Литература петровского времени. Историко-культурные закономерности развития

Содержание

Слайд 2

Осознание цивилизационной отсталости России и последовательная политика модернизации по западным образцам
Секуляризация культуры

Осознание цивилизационной отсталости России и последовательная политика модернизации по западным образцам Секуляризация
(преодоление гегемонии церкви, создание светской культуры)
«Вестернизация» повседневного быта дворянства (результат – возникновение «культурной пропасти» между дворянством и чиновничеством, с одной стороны, и представителями остальных сословий – с другой)

КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА

Слайд 3

Франц Яковлевич Лефорт. Гравюра П.Шенка. Конец XVII в.

Ворота Лефортовского дворца. Ок. 1708

Франц Яковлевич Лефорт. Гравюра П.Шенка. Конец XVII в. Ворота Лефортовского дворца. Ок. 1708 г.
г.

Слайд 4

(Государственный, политический миф – культурная идея, принимаемая на веру, вне рациональной критики)
«Темнота»

(Государственный, политический миф – культурная идея, принимаемая на веру, вне рациональной критики)
Древней Руси» должна отступить перед «светом» Нового времени
Бытие Нового человека в Новой России, начинающееся «с чистого листа» (введение нового летоисчисления с 1 января 1700 года)
Символическое выражение новой эпохи – создание новой столицы, Санкт-Петербурга

КУЛЬТУРНЫЕ МИФОЛОГЕМЫ ПЕТРОВСКОГО ЦАРСТВОВАНИЯ

Слайд 6

Город, созидаемый на периферии царства, в ненаселенной местности, как бы «из ничего»
Триумф

Город, созидаемый на периферии царства, в ненаселенной местности, как бы «из ничего»
воли Правителя над хаосом Природы
Возникновение новой столицы по западному образцу (символика «имени» города)
Регулярное геометрическое устройство уличной сети нового города (мифологема «идеального города» взамен мифологемы города – «острова блаженных») – идея рационализма, упорядоченности, правильности, разумности

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: СИМВОЛИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ МИФОЛОГИИ НОВОЙ РОССИИ

Слайд 7

Театрализованное поведение Петра как преобразователя культуры, «работника на троне»
Карнавальность как возможность полемики

Театрализованное поведение Петра как преобразователя культуры, «работника на троне» Карнавальность как возможность
и созидания новой культурной идеи («Всепьянейший и всешутейший собор»)
Гипербола как принцип презентации событий государственной важности
Символика, эмблематика, иносказательность презентации

«ТЕАТР СЛАВЫ» ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ

Слайд 8

«Антиповедение» в культуре Петровской эпохи Всепьянейший и всешутейший собор

«Антиповедение» в культуре Петровской эпохи Всепьянейший и всешутейший собор

Слайд 9

«Патриарх Милака» — Матвей Филимонович Нарышкин 

«Патриарх Милака» — Матвей Филимонович Нарышкин

Слайд 12

«Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I

«Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I
и князя-кесаря И. Ф. Ромодановского» / Художник В.И. Суриков / 1900 г.

Слайд 13

Реформа алфавита, появление книг гражданской печати
Увеличение количества издаваемых книг
Пропагандистский характер книгоиздания (появление

Реформа алфавита, появление книг гражданской печати Увеличение количества издаваемых книг Пропагандистский характер
первой газеты – «Ведомости»)
Издания энциклопедического характера, знакомившие русского читателя с античной мифологией, классической образностью литературы Западной Европы

РАЗВИТИЕ КНИЖНОГО ДЕЛА

Слайд 14

Ни на кого не надеюсь, кроме самого себя

Ни на кого не надеюсь, кроме самого себя

Слайд 15

Кормчий сего не спит
Искусство управляет счастьем
Проворство и хитрость повелевают всем

Кормчий сего не спит Искусство управляет счастьем Проворство и хитрость повелевают всем

Слайд 16

Со временем

Со временем

Слайд 17

И ему предел положен

И ему предел положен