- Главная
- Литература
- Москва в творческой судьбе М. И. Цветаевой
Содержание
- 2. Марина Ивановна Цветаева начала писать в отрочестве. Вместо того, чтобы идти в гимназию, запиралась одна на
- 3. Марина Цветаева гуляет с четырёхлетней дочкой по Москве, знакомит её с когда-то отвергнутой и вновь признанной
- 4. В стихотворении «Облака – вокруг…» М. И. Цветаева передаёт все сорок сороков (так сильно поредевших к
- 5. Дочери М. И. Цветаевой
- 6. Интересен художественный приём – завет (наказ?), идущий из народных традиций – от старого (мудрого) к молодому,
- 7. И далее: И на тебя с багряных облаков Уронит Богородица покров, – то есть Покровский собор
- 8. Поразительна энергия поэтессы. В этом стихотворении философия тесно связана с психологией любви. В третьем стихотворении цикла
- 9. Её любовь освещается золотым светом иконы Иверской богоматери. Сама божественная сила помогает окрылённому любовью поэту. Цветаева
- 10. Пятое стихотворение из цикла «Стихи о Москве» начинается с переплетения двух сюжетных линий: «над городом, отвергнутым
- 11. И только в этих церквях, соборах да монастырях можно найти (обрести) веру, доблесть, силу, преданность, верность.
- 12. Москва – колокола, Подмосковье – дождь колокольный. По Калужской дороге бредут смиренные странники, поющие аллилуйю Богу.
- 13. В этом стихотворении прослеживается и религиозная тема: И думаю: когда-нибудь и я, Устав от вас, враги,
- 14. Стихотворение «Семь холмов – как семь колоколов…» близко по смыслу со стихотворением «Красною кистью рябина зажглась…».
- 15. Только в совокупности всего этого предстаёт Москва. Недаром, наверное, Марина Ивановна Цветаева использует здесь разный ритм.
- 16. И смогла М. И. Цветаева передать Москву дочери. И передала. Недаром, находясь в ссылке в Туруханском
- 17. В письме от 8 мая 1950 года: «Но всё же ужасно, ужасно то, что я настолько
- 18. Ариадна Сергеевна Эфрон полюбила Москву, вернувшись в марте 1937 года. Но это была уже другая Москва:
- 19. И здесь Марина Ивановна Цветаева оказалась пророком. Действительно на этом месте в Трёхпрудном переулке был построен
- 20. *** И большие тюльпаны на окнах. И может быть, Вы бы даже меня не любили… Нужно
- 21. В книге «Московский звонарь» А. И. Цветаева пишет: «Я писала сестре моей Марине и Горькому о
- 22. А у Марины Ивановны Цветаевой: Семь холмов – как семь колоколов! На семи колоколах — колокольни.
- 23. И стихотворения у М. И. Цветаевой мелодичные, музыкальные, с особой интонацией. У неё своя интонация, часто
- 24. Слышатся два голоса. Марина с дочерью Алей, наблюдающие с кремлёвских высот ледоход. Марина воспитывающая, рассказывающая, любящая.
- 25. И 16-и лет, стихотворение: Будет скоро тот мир погублен, Погляди на него тайком, Пока тополь еще
- 26. И ещё тогда же: Высыхали в небе изумрудном Капли звезд и пели петухи. Это было в
- 27. Из письма М. И. Цветаевой 1935 года: «Все настоящие поэты знали себе цену, с Пушкина начиная.
- 28. Творческая манера М. И. Цветаевой, А. А. Блока, А. А. Ахматовой восходит к пушкинским традициям. Стихотворение
- 29. Всей бессонницей я тебя люблю, Всей бессонницей я тебе внемлю – О ту пору, как по
- 30. И у А. И. Цветаевой в книге «Московский звонарь» 1927–1976 годы: «О Москве рассказываю, о московских
- 31. В книге М. И. Цветаевой «Мой Пушкин» читаем: «Но есть места с вечным ветром, с каким-то
- 32. Когда распространились ложные слухи о самоубийстве Ахматовой в связи с гибелью Н. С. Гумилёва, Марина Ивановна
- 33. А. А. Ахматова – своего рода двойник М. И. Цветаевой – простирается по всей Москве. А.
- 34. В разноголосице колоколов, по мнению поэта, есть нечто судьбоносное. С одной стороны, смерть, с другой стороны,
- 35. Или вспомним стихотворение «Семь холмов – как семь колоколов» (8 июля 1916 год): В колокольный я,
- 36. С отъездом из России колокола уйдут из поэзии М. И. Цветаевой, потому что она перестанет их
- 37. Для создания образа Родины, Москвы Цветаева использует различные приёмы. Встречаются такие эпитеты, как «берёза-девственница», «огненный лес»,
- 38. В письме Петру Юркевичу (брату подруги по гимназии) 21 июля 1916 года Марина Ивановна пишет: «Никогда
- 39. В стихотворении «Кабы нас с тобой – да судьба свела…» (25 октября 1916 год) перед читателями
- 40. В стихотворении «На што мне облака и степи…» М. И. Цветаева поклоняется великим городам: Поклон тебе,
- 41. Поклониться Москве не за то ли, что претерпела, обречённая «на вечный сон» в 1917 году. «Признай,
- 43. Скачать презентацию
Слайд 2Марина Ивановна Цветаева начала писать в отрочестве. Вместо того, чтобы идти в
Марина Ивановна Цветаева начала писать в отрочестве. Вместо того, чтобы идти в
Родилась Марина Ивановна Цветаева 26 сентября старого стиля 1892 года. Об этом дне она пишет в стихотворении «Красною кистью рябина зажглась» 16 августа 1916 года, из цикла «Стихи о Москве». Это был день Иоанна Богослова. И в этом стихотворении – переплетение земного (рождение), небесного (религиозный праздник).
«Стихи о Москве» – удивительный цикл, включающий в себя 9 стихотворений. Писался с 31 марта 1916 года по 16 августа 1916 года.
«Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта – убили».
М. И. Цветаева. «Мой Пушкин».
Слайд 3Марина Цветаева гуляет с четырёхлетней дочкой по Москве, знакомит её с когда-то
Марина Цветаева гуляет с четырёхлетней дочкой по Москве, знакомит её с когда-то
В дивном граде сем, В мирном граде сем, Где и мертвой – мне Будет радостно…
М. И. Цветаева. «Облака — вокруг…» (31 марта 1916 год).
В письме Петру Юркевичу (брату подруги по гимназии) 21 июля 1916 года в Москве Цветаева пишет: «Я рада Москве, хожу с Алей в Кремль, она чудный ходок и товарищ. Смотрим на соборы, на башни, на царей в галерее Александра II, на французские пушки. Недавно Аля сказала, что непременно познакомится с царем. – «Что же ты ему скажешь?» – «Я ему сделаю вот какое лицо!» (И сдвинула брови)».
«Стихи о Москве»
Слайд 4В стихотворении «Облака – вокруг…» М. И. Цветаева передаёт все сорок сороков
В стихотворении «Облака – вокруг…» М. И. Цветаева передаёт все сорок сороков
И все сорок – чти –
Сороков церквей.
Исходи пешком – молодым шажком! –
Все привольное
Семихолмие.
Будет твой черед:
Тоже –дочери
Передашь Москву
С нежной горечью.
Мне же вольный сон, колокольный звон,
Зори ранние –
На Ваганькове.
М. И. Цветаева. «Облака – вокруг…» (31 марта 1916 год).
«Облака – вокруг…»
Слайд 5Дочери М. И. Цветаевой
Дочери М. И. Цветаевой
Слайд 6Интересен художественный приём – завет (наказ?), идущий из народных традиций – от
Интересен художественный приём – завет (наказ?), идущий из народных традиций – от
Второе стихотворение, составляющее цикл «Стихов о Москве», «Из рук моих – нерукотворный град…» – это передача высокой духовности Москвы близкому человеку О. Э. Мандельштаму:
Из рук моих – нерукотворный град
Прими, мой странный, мой прекрасный брат.
По церковке – всё сорок сороков,
И реющих над ними голубков.
И Спасские – с цветами — ворота,
Где шапка православного снята, –
то есть шапка В. Мономаха, хранящаяся в Оружейной Палате. Шапка В. Мономаха использовалась при возведении на царство всех царей русских до Петра I. Но ведь именно Пётр I воздвиг и новую северную столицу. И Кремль завещает поэтесса своему «странному прекрасному брату».
Цикл «Стихи о Москве»
Слайд 7И далее:
И на тебя с багряных облаков
Уронит Богородица покров, –
то есть Покровский
И далее:
И на тебя с багряных облаков
Уронит Богородица покров, –
то есть Покровский
И встанешь ты, исполнен дивных сил...
Ты не раскаешься, что ты меня любил.
Автор использует четырёхстопный ямб, облегчённый пиррихием. Стопы пиррихия делают ритм более плавным, облегчают ритмическое движение стихотворения в целом. Используя ямб, Цветаева выделяет ритмическое движение стихов.
Цикл «Стихи о Москве»
Слайд 8Поразительна энергия поэтессы. В этом стихотворении философия тесно связана с психологией любви.
В
Поразительна энергия поэтессы. В этом стихотворении философия тесно связана с психологией любви.
В
Греми, громкое сердце! Жарко целуй, любовь! Ох, этот рёв зверский! Дерзкая – ох – кровь!
Мой рот разгарчив, Даром, что свят – вид. Как золотой ларчик Иверская горит.
Цикл «Стихи о Москве»
Слайд 9Её любовь освещается золотым светом иконы Иверской богоматери. Сама божественная сила помогает
Её любовь освещается золотым светом иконы Иверской богоматери. Сама божественная сила помогает
В середине стихотворения уже наметилось противопоставление:
Ничто меня уже не вгонит в краску,
Святая у меня сегодня Пасха.
Пасха означает, что жизнь поэта и после смерти продолжается. Прослеживается связь с 6 стихотворением из цикла «Стихи к Блоку»:
– Мёртвый лежит певец
И воскресенье празднует.
Такова судьба настоящих поэтов. Цветаева, как и Блок, может оправдать свою жизнь творчеством.
Цикл «Стихи о Москве»
Слайд 10Пятое стихотворение из цикла «Стихи о Москве» начинается с переплетения двух сюжетных
Пятое стихотворение из цикла «Стихи о Москве» начинается с переплетения двух сюжетных
Царю Петру и Вам, о царь, хвала!
Но выше вас, цари: колокола.
Пока они гремят из синевы –
Неоспоримо первенство Москвы.
– И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!
М. И. Цветаева. «Над городом, отвергнутым Петром…» (28 мая 1916 год).
Цикл «Стихи о Москве»
Слайд 11И только в этих церквях, соборах да монастырях можно найти (обрести) веру,
И только в этих церквях, соборах да монастырях можно найти (обрести) веру,
Москву колокольную 10-х годов вспоминает А. И. Цветаева: «Снова мы шли под руку по знакомым переулочкам и улицам, теперь отзывавшимся на тоску, обретшую имя.
Вот любимые тех дней четверостишья из стихов Марины о том вечере:
Снова поют за стенами Жалобы колоколов… Несколько улиц меж нами, Несколько слов! Город во мгле засыпает, Серп серебристый возник, Звёздами снег осыпает Твой воротник… Смолкли без сил за стенами Жалобы колоколов. Несколько улиц меж нами, Несколько слов! Месяц склоняется чистый В души поэтов и книг. Сыплется снег на пушистый Твой воротник».
А. И. Цветаева. Воспоминания. – М.: «Сов. пис.», 1971.
Воспоминания А. И. Цветаевой
Слайд 12Москва – колокола, Подмосковье – дождь колокольный. По Калужской дороге бредут смиренные
Москва – колокола, Подмосковье – дождь колокольный. По Калужской дороге бредут смиренные
Над синевою подмосковных рощ Накрапывает колокольный дождь.
М. И. Цветаева. «Над синевою подмосковных рощ…» (Троицын день 1916 год).
«Над синевою подмосковных рощ…»
Слайд 13В этом стихотворении прослеживается и религиозная тема:
И думаю: когда-нибудь и я,
Устав от
В этом стихотворении прослеживается и религиозная тема:
И думаю: когда-нибудь и я,
Устав от
Надену крест серебряный на грудь, Перекрещусь, и тихо тронусь в путь По старой по дороге по калужской.
М. И. Цветаева. «Над синевою подмосковных рощ…» (Троицын день 1916 год).
«Над синевою подмосковных рощ…»
Слайд 14Стихотворение «Семь холмов – как семь колоколов…» близко по смыслу со стихотворением
Стихотворение «Семь холмов – как семь колоколов…» близко по смыслу со стихотворением
И любила же, любила же я первый звон…;
– биографические сведения:
В колокольный я, во червонный день
Иоанна родилась Богослова.
Дом – пряник, а вокруг плетень
И церковки златоголовые;
– область религии:
Всех счетом – сорок сороков.
Колокольное семихолмие!
«Семь холмов – как семь колоколов…»
Слайд 15Только в совокупности всего этого предстаёт Москва. Недаром, наверное, Марина Ивановна Цветаева
Только в совокупности всего этого предстаёт Москва. Недаром, наверное, Марина Ивановна Цветаева
В заключительной строфе стихотворения «Москва! Какой огромный странноприимный дом!» аллилуйя (призыв славить бога) льётся на московскую землю:
И льётся аллилуйя
На смуглые поля.
– Я в грудь тебя целую,
Московская земля!
«Москва! — Какой огромный…»
(8 июля 1916 год. Казанская)
Слайд 16И смогла М. И. Цветаева передать Москву дочери. И передала. Недаром, находясь
И смогла М. И. Цветаева передать Москву дочери. И передала. Недаром, находясь
«Нева Письма А. С. Эфрон» № 4, 1989 год. С. 142.
А. С. Эфрон о Москве
Слайд 17В письме от 8 мая 1950 года: «Но всё же ужасно, ужасно
В письме от 8 мая 1950 года: «Но всё же ужасно, ужасно
«Нева Письма А. С. Эфрон» № 5, 1989 год. С. 142.
А. С. Эфрон о Москве
Слайд 18Ариадна Сергеевна Эфрон полюбила Москву, вернувшись в марте 1937 года. Но это
Ариадна Сергеевна Эфрон полюбила Москву, вернувшись в марте 1937 года. Но это
Ещё в 1911-1912 годы Марина Цветаева создаёт стихотворение «Домики старой Москвы», где негодует по поводу исчезновения старинных русских домов с расписными стенами и потолками, с крепкими вековыми воротами, с зеркалами до потолка, с парчовыми портьерами и позолотой. Дома, насквозь пропитанные русским духом, исчезают. А что же взамен?
Вас заменили уроды, –
Грузные в шесть этажей.
«Домики старой Москвы»
Слайд 19И здесь Марина Ивановна Цветаева оказалась пророком. Действительно на этом месте в
И здесь Марина Ивановна Цветаева оказалась пророком. Действительно на этом месте в
Цветаевская лирическая героиня очень искренняя и в то же время сильная:
… Я бы хотела жить с Вами В маленьком городе, Где вечные сумерки И вечные колокола. И в маленькой деревенской гостинице – Тонкий звон Старинных часов – как капельки времени.
«Домики старой Москвы»
Слайд 20***
И большие тюльпаны на окнах.
И может быть, Вы бы даже меня не любили…
Нужно заметить, что Марина Цветаева
***
И большие тюльпаны на окнах.
И может быть, Вы бы даже меня не любили…
Нужно заметить, что Марина Цветаева
Религиозные традиции и традиции устного народного творчества наиболее тесно переплетаются у М. И. Цветаевой в творчестве московского периода. Это для неё родное, своё. Недаром сестра её – Анастасия Ивановна Цветаева, познакомившись с гением в области музыки Константином Константиновичем Сараджевым – знаменитым московским звонарём, умевшем играть на всех музыкальных инструментах, но признавшего только колокола, спешит известить Марину Ивановну.
«…Я бы хотела жить с Вами в маленьком городе…»
Слайд 21В книге «Московский звонарь» А. И. Цветаева пишет: «Я писала сестре моей
В книге «Московский звонарь» А. И. Цветаева пишет: «Я писала сестре моей
Московские встречи
Слайд 22А у Марины Ивановны Цветаевой:
Семь холмов – как семь колоколов!
На семи колоколах
А у Марины Ивановны Цветаевой:
Семь холмов – как семь колоколов!
На семи колоколах
В колокольный я, во червонный день Иоанна родилась Богослова. Дом – пряник, а вокруг плетень И церковки златоголовые.
***
И любила же, любила же я первый звон, Как монашки потекут к обедне, Вой в печке, и жаркий сон, И знахарку с двора соседнего.
«Семь холмов – как семь колоколов!»
Слайд 23И стихотворения у М. И. Цветаевой мелодичные, музыкальные, с особой интонацией. У
И стихотворения у М. И. Цветаевой мелодичные, музыкальные, с особой интонацией. У
– Мама, куда – лед идет? – Вперед, лебеденок. Мимо дворцов, церквей, ворот –
Вперед, лебеденок!
Синий Взор – озабочен. – Ты меня любишь, Марина? – Очень. – Навсегда? – Да.
«Четвёртый год» (24 марта 1916 год)
Слайд 24Слышатся два голоса. Марина с дочерью Алей, наблюдающие с кремлёвских высот ледоход.
Слышатся два голоса. Марина с дочерью Алей, наблюдающие с кремлёвских высот ледоход.
М. И. Цветаева желала передать дочери Москву, увиденную и понятую ею в детстве. Детство в Трёхпрудном переулке: занятия с мамой музыкой, чтение, одновременно на нескольких языках. Из книги М. И. Цветаевой «Мой Пушкин»:
– Трёх… т. е. как Трёхпрудный? – Переулочек такой в Москве, там у нас дом был.
– Номер? – Седьмой. – А мой – восьмой. – С тополем?
– С тополем. Наш дом цветаевский. – А наш гончаровский. – Бок о бок. А вы знаете, что ваш дом прежде был наш, давно когда-то, всё владение. Ваш двор я отлично знаю по рассказам бабушки. Женихи приезжали, а она не хотела, качалась на качелях… – На нашем дворе. – На вашем дворе. – В этом доме я росла. – В доме рядом – я росла».
Детство в Трёхпрудном переулке
Слайд 25И 16-и лет, стихотворение:
Будет скоро тот мир погублен,
Погляди на него тайком,
Пока тополь
И 16-и лет, стихотворение:
Будет скоро тот мир погублен,
Погляди на него тайком,
Пока тополь
Этот тополь! Под ним ютятся Наши детские вечера. Этот тополь среди акаций Цвета пепла и серебра.
Мария Белкина в книге «Скрещение судеб» вспоминает, что Цветаева, вернувшаяся из эмиграции» и впервые пришедшая к ним, была поражена деревом, растущим у дома. «Она гладила его корявый ствол и говорила о своём тополе или о своих тополях, что стояли у дома её отца в Трёхпрудном, где она выросла; и читала стихи…»
«Ты, чьи сны еще непробудны…»
Слайд 26И ещё тогда же:
Высыхали в небе изумрудном
Капли звезд и пели петухи.
Это было
И ещё тогда же:
Высыхали в небе изумрудном
Капли звезд и пели петухи.
Это было
«Кстати, я, пишущая эти строки и рождённая в 1892-м году, ещё застала сына Пушкина, почётного опекуна, бывавшего в доме у моего отца – Трёхпрудный переулок, д. № 8, соседнем дому Гончаровых».
Сердце России – Москва – родина Александра Сергеевича Пушкина, Марины Ивановны Цветаевой, Бориса Леонидовича Пастернака, Валерия Яковлевича Брюсова, – поэтов с неисчерпаемой энергией творческого дара и дара пророков. Так, с самого детства (дом № 7, дом № 8) в Маринину жизнь входит Пушкин.
М. И. Цветаева. «Мой Пушкин». – М.: Сов. пис., 1981. С.117.
Трёхпрудный переулок, д. № 8
Слайд 27Из письма М. И. Цветаевой 1935 года: «Все настоящие поэты знали себе
Из письма М. И. Цветаевой 1935 года: «Все настоящие поэты знали себе
А. И. Цветаева. «Моя Сибирь». – М.: Сов. пис., 1988. С. 251.
Настоящие поэты
Слайд 28Творческая манера М. И. Цветаевой, А. А. Блока, А. А. Ахматовой восходит
Творческая манера М. И. Цветаевой, А. А. Блока, А. А. Ахматовой восходит
У меня в Москве – купола горят! У меня в Москве – колокола звонят! И гробницы в ряд у меня стоят, – В них царицы спят, и цари.
И не знаешь ты, что зарей в Кремле Легче дышится – чем на всей земле! И не знаешь ты, что зарей в Кремле Я молюсь тебе – до зари!
Цветаева обращается к Блоку в его город на Неве:
И проходишь ты над своей Невой
О ту пору, как над рекой-Москвой
Я стою с опущенной головой,
И слипаются фонари.
«У меня в Москве - купола горят…»
Слайд 29Всей бессонницей я тебя люблю,
Всей бессонницей я тебе внемлю –
О ту пору,
Всей бессонницей я тебя люблю,
Всей бессонницей я тебе внемлю –
О ту пору,
Просыпаются звонари…
Но Блок недосягаем:
Но моя река – да с твоей рекой,
Но моя рука – да с твоей рукой
Не сойдутся, Радость моя, доколь
Не догонит заря – зари.
7 мая 1916 год.
«У меня в Москве — купола горят…» (7 мая 1916 год)
Слайд 30И у А. И. Цветаевой в книге «Московский звонарь» 1927–1976 годы: «О
И у А. И. Цветаевой в книге «Московский звонарь» 1927–1976 годы: «О
***
…Всё как было! Вечер субботний, народ толпится у колокольни св. Марона за Москвой-рекой. Первые удары благовеста – тёмным, тяжёлым звуком. Словно падает с колокольни свинец огромными горячими каплями. Голос того самого колокольного сплава, о котором спрашивал Горький».
А. И. Цветаева. «Моя Сибирь». – М.: Сов. пис., 1988. С.33.
Видела А. А. Блока М. И. Цветаева дважды в 1920 году. Необыкновенное впечатление пронесла Цветаева через всю жизнь. Лично с ним она не была знакома, и говорила, что если бы произошла их встреча, то он бы не умер. В 1921 году поэтесса пишет: «Смерть Блока я чувствую как вознесение. Ещё ничего не понимаю и долго не буду понимать. Думаю: смерти никто не понимает. Человеческую боль свою глотаю. Для него она кончена, не будем и мы думать о ней (отождествлять с ней). Не хочу его в гробу, хочу его в зорях»
Встречи с А. А. Блоком
Слайд 31В книге М. И. Цветаевой «Мой Пушкин» читаем: «Но есть места с
В книге М. И. Цветаевой «Мой Пушкин» читаем: «Но есть места с
Есть молодые ветра, есть – молодеющие с каждым мигом – всего, что по пути! (Младенческие ветра, московские!)
М. И. Цветаева. «Мой Пушкин». – М.: Сов. пис., 1981. С.109.
Московские встречи
Слайд 32Когда распространились ложные слухи о самоубийстве Ахматовой в связи с гибелью Н.
Когда распространились ложные слухи о самоубийстве Ахматовой в связи с гибелью Н.
Соревнования короста
В нас не осилила родства.
И поделили мы так просто:
Твой – Петербург, моя – Москва.
М. И. Цветаева в стихотворении-признании «Соревнования короста…» изливает свою горечь по поводу утраты «Музы Царского Села»:
Дойдет ли в пустоте эфира Моя лирическая лесть? И безутешна я, что женской лиры Одной, одной мне тягу несть.
В стихотворении «Охватила голову и стою…» из цикла «Ахматовой»:
Что и над червонным моим Кремлем Свою ночь простёрла, Что певучей негою, как ремнём, Мне стянула горло.
Ещё один кумир М. И. Цветаевой – «Царскосельская Муза» Ахматова.
Слайд 33А. А. Ахматова – своего рода двойник М. И. Цветаевой – простирается
А. А. Ахматова – своего рода двойник М. И. Цветаевой – простирается
Марина Ивановна стремится передарить Москву. Москва для Цветаевой – самый дорогой город, символом которого являются колокола. Колокол поэт отождествляет со своим сердцем. Великолепна цветаевская метафора в стихотворении «Руки даны мне протягивать каждому обе…» из цикла «Ахматовой»:
А этот колокол там, что кремлевских тяжеле, Безостановочно ходит и ходит в груди, – Это – кто знает? – не знаю, – быть может, –
должно быть – Мне загоститься не дать на российской земле!
«Руки даны мне протягивать каждому обе…» (2 июля 1916 год)
Слайд 34В разноголосице колоколов, по мнению поэта, есть нечто судьбоносное. С одной стороны,
В разноголосице колоколов, по мнению поэта, есть нечто судьбоносное. С одной стороны,
Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов.
Это было одно из любимых стихотворений М. И. Цветаевой. По этому поводу она писала: «Вот одно из моих самых любимых, самых моих стихов. Кстати, ведь могла: славили, могла: вторили – нет – спорили! Оспаривали мою душу, которую получили все и никто (все боги и ни одна церковь!)».
Я. Платек. «Верьте музыке». – М., 1989 (гл. Непобедимые ритмы: М. Цветаева).
«Красною кистью…» (1916 год)
Слайд 35Или вспомним стихотворение «Семь холмов – как семь колоколов» (8 июля 1916
Или вспомним стихотворение «Семь холмов – как семь колоколов» (8 июля 1916
В колокольный я, во червонный день Иоанна родилась Богослова. Дом – пряник, а вокруг плетень И церковки златоголовые.
Звуковое сопровождение остаётся тем же – колокольный звон.
Рождение дочери Ариадны Эфрон происходит под колокольный звон. Цветаева записала: «Аля – Ариадна Эфрон родилась 5 сентября 1912 года в половине шестого утра, под звон колоколов.
Девочка! – Царица бала, Или схимница, – Бог весть! – Сколько времени? – Светало. Кто-то мне ответил: – Шесть.
Чтобы тихая в печали, Чтобы нежная росла, – Девочку мою встречали Ранние колокола».
«Семь холмов – как семь колоколов» (8 июля 1916 год)
Слайд 36С отъездом из России колокола уйдут из поэзии М. И. Цветаевой, потому
С отъездом из России колокола уйдут из поэзии М. И. Цветаевой, потому
В цикле стихотворений «Але»:
И бродим с тобой по церквам Великим — и малым, приходским. И бродим с тобой по домам Убогим – и знатным, господским.
Когда-то сказала:
– Купи! – Сверкнув на кремлевские башни. Кремль – твой от рождения. – Спи, Мой первенец светлый и страшный.
В стихотворении «И как под землёю трава» (24 августа 1918 год) вновь завещание дочери:
Сивилла! – Зачем моему Ребёнку – такая судьбина? Ведь русская доля – ему… И век ей: Россия, рябина…
«И как под землёю трава» (24 августа 1918 год)
Слайд 37Для создания образа Родины, Москвы Цветаева использует различные приёмы. Встречаются такие эпитеты,
Для создания образа Родины, Москвы Цветаева использует различные приёмы. Встречаются такие эпитеты,
Образ Родины
Слайд 38В письме Петру Юркевичу (брату подруги по гимназии) 21 июля 1916 года
В письме Петру Юркевичу (брату подруги по гимназии) 21 июля 1916 года
Любовь к Родине
Слайд 39В стихотворении «Кабы нас с тобой – да судьба свела…» (25 октября
В стихотворении «Кабы нас с тобой – да судьба свела…» (25 октября
Кабы нас с тобой да судьба свела, Поработали бы царские на нас колокола! Поднялся бы звон по Москве-реке О прекрасной самозванке и ее дружке.
В поэзии М. И. Цветаевой перекликаются стихотворения «На што мне облака и степи…» (3 мая 1921 год), «В сиром воздухе загробном» (1922 год) и стихотворения из цикла «Лебединый стан» (1917-1921 годы), например, «Над церковкой – голубые облака…» (2 марта 1917 год), «Кровных коней запрягайте в дровни!» (9 марта 1917 год), «Москва» (1917 год).
«Кабы нас с тобой – да судьба свела…» (25 октября 1916 год)
Слайд 40В стихотворении «На што мне облака и степи…» М. И. Цветаева поклоняется
В стихотворении «На што мне облака и степи…» М. И. Цветаева поклоняется
Поклон тебе, град Божий, Киев! Поклон, престольная Москва!
Обращения «престольная Москва», «град божий Киев» выражают отношение поэта к жителям этих городов. Киев – «град божий». Этот эпитет очень точен, так как в Киеве произошло крещение Руси. «Престольная Москва», потому что до Петра I Москва оставалась столицей, в ней располагался царский престол. Этим высоким городам поклоняется поэт.
В стихотворении «В сиром воздухе загробном» (1922 год) читаем:
В сиром мороке – две дали…
(Поклонись Москве!)
«На што мне облака и степи…» (3 мая 1921 год)
Слайд 41Поклониться Москве не за то ли, что претерпела, обречённая «на вечный сон»
Поклониться Москве не за то ли, что претерпела, обречённая «на вечный сон»
В стихотворении «Над церковкой – голубые облака…» (2 марта 1917 год):
Нету лиц у них и нет имен, – Песен нету! Заблудился ты, кремлевский звон, В этом ветреном лесу знамен. Помолись, Москва, ложись, Москва, на вечный сон!
«Над церковкой – голубые облака…»