердился разговорный или интонационный стих. Наиболее зримо наблюдается это в поэме «Песнь степей». Лирический цикл получает распространение в бурятской поэзии после выхода в журнале « Дружба народов»
«Пятнадцати песен» Д. Улзытуева в переводе Е. Евтушенко.
Слайд 16Практически все разновидности поэмы - лирическая, лиро-эпическая, драматическая, эпическая со своими «поджанрами»
получили интенсивное развитие в поэзии Бурятии этого периода.
Поиски и достижения драматургии рассматриваемого периода далеко не исчерпали своего многообразия и всей полноты жизни человека 70-80-х годов. За рассматриваемое десятилетие в основном в драматургии доминировали пьесы сатирического характера. В пьесах А. Ангархаева «Ожидание» , «Горная вершина» , «Полнолуние» и «Ночь без сна» как бы сконцентрированы поиски бурятской драматургии в отражении актуальных общественных проблем, пропущенных сквозь призму нравственного роста личности.
Судьбу преданного делу современного человека, неразрывно связанного с жизнью общества, попытался показать Б. Эрдынеев в своей пьесе «Песнь изюбра» .
Слайд 17В пьесе «Золотое руно»
Р. Бадмаев попытался представить связь поколений потомственных животноводов.
Пьес, где отражается тема отцов и детей, в бурятской драматургии немало. Наиболее примечательна эпическая драма
Д. Эрдынеева «Бальжин-хатан», где встает древняя история бурятского народа