Милий Алексеевич Балакирев

Содержание

Слайд 2

Композитор из Нижнего Новгорода
Милий Алексеевич Балакирев родился 2 января 1837 года в Нижнем

Композитор из Нижнего Новгорода Милий Алексеевич Балакирев родился 2 января 1837 года
Новгороде в обедневшей дворянской семье, проживавшей на улице Грузинской.
После рождения сына семья переехала на улицу Провиантскую (дом №5 сохранился и поныне, но музей композитора в нём до сих пор не создан). Именно здесь прошли детские и отроческие годы Милия, учившегося в нижегородской гимназии.
Необычайно сильное музыкальное дарование обнаружилось у мальчика в раннем детстве. Десяти лет от роду Милий был привезен в Москву к А.Н.Дюбюку, оценившему талант юного пианиста и настоятельно рекомендовавшему продолжение музыкальных занятий.

Слайд 3

Дом на ул.Провиантской

Дом на ул.Провиантской

Слайд 4

Первые наставники

Наставником маленького Милия был пианист Карл Эйзерих
На фото – помещик А.Д.Улыбышев,

Первые наставники Наставником маленького Милия был пианист Карл Эйзерих На фото –
меценат, первый русский музыкальный критик, автор русской монографии о Моцарте . Первые музыкальные опыты Балакирева, как пианиста , дирижёра и композитора прозвучали именно в доме Улыбышева
А.Д.Улыбышев принял большое участие в судьбе молодого Балакирева: впервые представил юного виртуоза Петербургу, познакомил его с М.И.Глинкой, перед смертью завещал значительную часть состояния и уникальную нотную библиотеку.

Слайд 5

Юность Балакирева

Никакого систематического музыкального курса композитор не проходил, почти все его музыкальные

Юность Балакирева Никакого систематического музыкального курса композитор не проходил, почти все его
знания – самообразование, собственный талант и усердие
В 1853-1855гг. являлся вольнослушателем математического факультета Казанского университета
В 1855 г. в Петербурге Улыбышев знакомит Балакирева с М.И.Глинкой, который признаёт его крупный композиторский и исполнительский талант
С 1856г. – после успешного дебюта становится столичным жителем

Слайд 6

Влияние М.И.Глинки

Родоначальник русской национальной музыки в 1855-1856гг. часто встречался с М.А.Балакиревым.
Уезжая

Влияние М.И.Глинки Родоначальник русской национальной музыки в 1855-1856гг. часто встречался с М.А.Балакиревым.
в Берлин в 1856г., Глинка подарил девятнадцатилетнему Милию свой портрет и тему испанского марша («Увертюра на тему испанского марша» окончена Балакиревым в 1857 году). Чуть раньше Глинка отдал младшему своему коллеге другие испанские музыкальные темы, использованные Милием Алексеевичем в 1890-х годах. Глинке, своему любимому композитору, Балакирев будет хранить верность всю жизнь.

Слайд 7

Влияние В.В.Стасова (музыкальный критик на картине И.Репина)

С самого начала петербургского периода

Влияние В.В.Стасова (музыкальный критик на картине И.Репина) С самого начала петербургского периода
жизни началась дружба Балакирева с Владимиром Стасовым – музыкальным критиком и писателем, который был старше Милия на 13 лет.
Отношения их сохранялись вплоть до смерти Стасова в 1906 году. Однако если поначалу это была безоблачная взаимная симпатия и дружба, в результате которой во многом формировалось мировоззрение Балакирева и его идейно-эстетическая позиция, то к 1900-м годам взгляды их совершенно разошлись.

Слайд 8

Новая русская музыкальная школа

В начале 60-х годов под руководством Балакирева складывается

Новая русская музыкальная школа В начале 60-х годов под руководством Балакирева складывается
музыкальный кружок, известный как «Новая русская музыкальная школа», «Балакиревский кружок» или «Могучая кучка». В него входят молодые композиторы Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин и совсем юные А.С.Гуссаковский, Н.А. Римский-Корсаков. Балакирев становится главной движущей силой объединения.
В течение нескольких лет Балакирев проводит своеобразный курс обучения со своими младшими коллегами. «Кучкисты» досконально изучают творческое наследие М.И.Глинки, подробно анализируют лучшие сочинения Бетховена, Шумана, а также произведения современников – Берлиоза, Листа.
Владимир Стасов в «Новой русской музыкальной школе» играет роль так называемого «генератора идей». Именно ему принадлежит большая часть программных задумок будущих произведений всех без исключения членов «Балакиревского кружка» («Садко» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Король Лир» самого Балакирева…).
Влияние Балакирева на творчество его товарищей-учеников особенно сильно выразилось в первых их работах («Ратклиф» Кюи, симфонии Римского-Корсакова и Бородина). Но и дальнейшие сочинения «кучкистов» имеют общие черты балакиревской школы.
Индивидуальные черты особенно сильных талантов Мусоргского и Римского-Корсакого позже развились в полной мере, и обладатели их пошли каждый своей дорогой.

Слайд 9

«…Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов»

«…Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей
(В.Стасов)

Кюи Ц.А. (худ.Маковский)

Римский-Корсаков Н.А. (худ.Серов)

Слайд 10

Сделать музыку профессиональных композиторов понятной народу и, в свою очередь, открыть для всех

Сделать музыку профессиональных композиторов понятной народу и, в свою очередь, открыть для
сокровищницу музыки народной… 

Бородин А.П. (худ.Репин)

Мусоргский М.П. (худ.Репин)

Слайд 11

Бесплатная музыкальная школа

В 1862 Балакирев совместно с дирижёром Г.Я.Ломакиным организует в Петербурге

Бесплатная музыкальная школа В 1862 Балакирев совместно с дирижёром Г.Я.Ломакиным организует в
«Бесплатную музыкальную школу», ставшую очагом массового музыкального образования, а также центром пропаганды русской музыки и народности в искусстве. Уже на первых порах школу посещало по воскресеньям до 200 человек.
После создания в столице А.Рубинштейном первой консерватории и «Русского музыкального общества» Балакирев и его школа подвергаются травле в печати. На 1860-е годы приходится разгар борьбы двух направлений. Балакирев продолжает самоотверженно отстаивать принципы бесплатности музыкального образования.
Бесплатная школа Балакирева терпит крайнюю нужду, и в 1874 году Балакирев её покидает. Обманутый в своих надеждах, Милий Алексеевич был близок к самоубийству. Он перестаёт писать, концертировать, порывает с членами кружка и поступает на службу в Управление Варшавской железной дороги, дополнительно зарабатывая на жизнь уроками музыки. Духовный кризис музыканта длится несколько лет.
В 1881 году он вновь становится во главе «Бесплатной Музыкальной Школы» и, на этот раз, остается верен своему детищу до последнего года жизни.
В 1883 году Балакирев по рекомендации своего друга Т.И.Филиппова занимает пост управляющего придворной певческой капеллой.

Слайд 12

Любопытный факт

В 1867 году случается метаморфоза: А. Рубинштейн надолго уезжает за

Любопытный факт В 1867 году случается метаморфоза: А. Рубинштейн надолго уезжает за
границу, и на должность главного дирижёра «Русского музыкального общества» приглашен Балакирев – его главный противник.
По личному приглашению Милия Алексеевича для дирижирования несколькими концертами «РМО» в Петербург приезжал Гектор Берлиоз (на снимке).
Балакирев недолго пробыл дирижёром «РМО», покинув его из-за интриг врагов в 1869г.

Слайд 13

Творчество М.А.Балакирева

Центральная тема творчества Балакирева – тема народа. Народные образы, картины

Творчество М.А.Балакирева Центральная тема творчества Балакирева – тема народа. Народные образы, картины
русской жизни, природы проходят через большинство его сочинений. Для Балакирева характерен также интерес к теме Востока и музыкальным культурам других стран (польской, чешской).
Основная сфера творчества Балакирева – инструментальная (симфоническая и фортепьянная) музыка. Лучшие образцы симфонических поэм Балакирева – «Русь» (по мотивам русских народных песен) и «Тамара» (по произведению М.Ю.Лермонтова).
С именем Балакирева связано рождение жанра русской эпической симфонии. К 60-м годам относится замысел 1-й симфонии (наброски появились в 1862, первая часть – в 1864, окончена симфония в 1898). В 1908 написана 2-я симфония. Первая– C-dur – грандиозна по своим размерам и широте замысла. Лишь трагические жизненные события не позволили склонному к самопожертвованию Балакиреву стать автором первой русской симфонии (первым является выходец «Новой русской школы» Балакирева – Александр Бородин).
Балакирев – один из создателей оригинального русского фортепианного стиля. Как пианист, он обладал первоклассной техникой.
Лучшим фортепианным произведением Балакирева считается восточная фантазия «Исламей» (1869), сочетающая яркую картинность, своеобразие народно-жанрового колорита с виртуозным блеском. Великий современник Балакирева Ференц Лист очень высоко оценил это произведение, его стараниями фантазию «Исламей» и имя Балакирева узнала вся Европа.

Слайд 14

Шопен – любимый композитор Балакирева

По инициативе Балакирева этот памятник Шопену на

Шопен – любимый композитор Балакирева По инициативе Балакирева этот памятник Шопену на
его родине в Желязовой Воле был установлен в 1894 году.

Слайд 15

Могила композитора

Скончался Милий Алексеевич Балакирев в 1910 году, пережив почти всех членов

Могила композитора Скончался Милий Алексеевич Балакирев в 1910 году, пережив почти всех
созданного им кружка (кроме Цезаря Кюи). Похоронен композитор на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Слайд 16

Бюст Балакирева на его родине

Хоровое сочинение «Гимн Нижнему Новгороду» – потрясающей

Бюст Балакирева на его родине Хоровое сочинение «Гимн Нижнему Новгороду» – потрясающей
силы возвышенное произведение. Город, претендующий на звание третьей столицы, официального гимна не имеет и по сей день. А гениальное творение величайшего сына земли нижегородской пребывает в безвестности.