- Главная
- Литература
- ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства)
Содержание
- 2. Рисунок Алисы Порет и Даниила Хармса. Предположительно, 1933 год ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) — группа писателей
- 3. Создатели ОБЭРИУ Леонид Липавский, Яков Друскин и Александр Введенский
- 4. Восемь обэриутов Александр Введенский, Даниил Хармс, Николай Заболоцкий, Игорь Бахтерев, Дойвбер Левин, Николай Олейников, Константин Вагинов
- 5. Вечер «Три левых часа». 1928 год Первое публичное выступление обэриутов — «Три левых часа» — состояло
- 6. Четыре главные идеи обэриутов Мир непоправимо хаотичен во всех его ипостасях: начиная с личных отношений между
- 7. Манифест ОБЭРИУ Кто мы? И почему мы? Мы, обэриуты, — честные работники своего искусства. Мы —
- 8. Девять обэриутских лозунгов Мы вам не пироги! Обэриуты — новый отряд революционного искусства! Придя в наш
- 9. ! В 1928 году любил прогуливаться по Невскому проспекту в пилотке с «ослиными ушами» и «с
- 10. 20 ноября / 3 дек[абря]. 1928. СПб: Телефон перенесли из прежней половины в комнату Даниила. Я
- 11. Язык «переживает» свою свободу, как расшалившийся ребёнок, - начинает немедленно творить «миры», полные нелепостей и несообразностей.
- 12. «Цисфинитум» – название трактата 1930 года и обозначение соответствующей художественной стратегии. Поэт приходит к выводу, что
- 13. …мы автоматически оказываемся за пределами и мышления, и создаваемого им мира — мы становимся чистым видением
- 14. «Задача искусства, согласно цисфинитной логике, - заново «пересаживать» автономизировавшиеся проявления жизни на онтологическую «почву», усилиями творческого
- 17. Мы вам не пироги! Николай Заболоцкий (1903–1958) В 1926 году сообщил: «Мы тут живем умно и
- 18. Мы не паразиты литературы и живописи! Первый сборник стихотворений Н.Заболоцкого, 1929 г. В заявлении о приеме
- 19. Фигуры сна Под одеялом, укрощая бег, фигуру сна находит человек. Не месяц — длинное бельмо прельщает
- 20. «Читайте, деревья, стихи Гезиода…», 1946 Берёзы, вы школьницы! Полно калякать, Довольно скакать, задирая подолы! Вы слышите,
- 21. Н.Заболоцкий, 1958 г. Семья Заболоцких, слева направо: Николай Алексеевич, Наталья Николаевна, Екатерина Васильевна (в девичестве Клыкова)
- 22. Литература 1. Богомолова О. Современная драматургия. – №1. – 2001. 2. Васильев И.Е. Обэриуты. Теоретическая платформа
- 24. Скачать презентацию
Слайд 2Рисунок Алисы Порет и Даниила Хармса. Предположительно, 1933 год
ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) — группа
Рисунок Алисы Порет и Даниила Хармса. Предположительно, 1933 год
ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) — группа
Слайд 3Создатели ОБЭРИУ
Леонид Липавский, Яков Друскин и Александр Введенский
Создатели ОБЭРИУ
Леонид Липавский, Яков Друскин и Александр Введенский
Слайд 4Восемь обэриутов
Александр Введенский, Даниил Хармс, Николай Заболоцкий, Игорь Бахтерев, Дойвбер Левин, Николай
Восемь обэриутов Александр Введенский, Даниил Хармс, Николай Заболоцкий, Игорь Бахтерев, Дойвбер Левин, Николай
Слайд 5Вечер «Три левых часа». 1928 год
Первое публичное выступление обэриутов — «Три левых часа» — состояло
Вечер «Три левых часа». 1928 год
Первое публичное выступление обэриутов — «Три левых часа» — состояло
час первый — выступление поэтов А. Введенского, Д. Хармса, Н. Заболоцкого, К. Вагинова, И. Бахтерева;
час второй — показ спектакля по пьесе Д. Хармса «Елизавета Бам» (композиция Д. Хармса, И. Бахтерева и Б. Левина, декорации и костюмы И. Бахтерева, роли исполняли Грин (А. Я. Гольдфарб), Павел Маневич, Юрий Варшавский, Е. Вигилянский, Бабаева и Этингер);
час третий — показ монтажного кинофильма «Мясорубка», созданного Александром Разумовским и Климентием Минцем.
Слайд 6Четыре главные идеи обэриутов
Мир непоправимо хаотичен во всех его ипостасях: начиная с
Четыре главные идеи обэриутов
Мир непоправимо хаотичен во всех его ипостасях: начиная с
Мир фрагментирован. Все связи ослаблены, и мир распадается на социальные, психологические, онтологические фрагменты, изолированные друг от друга и в этой изолированности демонстрирующие все тот же хаос бытия.
Язык в такой картине мира выступает как парадоксальная форма выживания. Притом что он не может выразить реальность хаоса, говорение языком и на языке — это способ выжить в этом хаосе.
Распад всех связей распространяется и на искусство. Прорыв к «реальности», не заслоненной ничем искусственным, трактуется как превращение литературного текста в «реальную вещь».
Слайд 7Манифест ОБЭРИУ
Кто мы? И почему мы? Мы, обэриуты, — честные работники своего искусства. Мы — поэты нового
Манифест ОБЭРИУ
Кто мы? И почему мы? Мы, обэриуты, — честные работники своего искусства. Мы — поэты нового
Мы расширяем смысл предмета, слова и действия. Эта работа идет по разным направлениям, у каждого из нас есть свое творческое лицо, и это обстоятельство кое-кого часто сбивает с толку. Говорят о случайном соединении различных людей. Видимо, полагают, что литературная школа — это нечто вроде монастыря, где монахи на одно лицо. Наше объединение свободное и добровольное, оно соединяет мастеров, а не подмастерьев — художников, а не маляров. Каждый знает самого себя, и каждый знает — чем он связан с остальными.
Люди конкретного мира, предмета и слова, — в этом направлении мы видим свое общественное значение. Ощущать мир рабочим движением руки, очищать предмет от мусора стародавних истлевших культур, — разве это не реальная потребность нашего времени? Поэтому и объединение наше носит название ОБЭРИУ — Объединение реального искусства.
Слайд 8Девять обэриутских лозунгов
Мы вам не пироги!
Обэриуты — новый отряд революционного искусства!
Придя
Девять обэриутских лозунгов
Мы вам не пироги!
Обэриуты — новый отряд революционного искусства!
Придя
Поэзия — это не манная каша!
Кино — это десятая муза, а не паразит литературы и живописи!
Мы не паразиты литературы и живописи!
Мы обэриуты, а не писатели-сезонники!
Не поставщики сезонной литературы!
2 × 2 = 5!
Слайд 9! В 1928 году любил прогуливаться по Невскому проспекту в пилотке с
! В 1928 году любил прогуливаться по Невскому проспекту в пилотке с
! Интересовался оккультизмом, переписал из сочинений алхимика и оккультиста Папюса тексты «Изумрудная скрижаль Гермеса» и «Способ приготовления философского камня».
! Был поклонником романа Густава Майринка «Голем».
! Утверждал, что «сила, заложенная в словах, должна быть освобождена».
! В 1927 году Казимир Малевич подарил Хармсу свою книгу «Бог не скинут» с надписью: «Идите и останавливайте прогресс».
! Погиб в тюрьме в Ленинграде в 1942 году.
Даниил Хармс
(1905–1942)
Слайд 1020 ноября / 3 дек[абря]. 1928. СПб:
Телефон перенесли из прежней половины в
20 ноября / 3 дек[абря]. 1928. СПб: Телефон перенесли из прежней половины в
Иван Павлович Ювачев
Слайд 11Язык «переживает» свою свободу, как расшалившийся ребёнок, - начинает немедленно творить «миры»,
Язык «переживает» свою свободу, как расшалившийся ребёнок, - начинает немедленно творить «миры»,
Человек устроен из трёх частей, из трёх частей,
из трёх частей, хэу ля ля,
дрюм дрюм ту ту,
из трёх частей человек.
Борода и глаза и пятнадцать рук,
и пятнадцать рук, и пятнадцать
рук, хэу ля ля,
дрюм дрюм ту ту, пятнадцать рук и ребро.
А впрочем не рук пятнадцать штук, пятнадцать штук,
пятнадцать штук, хэу ля ля,
дрюм ту ту,
пятнадцать штук, да не рук
Слайд 12«Цисфинитум» – название трактата 1930 года и обозначение соответствующей художественной стратегии. Поэт
«Цисфинитум» – название трактата 1930 года и обозначение соответствующей художественной стратегии. Поэт
Круг (ноль) – это способ изображения бесконечности, выражение бесконечности, перенесенное в область искусства.
А ноль божественное дело.
Ноль — числовое колесо.
Ноль — это дух и это тело,
вода и лодка и весло.
Слайд 13…мы автоматически оказываемся за пределами и мышления, и создаваемого им мира —
…мы автоматически оказываемся за пределами и мышления, и создаваемого им мира —
Слайд 14«Задача искусства, согласно цисфинитной логике, - заново «пересаживать» автономизировавшиеся проявления жизни на
«Задача искусства, согласно цисфинитной логике, - заново «пересаживать» автономизировавшиеся проявления жизни на
Откуда я?
Зачем я тут стою?
Что я вижу?
Где же я?
Ну попробую по пальцам
все предметы перечесть.
(Считает по пальцам).
Табуретка столик бочка
ведро кукушка печка
метла сундук рубашка
мяч кузница букашка
дверь на петле
рукоятка на метле
четыре кисточки на платке
восемь кнопок на потолке.
Слайд 17Мы вам не пироги!
Николай Заболоцкий
(1903–1958)
В 1926 году сообщил: «Мы тут живем умно и некрасиво».
Работал в отделе детской книги ленинградского
Мы вам не пироги!
Николай Заболоцкий
(1903–1958)
В 1926 году сообщил: «Мы тут живем умно и некрасиво».
Работал в отделе детской книги ленинградского
На встречах обэриутов в 1933–1934 годах «напевал несложную песенку: „Один адъютант имел аксельбант, а другой адъютант не имел аксельбант“».
Переписывался с Константином Циолковским.
Повесил дома на стене собственный рисунок, изображающий бегущего слона, и дал ему название «Чаяние».
Восемь лет провел в сталинских лагерях.
Последовательно уничтожал свои черновики.
Умер в 1958 году от инфаркта.
Слайд 18Мы не паразиты литературы и живописи!
Первый сборник стихотворений Н.Заболоцкого, 1929 г.
В заявлении о приеме в Ленинградское отделение Союза
Мы не паразиты литературы и живописи!
Первый сборник стихотворений Н.Заболоцкого, 1929 г.
В заявлении о приеме в Ленинградское отделение Союза
Слайд 19Фигуры сна
Под одеялом, укрощая бег,
фигуру сна находит человек.
Не месяц — длинное бельмо
прельщает
Фигуры сна
Под одеялом, укрощая бег,
фигуру сна находит человек.
Не месяц — длинное бельмо
прельщает
Слайд 20«Читайте, деревья, стихи Гезиода…», 1946
Берёзы, вы школьницы! Полно калякать,
Довольно скакать, задирая
Берёзы, вы школьницы! Полно калякать,
Довольно скакать, задирая
Вы слышите, как через бурю и слякоть
Ревут водопады, спрягая глаголы?..
Мы, люди, хозяева этого мира,
Его мудрецы и его педагоги,
Затем и поёт Оссианова лира
Над чащею леса, у края берлоги.
От моря до моря, от края до края
Мы учим и пестуем младшего брата,
И бабочки, в солнечном свете играя,
Садятся на лысое темя Сократа.
2 × 2 = 5!
Мясистых баб большая стая
Сидит вокруг, пером блистая…
«Свадьба», 1928
…И в окна конских морд толпа
Глядит, мотаясь у столба,
И в окна конских морд собор
Глядит, поставленный в упор…
«Обводный канал», 1928
…Вокруг него система кошек,
Система окон, вёдер, дров
Висела, тёмный мир размножив
На царства узкие дворов…
«Бродячие музыканты», 1928
Всё смешалось в общем танце,
И летят во все концы
Гамадрилы и британцы,
Ведьмы, блохи, мертвецы…
«Меркнут знаки Зодиака»,1929
Слайд 21Н.Заболоцкий, 1958 г.
Семья Заболоцких, слева направо: Николай Алексеевич, Наталья Николаевна, Екатерина
Н.Заболоцкий, 1958 г.
Семья Заболоцких, слева направо: Николай Алексеевич, Наталья Николаевна, Екатерина
Стихи не стоят на земле, на той, на которой живем мы. Стихи не повествуют о жизни, происходящей вне пределов нашего наблюдения и опыта, — у них нет композиционных стержней. Летят друг за другом переливающиеся камни и слышатся странные звуки — из пустоты; это отражение несуществующих миров…
© Поэт-обэриут Н.З.
Слайд 22Литература
1. Богомолова О. Современная драматургия. – №1. – 2001.
2. Васильев И.Е.
Литература
1. Богомолова О. Современная драматургия. – №1. – 2001.
2. Васильев И.Е.
3. Винокурова И. Последние футуристы: «Небывалисты» и их лидер Николай Глазков // Вопросы литературы. – №3. – 2000.
4. Декларация ОБЭРИУ // Ванна Архимеда. – Ленинград: Худ. лит, 1929. – С. 453-461.
5.Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. – СПб: Академический проект, 1995. — 471 с.
6. Казарина Т.В. Три эпохи русского литературного авангарда: Эволюция эстетических принципов. – Самара: Самарский университет, 2004.
7. Кекова С. От «битвы слов» к «живой основе смысла»: творчество Н. Заболоцкого. // Философские проблемы художественного творчества / под ред. З.В. Фоминой. – Саратов: Саратовская гос. консерватория им. Л. В. Собинова, 2005. – С. 45-50.
8. Котельников В. Звезда бессмыслицы взошла над Петербургом // Вопросы литературы. – №6. – 2004.
9. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная рус ская литература 1950-1990 годы. – М., 2003.
10. Мейлах М.Б. Поэты группы ОБЭРИУ. – СПб., 1994.
11. Минц К. Обэриуты // Вопросы литературы. – №1. – 2001.
12. Рымарь А.Н. Поэтика Д. Хармса и А. Введенского в контексте их философских исканий. // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарный выпуск: Философия. Социология. История. Экономика. Литературоведение. Языкознание. Психология. Педагогика. – №3. – 2002. – С. 90-99.
13. Шуткина Н. Минимализированное пространство в лирике Н. Олейникова //Сибирская пушкиниада. – Тюмень, 2003.