Содержание

Слайд 2

План занятия

Личность Гончарова: гос. служба и личные качества писателя;
Творчество Гончарова;
Краткая характеристика романов

План занятия Личность Гончарова: гос. служба и личные качества писателя; Творчество Гончарова;
«Обыкновенная история» и «Обрыв»;
Подступы к роману «Обломов».

Слайд 3

И. А. ГОНЧАРОВУ
Море и земли чужие, Облик народов земных - Все предо мной, как

И. А. ГОНЧАРОВУ Море и земли чужие, Облик народов земных - Все
живые, В чудных рассказах твоих.
1855
Отрывок из стихотворения
А. Майкова

Художник Н. А. Майков, 1860 г.

Слайд 4

Симбирск (Ульяновск)

Дом Гончарова. Современный вид

Дом, в котором родился И. А. Гончаров. Фото

Симбирск (Ульяновск) Дом Гончарова. Современный вид Дом, в котором родился И. А.
Г. Степанова. 1890 г

Слайд 5

Гончаров – цензор

“Эти передовые люди дореформенного происхождения [имеется в виду Гончаров] весьма нередко

Гончаров – цензор “Эти передовые люди дореформенного происхождения [имеется в виду Гончаров]
переходят в консервативный лагерь, хотя по существу они только консерваторы красоты внешней и духовной, художники, ищущие приюта и сочувственного понимания, как бы защиты от нахлынувших со всех сторон демократических идеалов, лишенных художественного понимания и нередко чуждых духовным стремлениям. Для демократизации красоты не наступило еще и до сих пор время, а в те годы об этом нечего было и думать”

«Позиция этического и эстетического охранения»
В. А. Котельников

Слайд 6

«Человек де-Лень»
«Как сделать, чтобы новое в своем развитии не отрицало старое с

«Человек де-Лень» «Как сделать, чтобы новое в своем развитии не отрицало старое
порога, а органически продолжало и развивало то ценное и доброе, что старое несло в себе?»

И.А. Гончаров. Портрет работы
И. Раупова. 1868 г

Слайд 7

Творчество Гончарова

Преобладание художественного изображения над прямой авторской мыслью и приговором → воссоздающий

Творчество Гончарова Преобладание художественного изображения над прямой авторской мыслью и приговором →
тип художественного мышления.
Добролюбов «Что такое обломовщина?»:
- Гончаров изображает жизнь такою, какой ее видит как художник, и не пускается в отвлеченную философию и нравоучения;
- умеет создавать полный образ предмета;
- спокойное, неторопливое повествование, стремящееся к максимально возможной объективности, к полноте непосредственного изображения жизни.

Слайд 8

«Обыкновенная история», 1847

Конфликт:
Александр Адуев VS Петр Адуев
Конфликт поколений; провинциального и столичного; идеологический

«Обыкновенная история», 1847 Конфликт: Александр Адуев VS Петр Адуев Конфликт поколений; провинциального
конфликт
В финале герои меняются местами: Петр Иванович ужасается тому, кем стал его племянник.

Слайд 9

«Обрыв», 1869

Обрыв: и место действия, и психологические драмы, и метафора эпохи
Райский –

«Обрыв», 1869 Обрыв: и место действия, и психологические драмы, и метафора эпохи
главный герой, который наблюдает за событиями. Его перевоплощение возможно благодаря артистической натуре.
Вера – центральная фигура, ее драма занимает Райского.
Марк Волохов: «Всё, что полезно человеку, то благородно», несвободен, т.к. у него обстоятельства оправдывают человека

Слайд 10

«Обломов», 1859г.

Опубликован в первых четырех номерах журнала "Отечественные записки" за 1859 год.

Ольга,

«Обломов», 1859г. Опубликован в первых четырех номерах журнала "Отечественные записки" за 1859
Обломов и Штольц.
Художник Л. Красовский

Илья Обломов и Агафья Пшеницына.
Художник Л. Красовский

Слайд 11

И. И. Обломов
А. Штольц
- энергичный, деятельный человек. По мере развития романа

И. И. Обломов А. Штольц - энергичный, деятельный человек. По мере развития
читатель убеждается, что никаких широких идеалов у героя нет.

А. Пшеницына
Простосердечная любовь, обломовщина 2.0

О. Ильинская
Ольга любит в Обломове не самого Обломова, а свое собственное отражение

антипод

Слайд 12

Оценка Обломова современниками

Н. А. Добролюбов («Что такое обломовщина?»):
увидел в "Обломове" кризис и

Оценка Обломова современниками Н. А. Добролюбов («Что такое обломовщина?»): увидел в "Обломове"
распад старой крепостнической Руси. Илья Ильич Обломов – последний в ряду "лишних людей" – Онегиных, Печориных, Бельтовых и Рудиных.
А. В. Дружинин ("Обломов"):
полагает, что характер Ильи Ильича отражает существенные стороны русской жизни, что "Обломова" изучил и узнал целый народ, по преимуществу богатый обломовщиною".

Слайд 13

И. И. Обломов – современный взгляд

Обломов не желает жить в ущерб своему

И. И. Обломов – современный взгляд Обломов не желает жить в ущерб
нравственному достоинству.
В. К. Кантор («Долгий навык к сну»):
«Обломов, быть может, в состоянии справиться с внешним врагом. Он не обманывает Ольгу, говоря ей: «Ели б надо было умереть за тебя, я бы с радостью умер». Но он не в состоянии справиться сам с собой, с обломовщиной, угнездившейся у него в душе».

Слайд 14

Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывая в

Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывая в
книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни, передразниванье... Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится, а лучшего я ничего не знал, не видал, никто не указал мне его... да, я дряблый, ветхий, изношенный кафтан, но не от климата, не от трудов, а от того, что двенадцать лет во мне был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас.
И.И. Обломов