LITERATURA_GOGOL

Содержание

Слайд 2

Н.В.Гоголь (1809-1852)

Николай Васильевич Гоголь – один из величайших русских писателей.
Именем Гоголя

Н.В.Гоголь (1809-1852) Николай Васильевич Гоголь – один из величайших русских писателей. Именем
называют целый период русской литературы, что свидетельствует об огромном значении его творчества.

Слайд 3

Дом, в котором родился Гоголь

Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии.

Дом, в котором родился Гоголь Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии.

Слайд 4

Отец Н.В. Гоголя

Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский
(1777-1825),
служил при Малороссийском почтамте, в 1805

Отец Н.В. Гоголя Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском почтамте, в
году уволился и женился на Марии Ивановне Косяровской, матери Гоголя

Слайд 5

Мать Н.В. Гоголя
Мария Ивановна Косяровская
слыла первой красавицей на Полтавщине.

Мать Н.В. Гоголя Мария Ивановна Косяровская слыла первой красавицей на Полтавщине.

Слайд 6

Васильевка (Яновщина) Здесь прошли детские годы писателя

Васильевка (Яновщина) Здесь прошли детские годы писателя

Слайд 7

Семья большая (шестеро детей), дружная, культурная: отец писал комедии, в доме

Семья большая (шестеро детей), дружная, культурная: отец писал комедии, в доме устраивались
устраивались театральные постановки, на которые приглашались гости. Сам Гоголь в детстве писал стихи, мать заботилась о религиозном воспитании сына

В доме – музее в Васильевке

Слайд 8

Комната матери

Комната матери

Слайд 9

Комната писателя

Комната писателя

Слайд 10

Полтавское уездное училище


Здесь обучался
с 1818 по 1819 годы

Полтавское уездное училище Здесь обучался с 1818 по 1819 годы

Слайд 11

Гимназия высших наук в Нежине -1821


Здесь Гоголь занимается живописью,

Гимназия высших наук в Нежине -1821 Здесь Гоголь занимается живописью, участвует в
участвует в спектаклях – как художник-декоратор и как актёр, пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть.

Слайд 12

ГИМНАЗИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ

Журналы:
«Северная заря»
«Звезда»
«Метеор литературы»

ГИМНАЗИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ Журналы: «Северная заря» «Звезда» «Метеор литературы»

Слайд 13

Окончив гимназию в 1828 году, Гоголь едет в Петербург. Испытывая денежные

Окончив гимназию в 1828 году, Гоголь едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения,
затруднения, делает первые литературные пробы: в начале 1829 года появляется стихотворение «Италия», а весной того же года поэма «Ганц Кохельгартен», изданная под псевдонимом В. Алов. В июле 1829 года сжигает нераспроданные экземпляры и уезжает в Германию, откуда вскоре возвращается.

Н.В. Гоголь. Рис. Вит. Горячева

Слайд 14


В конце 1829 года начинает служить в департаменте государственного хозяйства и

В конце 1829 года начинает служить в департаменте государственного хозяйства и публичных
публичных зданий Министерства внутренних дел.
С апреля 1830 до марта 1831 служит в департаменте уделов (сначала писцом, потом помощником столоначальника)

Рис. Виталия Горячева

Слайд 15

Гоголь в Петербурге

В это время Гоголь усиленно занимается литературной работой. 1830 год

Гоголь в Петербурге В это время Гоголь усиленно занимается литературной работой. 1830
печатает «Вечер накануне Ивана Купала».
Знакомство с Пушкиным, Жуковским, П.А. Плетнёвым.
Материальное положение тяжёлое. Чтобы его поправить, даёт уроки, затем, по ходатайству П.А.Плетнёва, становится преподавателем истории в Патриотическом инстинтуте.

Слайд 16


В этот период выходят в свет «Вечера на хуторе близ

В этот период выходят в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832). Гоголь стал знаменитым.
Диканьки» (1831-1832).
Гоголь
стал знаменитым.

Слайд 17

1833 год самый напряжённый – мучительные поиски дальнейшего творческого пути. Занимается изучением

1833 год самый напряжённый – мучительные поиски дальнейшего творческого пути. Занимается изучением
истории – украинской и всемирной.
В июне 1834 года был определён адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт- Петербургском университете.
Одновременно он в глубокой тайне пишет повести, составившие впоследствии два его сборника «Миргород» и «Арабески»(1835)

Слайд 18

В 1835 году заканчивает преподавательскую деятельность и занимается только литературной работой.
В 1835

В 1835 году заканчивает преподавательскую деятельность и занимается только литературной работой. В
году начинает работать над «Ревизором». Премьера пьесы состоялась в Москве, в Малом театре.

Рисунок Гоголя к последней сцене
«Ревизора»

Слайд 19

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива»

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива»

Слайд 20

Хлестаков Иван Андреевич

Хлестаков Иван Андреевич

Слайд 21

    
     А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!
Александр Македонский герой, но зачем же

А подать сюда Ляпкина-Тяпкина! Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?
стулья ломать?
Глуп, как сивый мерин.
Да благословит вас Бог, а я не виноват.

  Крылатые фразы Н.В. Гоголя  

Слайд 22

 Есть еще порох в пороховницах
Живой как жизнь.
Птица-тройка.
Чему смеетесь? Над

Есть еще порох в пороховницах Живой как жизнь. Птица-тройка. Чему смеетесь? Над
собою смеетесь! 
Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия.  
И какой же русский не любит быстрой езды? 

Слайд 23

В июне 1836 года Гоголь уезжает за границу. Он прожил там

В июне 1836 года Гоголь уезжает за границу. Он прожил там в
в общей сложности 12 лет. Жил и в Германии, и во Франции, и в Италии.
За границей Гоголь работает над поэмой «Мёртвые души», сюжет которой был подсказан Пушкиным. В сентябре 1839 приезжает в Москву и приступает к чтению «Мёртвых душ». Всего было прочитано 6 глав. Восторг был всеобщий.

Слайд 24

Потом уезжает в Вену, его постигает приступ тяжёлой нервической болезни.
С конца сентября

Потом уезжает в Вену, его постигает приступ тяжёлой нервической болезни. С конца
1840 по август 1841 Гоголь живёт в Риме, где завершает первый том «Мёртвых душ».
С 1842 по 1845 живёт за границей в Италии, работает над вторым томом «Мёртвых душ».

В Риме

Слайд 25

В начале 1845 у Гоголя появляются признаки нового душевного кризиса. В конце

В начале 1845 у Гоголя появляются признаки нового душевного кризиса. В конце
июня или в начале июля 1845 в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись второго тома.
В 1847 году в Петербурге были опубликованы «Выбранные места из переписки с друзьями».

Слайд 26

Книга «Выбранные места из переписки с друзьями» была подвергнута резкой критике. Все

Книга «Выбранные места из переписки с друзьями» была подвергнута резкой критике. Все
эти отклики настигли писателя в дороге в Германию: «Здоровье моё … потряслось от этой для меня сокрушительной истории по поводу моей книги. Дивлюсь, сам, как я еще остался жив».

Слайд 27

Гоголь готовится к паломничеству по святым местам.
1848 – Иерусалим. Во

Гоголь готовится к паломничеству по святым местам. 1848 – Иерусалим. Во Святом
Святом Граде Гоголь проводит ночь в алтаре у Гроба Господня. Но после Причащения с грустью признается себе: «Я не стал лучшим, тогда как все земное должно было во мне сгореть и остаться одно небесное».

Иерусалим

Гроб Господень

Слайд 28

1849-1850- живёт в Москве.
Весной 1850 года Гоголь предпринимает первую

1849-1850- живёт в Москве. Весной 1850 года Гоголь предпринимает первую и последнюю
и последнюю попытку жениться – делает предложение Анне Виельгорской, но получает отказ.

Слайд 29

В июне 1850 года впервые посещает Оптину пустынь. Всего Гоголь посещает

В июне 1850 года впервые посещает Оптину пустынь. Всего Гоголь посещает трижды
трижды Оптину пустынь, встречается со старцами и уже не в первый раз в своей жизни изъявляет желание «поступить в монахи».

Слайд 30

1 января 1852 года Гоголь сообщает, что 2 том окончен.
Новый кризис

1 января 1852 года Гоголь сообщает, что 2 том окончен. Новый кризис
в связи со смертью Е.Хомяковой (сестра Н.Языкова), человека духовно близкого Гоголю.

Е. М. Хомякова

Слайд 31

Хорошо известна дружба Гоголя со священником Матфеем Константиновским в последние годы

Хорошо известна дружба Гоголя со священником Матфеем Константиновским в последние годы жизни.
жизни. Именно перед самой кончиной, в январе 1852 года, отец Матфей посещал Гоголя, и Гоголь читал ему отдельные главы из 2 части поэмы «Мертвые души». Не все понравилось отцу Матфею, и после этой реакции и разговора Гоголь сжигает беловую рукопись 2 тома поэмы в камине.
18 февраля 1852 года Гоголь исповедовался, соборовался и причастился.
Через три дня под утро перед самой смертью в полном сознании он сказал: «Как сладко умирать!»

Слайд 32

Москва, Никитский бульвар, 7

В этом доме с 1848 по 1852 год

Москва, Никитский бульвар, 7 В этом доме с 1848 по 1852 год
прожил Н. В. Гоголь, здесь же, в феврале 1852 года он и скончался. В левом крыле дома находятся комнаты, в которых жил Николай Васильевич: спальня, где он работал, переписывая свои произведения. Работал Гоголь стоя, переписывал произведения сидя, знал все свои крупные сочинения наизусть. Часто можно было слышать, как он прогуливался по комнате и проговаривал свои произведения.

Слайд 33

Письменный стол

Письменный стол

Слайд 34

Чернильница писателя

Чернильница писателя

Слайд 35

Портфель писателя

Портфель писателя

Слайд 36

Комната, где скончался писатель

21 февраля Гоголь умер в своей последней квартире в

Комната, где скончался писатель 21 февраля Гоголь умер в своей последней квартире
доме Талызина в Москве.

Слайд 37

Гоголь на смертном одре

Посмертная маска Гоголя

Гоголь на смертном одре Посмертная маска Гоголя

Слайд 38

Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, а

Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, а
в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.
На могиле Гоголя написаны слова из пророка Иеремии: «Горьким словом моим посмеюся».По воспоминаниям близких ему людей, Гоголь каждый день читал главу из Библии и всегда держал при себе Евангелие, даже в дороге.

Слайд 39

«Шинель»

Н. В. ГОГОЛЬ

Тема «маленького человека» в повести

«Шинель» Н. В. ГОГОЛЬ Тема «маленького человека» в повести

Слайд 40

Цель:

Показать трагизм судьбы «маленького человека» на примере образа Башмачкина;
выявить авторскую

Цель: Показать трагизм судьбы «маленького человека» на примере образа Башмачкина; выявить авторскую
позицию и свою собственную к данной проблеме.

Слайд 41

Несмотря на то что «Шинель» вышла почти одновременно с центральным произведением Гоголя

Несмотря на то что «Шинель» вышла почти одновременно с центральным произведением Гоголя
«Мертвые души» (1842), она не осталась в тени. Повесть произвела сильнейшее впечатление на современников. Белинский, по-видимому прочитавший «Шинель» еще в рукописи, сказал, что это «одно из глубочайших созданий Гоголя». Известна крылатая фраза: «Все мы вышли из гоголевской "Шинели"». Эту фразу записал французский литератор Мелькиор де Вогюэ со слов одного русского писателя. К сожалению, Вогюэ не сообщил, кто был его собеседником. Скорее всего, Достоевский, но высказывалось предположение, что это мог сказать и Тургенев. Так или иначе, фраза афористически точно характеризует влияние Гоголя на русскую литературу, осваивавшую тему «маленького человека», углублявшую свой гуманистический пафос.

Слайд 42

Эпиграф
«Все мы вышли
из «Шинели» Гоголя»
Ф.М. Достоевский

Эпиграф «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя» Ф.М. Достоевский

Слайд 43

Зачем же изображать бедность…
и несовершенства нашей жизни,
выкапывая людей из жизни,
из отдалённых закоулков

Зачем же изображать бедность… и несовершенства нашей жизни, выкапывая людей из жизни,
государства?
…нет, бывает время, когда иначе
нельзя устремить общество и даже
поколение к прекрасному, пока
не покажешь всю глубину его
настоящей мерзости
Н.В. Гоголь

Слайд 44

“НА ПУТИ К ЖИВОЙ ДУШЕ”.

“НА ПУТИ К ЖИВОЙ ДУШЕ”.

Слайд 45

Притча о человеке

В жаркий летний день древние афиняне увидели на площади Демосфена

Притча о человеке В жаркий летний день древние афиняне увидели на площади
с горящим фонарем в руках.
-Ты что ищешь?- спросили они.
-Я ищу человека, - отвечал Демосфен и продолжил свой путь. Через время афиняне опять обратились к Демосфену:
- Так что же ты ищешь, Демосфен?
-Я ищу человека...
-Кого: его, меня..?
- Я ищу Че-ло-ве-ка!

Слайд 46

Так что же это значит – быть Человеком?
Чем человек отличен

Так что же это значит – быть Человеком? Чем человек отличен от
от вещи? На эти и другие вопросы нам поможет ответить Николай Васильевич Гоголь и его повесть «Шинель».

Слайд 47

Как через повесть “Шинель” писатель искал путь к душе живой.

- Может ли

Как через повесть “Шинель” писатель искал путь к душе живой. - Может
быть душа мёртвой?
- Нет, душа бессмертна.
- Ну а если она “мёртвая”, значит, закрыта для света, любви, добра. Такие “мёртворождённые” персонажи населяют гоголевскую поэму. Противовеса им писатель не нашёл в жизни, поэтому и сжёг второй том “Мёртвых душ”. Сознание этого доводило Гоголя до безумия.
Мысль о человеке, душу в которого вдохнул Бог, а судьбу нередко определяет чёрт, видимо, не оставляла Гоголя. Этой теме, собственно, посвящены “Петербургские повести”.

Слайд 48

“Петербургские повести”

новый шаг в развитии русского реализма.
В этот цикл входят повести:

“Петербургские повести” новый шаг в развитии русского реализма. В этот цикл входят
“Невский проспект”, “Нос”, “Портрет”, “Коляска”, “Записки сумасшедшего” и “Шинель”.
Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами.
Объединены повести по общему месту событий – Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях.
Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры знати, верхушки столичного общества.
Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые (портной Петрович), нищие художники, “маленькие люди”, выбитые из колеи жизни. Вместо дворцов и богатых домов читатель в гоголевских повестях видит городские лачуги, в которых ютится беднота.

Слайд 49

«Маленький человек»

- это человек униженный, беззащитный, одинокий, бесправный, забытый (и, всеми, и

«Маленький человек» - это человек униженный, беззащитный, одинокий, бесправный, забытый (и, всеми,
если можно так сказать, судьбой), жалкий.
- В литературном энциклопедическом словаре мы находим следующее определение: «маленький человек» в литературе – обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью».

Слайд 50

Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни; тема “маленького человека”.

Н. М. Карамзин “Бедная

Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни; тема “маленького человека”. Н. М. Карамзин
Лиза” - в центре повествования простая, необразованная крестьянская девушка; нам внушается мысль, что “и крестьянки любить умеют!”.
А. С. Пушкин “Станционный смотритель” - бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимают сильные мира сего.
А. С. Пушкин “Медный всадник” - главный герой - несчастный, обездоленный Евгений, у которого бедность уничтожила и характер, и ум, сделала ничтожными мысли и мечты.
Все эти произведения полны любви и сочувствия авторов к своим героям. Гоголь развивает традиции великих русских писателей в изображении “маленького человека”).

Слайд 51

Конфликт маленького человека с миром вызывается тем, что у него отнимают его

Конфликт маленького человека с миром вызывается тем, что у него отнимают его
единственное достояние.
Станционный смотритель теряет дочь.
Евгений — возлюбленную.
Акакий Акакиевич — шинель. Гоголь ужесточает конфликт: для Акакия Акакиевича целью и смыслом жизни становится вещь. Однако автор не только снижает, но и возвышает своего героя.

Слайд 52

Сюжет повести Н.В. Гоголя «Шинель».

Сюжет повести Н.В. Гоголя «Шинель».

Слайд 53

Какова главная тема повести “Шинель”?

Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни;
тема

Какова главная тема повести “Шинель”? Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни; тема “маленького человека”.
“маленького человека”.

Слайд 54

А герой-то маленького чина, “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько

А герой-то маленького чина, “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже
даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу”.

Слайд 55

Как подчеркивается типичность героя и ситуации?

“…служил в одном департаменте”, “…когда и в

Как подчеркивается типичность героя и ситуации? “…служил в одном департаменте”, “…когда и
какое время он поступил в департамент…этого никто не мог припомнить”, “один чиновник…” - все эти фразы показывают не исключительность, необычность ситуации и героя, а их типичность. Акакий Акакиевич – один из многих; таких, как он, были тысячи – никому не нужных чиновников.

Слайд 56

Какая личность перед нами? Охарактеризуйте образ главного героя.

Имя “Акакий” в переводе с

Какая личность перед нами? Охарактеризуйте образ главного героя. Имя “Акакий” в переводе
греческого – “незлобивый”, а у героя такое же отчество, то есть судьба этого человека была уже предопределена: таким был его отец, дед и т.д.
Он живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни видит в переписывании бумаг…

Слайд 57

Акакий Акакиевич Башмачкин

Акакий Акакиевич Башмачкин

Слайд 58

В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения, а молодые чиновники посмеивались

В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения, а молодые чиновники посмеивались
и острили над ним, сыпали ему на голову мелкие клочки разорванных бумаг… А однажды уж слишком была невыносима шутка, он произнес: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И что-то странное заключалось в словах и в голосе, каким они были произнесены. В этих проникающих словах звенели другие: “Я брат твой!” И с тех пор как будто все переменилось передо мной и показалось в другом виде, часто среди самых веселых минут представлялся мне низенький чиновник с лысинкой на лбу со своими проникающими словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”…

Слайд 59

Чем стало для Башмачкина приобретение шинели? На что он идет ради этого?

Шинель

Чем стало для Башмачкина приобретение шинели? На что он идет ради этого?
для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели.

Слайд 60

Мысль о теплой шинели и ее приобретение резко меняют весь образ

Мысль о теплой шинели и ее приобретение резко меняют весь образ жизни
жизни и характер Акакия Акакиевича.
Он едва не допускает ошибки во время переписывания.
Ломая свои привычки, соглашается пойти на вечеринку к чиновнику. В Акакии Акакиевиче, больше того, просыпается ловелас, устремляющийся в погоню за дамой, «у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения».
Акакий Акакиевич пьет шампанское, объедается «винегретом, холодной телятиной, паштетом, кондитерскими пирожками».
Он изменяет даже любимому делу, и расплата за измену своему поприщу не замедлила его настигнуть: грабители «сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал».
Акакий Акакиевич теряет всю свою тихую кротость, совершает несвойственные его характеру поступки, он требует от мира понимания и помощи, активно наступает, добивается своего.

Слайд 61

По совету чиновников Акакий Акакиевич отправляется к «значительному лицу». Столкновение с

По совету чиновников Акакий Акакиевич отправляется к «значительному лицу». Столкновение с генералом
генералом происходит как раз тогда, когда Акакий Акакиевич перестает быть «внутренним» человеком. Сразу после угрожающего вопля «значительного лица» Акакия Акакиевича «вынесли почти без движения».
Уходя из жизни, Башмачкин бунтует: он «сквернохульничал,произнося страшные слова», следовавшие «непосредственно за словом "ваше превосходительство"».
После смерти Акакий Акакиевич меняется со «значительным лицом» местами и в свою очередь осуществляет Страшный Суд, где нет места рангам и званиям, и генерал и титулярный советник одинаково держат ответ перед Высшим Судией.
Акакий Акакиевич является по ночам зловещим призраком-мертвецом «в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели». Успокоился и исчез призрак Акакия Акакиевича только тогда, когда ему под руку попалось «значительное лицо», справедливость как будто восторжествовала, Акакий Акакиевич словно осуществил грозное Божье наказание, облекся в генеральскую шинель.

Слайд 64

Работа с текстом

Работа с текстом

Слайд 65

Работа с текстом

Работа с текстом

Слайд 66

Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против

Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости
несправедливости

Слайд 67

Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил

Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил
бы переродиться – вышла бы ложь;
а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…

Слайд 68

Акакий Акакиевич Башмачкин

Портрет Акакия Акакиевича рисуется Гоголем подчеркнуто незавершенным, недовоплощенным, иллюзорным; целостность

Акакий Акакиевич Башмачкин Портрет Акакия Акакиевича рисуется Гоголем подчеркнуто незавершенным, недовоплощенным, иллюзорным;
Акакия Акакиевича должна быть впоследствии восстановлена с помощью шинели.
Рождение Акакия Акакиевича выстраивает модель алогичного и грандиозно-космического гоголевского мира, где действуют не реальные время и пространство, а поэтическая вечность и человек перед лицом Рока.
Вместе с тем это рождение является мистическим зеркалом смерти Акакия Акакиевича: только что родившая Акакия Акакиевича мать именуется Гоголем «покойницей» и «старухой», сам Акакий Акакиевич «сделал такую гримасу», будто предчувствовал, что будет «вечным титулярным советником»; крещение Акакия Акакиевича, происходящее сразу же после рождения и дома, а не в церкви, скорее напоминает отпевание покойника, нежели крестины младенца; отец Акакия Акакиевича тоже оказывается как бы вечным покойником («Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий»).

Слайд 69

Ключом к образу Акакия Акакиевича является скрытое гоголевское противопоставление «внешнего» и «внутреннего»

Ключом к образу Акакия Акакиевича является скрытое гоголевское противопоставление «внешнего» и «внутреннего»
человека. «Внешний» — косноязычный, невзрачный, глуповатый переписчик, не способный даже «переменить кое-где глаголы из первого лица в третье», хлебающий с мухами свои щи, «вовсе не замечая их вкуса», покорно терпящий издевательства чиновников, сыплющих «на голову ему бумажки, называя это снегом».
«Внутренний» человек как будто говорит нетленное: «Я брат твой». В мире вечном Акакий Акакиевич — аскет-подвижник, «молчальник» и мученик; уединившись от соблазнов и греховных страстей, он осуществляет миссию личного спасения, на нем как будто лежит знак избранничества. В мире букв Акакий Акакиевич обретает счастье, наслаждение, гармонию, здесь он полностью доволен своим жребием, ибо осуществляет служение Богу: «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?»

Слайд 70

С какой целью Гоголем вводится фантастический финал?

Башмачкин умирает не из-за кражи шинели,

С какой целью Гоголем вводится фантастический финал? Башмачкин умирает не из-за кражи
он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя.

Слайд 71

В повести «Шинель» Гоголь ставит социальные и нравственно-философские проблемы. С одной стороны,

В повести «Шинель» Гоголь ставит социальные и нравственно-философские проблемы. С одной стороны,
писатель выступает с резкой критикой того общества, которое превращает человека в Акакия Акакиевича, протестуя против мира тех, кто «натрунились и наострились вдоволь» над «вечными титулярными советниками», над теми, у кого жалование не превышает четырехсот рублей в год. Но с другой стороны, гораздо более существенно обращение Гоголя ко всему человечеству со страстным призывом обратить внимание на «маленьких людей», которые живут рядом с нами

Слайд 72

Фантастический финал произведения — утопическое осуществление идеи справедливости. Вместо покорного Акакия Акакиевича

Фантастический финал произведения — утопическое осуществление идеи справедливости. Вместо покорного Акакия Акакиевича
появляется грозный мститель, вместо грозного «значительного лица» — лицо подобревшее и смягченное.
Но на самом деле этот финал неутешителен: возникает ощущение богооставленности мира. Бессмертная душа охвачена жаждой мщения и вынуждена сама же это мщение и творить.

Слайд 73

P.S.
Знаменитый маленький человек Башмачкин остался, в общем, для читателя загадкой. Точно про

P.S. Знаменитый маленький человек Башмачкин остался, в общем, для читателя загадкой. Точно
него известно только, что он — маленький. Не добрый, не умный, не благородный, Башмачкин всего лишь представитель человечества. Самый что ни на есть рядовой представитель, биологическая особь. И любить, и жалеть его можно только за то, что он тоже человек, «брат твой», как учит автор.
В этом «тоже» заключалось открытие, которое пылкие поклонники и последователи Гоголя часто трактовали превратно. Они решили, что Башмачкин хороший. Что любить его надо за то, что он жертва. Что в нем можно открыть массу достоинств, которые Гоголь забыл или не успел вложить в Башмачкина.
Но сам Гоголь не был уверен, что маленький человек — герой безусловно положительный. Поэтому он и не удовлетворился «Шинелью», а взялся за Чичикова…  

Слайд 74

К живой душе взывает Гоголь, потому что вокруг чаще всего свиные рыла,

К живой душе взывает Гоголь, потому что вокруг чаще всего свиные рыла,
как в кошмарном сне героя комедии “Ревизор”. Страшно от мертвых душ.
Слова из рассказа Чехова “Крыжовник”:
“Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и напоминал о несчастных и обездоленных, о пошлости в нашей жизни, о “маленьких людях”.

Слайд 75

Повесть производила бы самое беспросветное впечатление, если бы не свет, исходящий от

Повесть производила бы самое беспросветное впечатление, если бы не свет, исходящий от
самых убогих, затёртых, ничтожных. Как не вспомнить Евангелие:
“Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют Землю.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят”.

Слайд 76

Что суесловить? Не стезя плоха.
Все как один о небесах забыли.
Кто возлюбил, тому

Что суесловить? Не стезя плоха. Все как один о небесах забыли. Кто
не до греха.
А мы грешим. Ещё не возлюбили.
Иеромонах Роман

Слайд 77

Тест на «3»
1. «Кривой глаз и рябизна по всему лицу»- это

Тест на «3» 1. «Кривой глаз и рябизна по всему лицу»- это
о ком:
а) об Акакии Акакиевиче;
б) о Петровиче;
в) о « значительном лице». 
2. Имя  Акакий Акакиевич получил:
а) по святцам;
б) кума настояла;
в) матушка дала.
 3. Имя «значительного лица»:
а) Григорий Петрович;
б) Иван Иванович Ерошкин;
в) не то Иван Абрамович, не то Степан Варламович.

Слайд 78

4. Акакий Акакиевич:
а) положительный герой;
б) отрицательный герой;
в) противоречивый характер. 
5. Пейзаж:
а) играет важную

4. Акакий Акакиевич: а) положительный герой; б) отрицательный герой; в) противоречивый характер.
роль;
б) не играет особой роли;
в) его здесь нет. 
6. Шинель:
а) художественная деталь;
б) символ;
в) образ. 

Слайд 79

7. Повесть «Шинель»:
а) фантастическая;
б) жизнеподобная;
в) романтическая.
 8. Акакий Акакиевич:
а) синонимичен пушкинскому « маленькому

7. Повесть «Шинель»: а) фантастическая; б) жизнеподобная; в) романтическая. 8. Акакий Акакиевич:
человеку»;
б) это другой вид;
в) его нельзя отнести к маленьким людям. 
9. Главный вывод автора:
а) «маленький человек» достоин уважения;
б) он продукт бесчеловечного государства;
в) он сам виноват в своей «малости». 

Слайд 80

Вопросы и задания к повести «Шинель» на «4»
1. Однажды Гоголю рассказали историю

Вопросы и задания к повести «Шинель» на «4» 1. Однажды Гоголю рассказали
о том, что один чиновник страстно хотел иметь ружьё. Необычайной экономией и усиленными трудами скопил немалую по тем временам сумму в 200 рублей. Именно столько стоило лепажевское ружьё (Лепаж был искуснейшим оружейником того времени), предмет зависти каждого охотника. Ружьё, бережно положенное на носу лодочки, исчезло. Очевидно, его стянуло в воду густым камышом, сквозь который пришлось плыть. Поиски были тщетны. Ружьё, из которого не было сделано ни одного выстрела, навеки похоронено на дне Финского залива. Чиновник слёг от горячки (деталь, сохранённая в повести). Сослуживцы пожалели его и в складчину купили ему новое ружьё.
Почему Гоголь ружьё заменил шинелью и переосмыслил финал повести?
2. Почему автор так подробно описывает, как собирались деньги на шинель, как покупалось сукно, подкладка, воротник, как она шилась?
3. Расскажите о портном Петровиче и месте этого персонажа в повести.
4. Как изменяется герой, увлечённый мечтой о шинели?
5. Как относится Гоголь к своему герою и когда это отношение начинает меняться?
6. Смешон или жалок Башмачкин? (Обоснуйте с цитатами из произведения.)