Слайд 2Межвоенный период
(1922 - 1941)
Память угрозы военного нападения постоянно присутствовала в довоенной советской
литературе. Чаще всего она находила выражение в поэзии. Стихотворения Д. Бедного «Нас побить, побить хотели» (1929 г.), Н. Асеева «С неба полуденного» (1922 г.) и других поэтов.
Накануне Второй мировой войны появлялось большое количество произведений, повествующих о героической истории русского народа и призывающих к боевой готовности и бдительности.
Слайд 3Особенности литературы
Более двух тысяч публицистов, писателей, журналистов вступило в ряды советской армии.
Появилось такое понятие, как произведение, написанное «по горячим следам». То есть буквально вчера вечером написанное стихотворение, очерк или рассказ, сегодня мог появиться в печати.
Стихотворениям о войне уделялось то же внимание, что и обычным политическим или светским новостям.
Слайд 4Проза
Проза должна была вселять надежду в граждан веру в победу над врагом,
воспитывать в них патриотизм.
Малые формы литературы (такие как рассказ, повесть и очерк) были особенно известны.
Искренняя патриотическая патетика обусловила популярность очерковой прозы, воспроизводившей повседневность военных будней. Многие из созданных советскими писателями и публицистами документальных рассказов и очерков представляют собой яркие образцы исторической правды и владеют немалой художественной ценностью.
Слайд 5 В качестве примеров прозы времен ВОВ можно назвать роман В. Гроссмана «Народ
бессмертен», роман А. Бека «Волоколамское шоссе», эпопею Б. Горбатова «Непокоренные».
Когда уже никто не сомневался в победе, а советское правительство обеспечило писателям условия для творчества, народ нуждался в поддержке, ему необходимо было осознать величие того подвига, цена которому – миллионы человеческих жизней.
Как следствие, крупные произведения появились только в конце войны.
Слайд 6Известные прозаики времен войны:
А. Гайдар
Е. Петров
Ю. Крымов
М. Джалиль,
М. Кульчицкий
В. Багрицкий
П. Коган
М. Шолохов
К.
Симонов
Слайд 7Публицистика
Этот жанр описывал жизнь людей на фронте и в тылу, мир их
духовных переживаний и чувств, их отношение к военным событиям.
Главное оружие публицистики тех лет – факты. Именно журналисты убедительно аргументировали сомневающимся патриотическую позицию. журналисты отыскивали и систематизировали документальные доказательства того, что вражеская пропаганда во всем расходится с правдой. Именно они убедительно аргументировали сомневающимся патриотическую позицию, ведь только в ней заключалось спасение. Никакие сделки с врагом не могли гарантировать недовольным свободу и благоденствие.
Слайд 8Пример немецко-фашистской пропаганды.
Слайд 9Выдающиеся публицисты
А. Толстой («Что мы защищаем», «Москве угрожает враг», «Родина»),
М. Шолохов («На
Дону», «Казаки», рассказ-очерк «Наука ненависти»),
И. Эренбург («Выстоять!»),
Л. Леонов («Слава России», «Размышления у Киева», «Ярость»),
И другие.
Слайд 10Основные публицистические жанры военного времени:
статьи
фельетоны
воззвания
письма
листовки
Слайд 11Поэзия
Поэзия становится голосом Родины Матери, которая взывала к сынам с плакатов. Наиболее
музыкальные стихи превращались в песни и с бригадами артистов летели на фронт, где были незаменимы, как лекарства или оружие.
Мелодическая поэзия с присущей ей эмоциональностью очень скоро распространяется на фронтах и в тылу. Расцвет жанра логически обусловлен: было необходимо эпически отразить картины героической борьбы. Военная литература стала национальным эпосом.
Слайд 12Основные жанровые группы военных стихов
Лирическая (ода, песня)
Сатирическая
Лирико-эпическая (баллады, поэмы)
Слайд 13Самые известные поэты военного времени
Николай Тихонов
Александр Твардовский
Алексей Сурков
Ольга Берггольц
Михаил Исаковский
Константин Симонов
Слайд 14А.Твардовский «Я знаю, никакой моей вины»
Я знаю, никакой моей вины
В том, что
другие не пришли с войны,
В то, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же…