Слайд 2Гилея - литературно-художественное
объединение кубофутористов.
Само слово «Гилея» — в переводе
с древнегреческого «лесная»
![Гилея - литературно-художественное объединение кубофутористов. Само слово «Гилея» — в переводе с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/922606/slide-1.jpg)
—
название области в Скифии.
«Гилея» является самой ранней и
самой радикальной футуристической
группировкой в России.
Объединение имело собственное
издательство «ЕУЫ», «гилейцы»
принимали участие в различных
литературных диспутах,
пропагандируя идеи кубофутуризма.
Слайд 3участники
Давид Бурлюк
Николай Бурлюк
Владимир Бурлюк
Велемир Хлебников
Бенедикт Лившиц
Владимир Маяковский
Алексей Крученых
Елена Гуро
![участники Давид Бурлюк Николай Бурлюк Владимир Бурлюк Велемир Хлебников Бенедикт Лившиц Владимир](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/922606/slide-2.jpg)
Игорь Северянин
Василий Каменский
Слайд 4программа
Идея исчерпанности культурной
традиции прежних веков была
исходным пунктом эстетической
платформы кубофутуристов.
![программа Идея исчерпанности культурной традиции прежних веков была исходным пунктом эстетической платформы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/922606/slide-3.jpg)
Программным стал их манифест,
носивший намеренно скандальное
название «Пощечина общественному
вкусу». В нем декларировался отказ от
искусства прошлого, звучали призывы
«сбросить Пушкина, Достоевского,
Толстого и проч., и проч. с парохода
современности».
Николай Гумилёв писал: «Мы
присутствуем при новом вторжении варваров,
сильных своею талантливостью и ужасных
своею небрезгливостью. Только будущее
покажет, „германцы“ ли это, или… гунны,
от которых не останется и следа».
Слайд 5манифесты, сборники
Первая книга русских футуристов "Садок Судей" вышла в свет в 1910
![манифесты, сборники Первая книга русских футуристов "Садок Судей" вышла в свет в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/922606/slide-4.jpg)
году и была оттеснена на обоях как символ: «всю жизнь нашу пройдем огнем и мечом литературы, под обоями у нас клопы да тараканы водились, пусть живут теперь на них молодые, бодрые стихи наши ». (Д. Бурлюк). Авторы книги «Садок Судей» Вениамин Хлебников, Давид и Николай Бурлюки считали, что этой книгой они кладут «гранитный камень в основание новой эпохи литературы ...»
Это издание не имело исходных данных, слово «футуризм» в нем еще не упоминалось, но это была первая книга русских футуристов. И именно с выходом в свет книги «Садок Судей» образовалось ядро будущей группы «Гилея».
Слайд 6манифесты, сборники
В августе 1913 года в Каховке, в маленькой типографии Кана и
![манифесты, сборники В августе 1913 года в Каховке, в маленькой типографии Кана](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/922606/slide-5.jpg)
Бергарта, вышел первый херсонский коллективный футуристический сборник "гилейцев" - "Дохлая луна". В сборнике печатались произведения Давида и Николая Бурлюка, А. Крученых, Б. Лившица, В. Маяковского и В. Хлебникова.
Второй малохудожественный херсонский сборник футуристов "Затычка" был издан в 1913 году в Херсоне в электротипографии С. В. Поряденка. Это был сатирический сборник объемом 14 страниц.
В декабре 1913 года в Херсоне (а в 1914 году в Москве) опять же в электротипографии С. В. Поряденка был напечатан третий херсонский сборник "Молоко Кобылиц". Книга имела подзаголовок: рисунки, стихи, проза. Художественное оформление выполнили Александра Экстер и Давид Бурлюк. Авторами же стихов и прозы были В. Маяковский, И. Северянин, В. Каменский, В. Хлебников, А. Крученых, Б. Лившиц и братья Бурлюки.
Слайд 7манифесты, сборники
В сборниках футуристических рисунков и
стихов "Дохлая луна", "Затычка",
"Молоко кобылиц"
![манифесты, сборники В сборниках футуристических рисунков и стихов "Дохлая луна", "Затычка", "Молоко](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/922606/slide-6.jpg)
изложено кредо
футуристов, которые стремились к
автономии, освобождению слова, пытались
изменить традиционную систему
литературного текста, противопоставляли
свои направления итальянскому футуризму
и настойчиво утверждали самобытность
происхождения русского футуризма.
Книги футуристов выдавались быстро,
в веселой атмосфере коллективного творчества.
Свои литографированные книги "гилейцы"
называли "самописьма". Художники делали
не только иллюстрации, но и шрифты.
Издания были похожи на древние рукописи.