Слайд 2История создания. Содержание.
1835г. – время написания пьесы.
Основа сюжета – анекдот из жизни
Пушкина: в провинциальном городе поэта приняли за приехавшего из Петербурга для ревизии чиновника.
Слайд 3Особенности формы пьесы.
Метод – реализм.
Род – драма.
Жанр – общественная комедия:
каждый из персонажей - символ обобщения определённых человеческих качеств.
Новаторские черты:
общественный конфликт – двигатель сюжета,
любовный конфликт пародийный и второстепенный,
отсутствует экспозиция,
нет положительного героя,
нарушен принцип «четвёртой стены»: обращение к зрителям,
введение пантомимы: немая сцена,
использование разных типов комического: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск,
«опоясывающие сцены,
двойная развязка.
Слайд 4Особенности формы пьесы.
Конфликт – социально-общественный:
противоречие между делами городских чиновников и представлениями об
общественном благе, интересами жителей города.
Композиция.
Завязка. Сообщение о приезде ревизора.
Кульминация. Признание студента за ревизора.
Двойная развязка. 1. Чтение письма Хлестакова к
Тряпичкину. 2. Сообщение о настоящем ревизоре.
Слайд 5Система образов.
Провинциальный
город
Гражданство
Купечество
Чиновники
Городничий
Помещики
Студент
Хлестаков
Ревизор
Слайд 6Чиновники
Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский взяточник и хапуга.
Судья Ляпкин-Тяпкин не заглядывает в судебные
дела.
Попечитель богоугодных заведений Земляника – доносчик и плут.
Смотритель училищ Хлопов не понимает в педагогическом деле.
Полицейские: Свистунов ворует серебряные ложки и не по чину берёт взятки, Держиморда даёт волю кулакам.
«Ну, здесь все свои». (Городничий.)
Слайд 8Комические ситуации
в произведениях русской классики.
Сцены уроков с Митрофаном в комедии Д.И.Фонвизина
«Недоросль».
Падение Молчалина с лошади и отношение к этому факту героев пьесы А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Представления чиновников о Хлестакове как ревизоре в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
Сцена общения Манилова и Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
Описание порядков и законов города Глупова в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-
Щедрина.
Хамелеонство Очумелова в рассказе
А.П.Чехова «Хамелеон».
Непонимание друг друга героями пьесы
А.П.Чехова «Вишнёвый сад».
Слайд 9Презентация
Проблематика комедии
Н. В. Гоголя «Ревизор»
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
г. Павлодар
Слайд 11Проблематика комедии
Н. В. Гоголя «Ревизор»
Слайд 12Н. Гоголь долго шел к «Ревизору», он искал сюжет, где мог бы
объединить личную и общественную жизнь людей. Помимо этого, он хотел бы, чтобы его комедия была «смешнее черта».
Слайд 13Комедия становится современной, изображающей русскую жизнь, читатель видит социальную проблематику (конфликт между
чиновничеством и жителями города).
Слайд 14Николай Васильевич Гоголь определяет проблему общества, которая проходит сквозь века до наших
дней.
Проблема людей заключается в том, что они ищут материальную выгоду во всём, пытаются нажиться на обычных людях, не думая о последствиях.
Можно грешить, главное потом сходить в Церковь, тогда все грехи отпустят.
Слайд 16 Истинные человеческие ценности заменяются деньгами, которые ставятся на первый план, поэтому
люди совершают преступления.
Слайд 17В комедии показаны две ветви проблемы: внешняя (между высокопоставленными чинами и проверяющими
их) и внутренняя (между государством и народом).
Слайд 18Эта комедия показывает, что нельзя ставить деньги на первый план и всегда
надо думать о последствиях, потому что всё тайное, рано или поздно, становится явно.
Слайд 19Н. Гоголь ставит перед собой одну задачу — перенести на сцену комизм
повседневной жизни.
Комизм интриги состоит еще и в том, что умные и хитрые чиновники делают промашку, их вводит в заблуждение глупый, простой, пустой Хлестаков, который в итоге берет над всеми верх.
Слайд 21 Образ Хлестакова был очередным открытием Н. Гоголя. Точность гоголевского комизма заключена
в способе выстраивания сюжета.
Слайд 22Чиновники слишком извращены в своих взглядах на мир,
а Хлестаков слишком
глуп,
он может выдать
себя лишь за того,
кем его хотят видеть.
Слайд 23Н. Гоголь нарисовал образ человека, который ничего не представляет собой как личность,
течет, как вода из сосуда в сосуд, подстраиваясь под окружающую среду.
Слайд 24Проблематика произведения освещает большое количество человеческих пороков, которые встречают и в современном
обществе.
Слайд 25Комедия направлена на высмеивание конкретных пороков людей, имеющих высокое положение на службе.
Слайд 26В комедии поднимаются такие проблемы, как:
беззаконие и произвол;
взяточничество;
ханжество и лицемерие;
отсутствие положительного героя.
Слайд 27Проблема комедии - безынициативная и холопская Россия. Автор особенно подчёркивал повсеместность того,
что показано в произведении.
Слайд 28Н. Гоголя совершенно не устраивало поведение людей, которые изображены в комедии. Однако
больше всего его задевает отношение обычных граждан к подобному.
Слайд 29 Обычных граждан устраивало такое поведение, более того, они сами активно принимали
участие в нём.
Слайд 30Проблема пьесы - взятки. Гоголь осветил проблему коррупции в Российской империи.
Слайд 31Чиновники думали только о своём благосостоянии, а не о будущем страны. Чиновничество
изображено не просто глупым, а чудовищно ограниченным.
Слайд 33Все герои комедии изображены в виде полных людей: таким образом автор пытался
передать образ всех коррупционеров, которые уже чуть ли не лопаются от взяток, но всё равно продолжают их брать.
Слайд 34Проблемой произведения является ложь. Когда один что-то придумал и сам начинает в
это верить, то он старается убедить в этом и других людей.
Слайд 35 Среди чиновников принято лицемерие. Однако, когда их всех по отдельности начинают
о чём-то спрашивать, то они всеми силами пытаются выгородить себя и обвинить в содеянном кого-нибудь другого.
Слайд 36Автор высмеивает провинциальных чиновников, которыми движет жажда наживы, желание удержать власть и
страх перед более могущественными чиновниками.
Слайд 37В комедии ложь также изображена в более глобальном масштабе.
Когда чиновники приняли
легкомысленного Хлестакова за ревизора, то они сами себя убедили в том, что все градоначальники и проверяющие настолько же легкомысленны, как и они сами.
Слайд 39 Хлестаков легко входит в роль ревизора и легко начинает ее играть.
Он никого не хочет ввести в заблуждение, напротив, сам больше боится происходящего.
Его вранье нельзя назвать сознательным обманом — скорее, фантазией, он строит себе на словах жизнь лучше, чем та, которую он проживает, а его мечты — это протест против его незавидного положения в Петербурге.
Слайд 41Хлестаков — продукт общества, где ничего не значит личность, но много значит
чин.
Его мечты довольно примитивные, но они являются собирательным образом молодого чиновника.
Слайд 43Когда нарушения исходят от тех людей, которые должны следить за исполнением законов,
общество начинает деградировать, разрушение нравственных ценностей происходит на всех уровнях.
Слайд 44Корыстолюбие и самоуправство – извечные проблемы чиновников, поэтому «Ревизор» во все времена
остается актуальной и злободневной пьесой.
Слайд 45Н. Гоголь затрагивает не только проблемы отдельного сословия. Он находит пороки в
каждом жителе города.
Слайд 46В знатных женщинах видится алчность, лицемерие, лживость, пошлость и склонность к предательству.
Слайд 47Жители города не гнушаются ни взяточничеством, ни казнокрадством, они обманывают простых обывателей,
обирают их.
Слайд 48Люди как будто утратили свою личность и стали набором социальных ролей.
Имеют значение
только статус, чин, почести, богатство, умение приспосабливаться и заискивать.
Слайд 49В простых горожанах Н. Гоголь находит рабскую зависимость от господ, плебейскую ограниченность,
готовность пресмыкаться и лебезить ради сиюминутной выгоды.
Слайд 50Можно в героях разглядеть все стороны медали: там, где царит тирания, есть
и не менее стыдное рабство.
Люди смиряются с таким отношением к себе, их устраивает такая жизнь.
Слайд 51В смирении несправедливая власть черпает силу.
Слайд 52Государственная служба и общественный долг стоят на последнем месте, поэтому всюду процветает
казнокрадство, взяточничество и желание обогащения.
Слайд 53В 1836 году Н. Гоголь сказал:
«Ради Бога, дайте нам русских характеров,
нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков! На сцену их, на смех всем!».
«Ревизор» был первым шагом к достижению этой цели.