В.А.Жуковский Невыразимое (отрывок)

Содержание

Слайд 2

«Невыразимое» (отрывок)

Что наш язык земной пред дивною природой? С какой небрежною и легкою

«Невыразимое» (отрывок) Что наш язык земной пред дивною природой? С какой небрежною
свободой Она рассыпала повсюду красоту И разновидное с единством согласила! Но где, какая кисть ее изобразила? Едва-едва одну ее черту С усилием поймать удастся вдохновенью... Но льзя ли в мертвое живое передать? Кто мог создание в словах пересоздать? Невыразимое подвластно ль выраженью?.. Святые таинства, лишь сердце знает вас.

Слайд 3

История создания.

 Начиная с первой элегии Жуковского «Сельское кладбище» (1802) поэт обращается к

История создания. Начиная с первой элегии Жуковского «Сельское кладбище» (1802) поэт обращается
совершенно новому для русской литературы направлению — романтизму. В его последующих произведениях постепенно складываются основные черты лирики этого направления, в которых определяются ее основные темы, мотивы и образы, возникает новый поэтический язык и особая романтическая философия. Она связана с идеей двоемирия, состоящей в противопоставлении реальности и мечты, идеала; обыденного и чудесного, таинственного. Итогом этих творческих исканий явились стихотворения зрелого периода, созданные в 1819-1824 гг. Они стали своеобразным манифестом русской романтической поэзии. Одним из наиболее значимых среди них явилось стихотворение «Невыразимое», написанное летом 1819 года.

Слайд 4

Природа, святые таинства, пророчество великого видения, природа и Бог едины, создатель и

Природа, святые таинства, пророчество великого видения, природа и Бог едины, создатель и
создание одно целое. Природа – главный творец, она творит произведения искусства, а человек – соавтор. Поэт предстает в образе соавтора.

Слайд 5

Почему отрывок?

Отрывок - из этой бесконечной природы человек берет земным языком. Мы

Почему отрывок? Отрывок - из этой бесконечной природы человек берет земным языком.
передаем одним языком, а природа идет дальше.

Слайд 6

Композиция.

Основная часть стихотворения — .развитие заявленной темы и попытка найти ответ на

Композиция. Основная часть стихотворения — .развитие заявленной темы и попытка найти ответ
поставленный вопрос путем нанизывания целого ряда вопросов, уточняющих и дополняющих главный. При этом движение поэтической мысли основано на контрасте. Все стихотворение пронизано противопоставлениями: мертвое — живое («Но льзя ли в мертвое живое передать?»); искусство — природа («Она (природа) рассыпала повсюду красоту и разновидное с единством согласила! Но где, какая кисть ее изобразила?»); слово — создание («Кто мог создание в словах пересоздать?»); доступное выражению -— невыразимое («...Ненареченному хотим названье дать — и обессилено безмолвствует искусство?»). В конце стихотворения поэт приходит к выводу: «...И лишь молчание понятно говорит».

Слайд 7

Тематика и проблематика

 Стихотворение может быть отнесено по своей тематике к пейзажной лирике,

Тематика и проблематика Стихотворение может быть отнесено по своей тематике к пейзажной
но никогда природа в стихах Жуковского не существует сама по себе. Как отмечал еще В.Г. Белинский, у Жуковского «романтическая природа, дышащая таинственной жизнью души и сердца». Пейзаж в данном стихотворении не только глубоко субъективен и лиричен, но несет важнейшую философскую нагрузку. Созерцая красоту природы, поэт пытается проникнуть в тайны мироздания: «.,.Сие присутствие Создателя в созданье» — вот то главное, что интересует лирического героя стихотворения. Именно с этим связана основная проблема: возможно ли выразить словами ту тайну, ощущение которой смутно рождается при созерцании прекрасной природы:

Слайд 8

Художественное своеобразие

 Жуковский ищет новый язык, способный выразить «невыразимое». Это язык символов, то

Художественное своеобразие Жуковский ищет новый язык, способный выразить «невыразимое». Это язык символов,
есть слов-знаков, за которыми скрывается тайна мира иного, Вот почему многие слова у него утрачивают свое прямое значение. Так, например, эпитет тихий, связанный со словом небо («сей пламень облаков, по небу тихому летящих»), обозначает чувство лирического героя и утрачивает свое прямое значение — «негромкий». Зачастую такого рода эмоциональные эпитеты становятся знаками эмоций и чувств, приобретая функцию существительных: «Хотим прекрасное в полете удержать, ненареченному хотим названье дать...». Ту же функцию несут метафоры и олицетворениях «Сие дрожанье вод блестящих, сии картины берегов в пожаре пышного заката...». Именно потому развернутые сравнения часто производят неясное впечатление, их смысл затемнен: