Слайд 2 Цель: Выявить идейно-художественную роль образа собаки в произведениях русских писателей
Слайд 3ЗАДАЧИ:
1. Познакомиться с рассказами.
2.Описать темы и проблемы, которые раскрываются с помощью образа
собаки.
3.Показать, как образ собаки помогает понять идею произведения.
4.Выяснить, какую роль играет образ собаки в произведениях авторов и определить нравственные уроки, которые пытаются донести авторы произведений через образ собаки.
Слайд 4ИСТОРИЯ ОБРАЗА СОБАКИ КАК ВЕЧНОГО ОБРАЗА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Обращение к образу собаки
в мировой художественной культуре уходит корнями в глубокую древность. Истоки культа этого животного следует искать в каменном веке, так как собака была первым животным, прирученным человек.
Собака часто становилась героем мифов и легенд. Согласно греческой мифологии, трехголовый пес Цербер охранял выход из подземного царства Аида, препятствуя возвращению душ умерших в царство живых. В Риме храм Юпитера сторожили собаки.
Слайд 5 В русском фольклоре собака всегда положительный персонаж, нередко спасающий герою жизнь.Образ собаки
часто встречается в русских сказках.
Недаром сложилась неизменно оправдывающаяся в жизни поговорка: "Собака - человеку верный друг“
То, что образ собаки существовал еще в древних мифах и продолжает находить свое воплощение в современной литературе, даёт нам право говорить о «вечности» образа собаки
Слайд 6 Специалисты определили: за свою жизнь человек может прочитать примерно десять тысяч книг.
А чтоб собрать всё и прочитать, что написано о собаках, не хватит, наверное, и тысячи человеческих жизней. Ведь о собаках написаны стихи, поэмы, рассказы, повести, романы.
Нет, пожалуй, ни одного крупного писателя, который хотя бы несколько страниц не посвятил собакам.
Слайд 7А. С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»
В произведении А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» собака как
способ характеристики героя.
Образ собаки Сбогар говорит об определённой черте характера героя Алексея: его увлечении модной французской литературой.
Слайд 8И. С. ТУРГЕНЕВ «МУМУ»
И. С. Тургенев в своём бессмертном рассказе «Муму»
с помощью собаки показывает героя в действии, в поступках, в конечном счёте, в судьбе. Судьба немого Герасима оказалась тесно связанной с судьбой его единственного друга Собаки. Гибель друга становится настоящим потрясением для героя, он совершает поступок - уходит из ставшего ему ненавистным дома барыни.
Слайд 9А.И. КУПРИН "БЕЛЫЙ ПУДЕЛЬ",
В знаменитом рассказ А. Куприна "Белый пудель", мы
встречаемся с самопожертвованием ребенка ради собаки. В поступке героя проявляется его истинная сущность, главные черты характера верность дружбе, готовность на подвиг ради друга, которым стала собака. Куприн даёт оценку своему герою через его поступок, через отношение к четвероногому другу.
Слайд 10А.П.ЧЕХОВ «КАШТАНКА»
Одно из главных произведений Чехова «Каштанка». Это рассказ о собаке, страдающей
от несовершенства между людьми. Автор наделяет собаку способностями размышлять и переживать, события и человеческие характеры в произведении раскрываются через восприятие животного. Антон Павлович Чехов, рассказывая о собачьей верности и преданности, поднимает в произведении общезначимые проблемы нравственности, которые не потеряли своей актуальности и по сей день. "Каштанка" остается одним из самых проникновенных и точных описаний собачьей психологии.
Слайд 11Л. Н. АНДРЕЕВ “КУСАКА”
Основной проблемой становится проблема беззащитности всего живого перед
жестокостью человеческого мира. На защиту собаки встаёт знаменитый русский писатель Леонид Николаевич Андреев . Так в его рассказе “Кусака” мы видим брошенную, никому не нужную собаку. Она так много натерпелась боли, унижения и оскорбления, что потеряла последнюю веру в человека. Она не знала, что такое любовь и ласка, в свой ответ получала лишь камни и палки. Но однажды Кусаке повезло. На дачу, где жила собака, приехали люди. Они полюбили Кусаку, играли с ней каждый час, и Кусака «расцвела всею своей собачьей душой». Но собачье счастье продолжалось недолго. Осенью люди покинули дачу и оставили Кусаку опять одну.
Леонид Андреев доказал, что только человек может привить в собаке чувства доверия и любви, но также он способен и разрушить это собственными руками, предав собаку в очередной раз. А предательство собака запоминает на всю жизнь, и вернуть в ней вновь доверие будет не так-то и просто.
Слайд 12ВЛАДИМИР ДУРОВ «НАША ЖУЧКА»
Быть жестоким нельзя, это плохо. Когда в человеке борются
противоречивые чувства, то предпочтение следует отдавать гуманным чувствам, которые помогают в проявлении любви, а не жестокости. Учись на ошибках и строй дальнейшую жизнь правильно!
Слайд 13 К. Г. ПАУСТОВСКИЙ «ДРУЖИЩЕ ТОБИК»
Автор, в своём рассказе хочет сказать о том,
что любая собака, несмотря на то, какая она- дворовая или уличная, имеет право на существование и на любовь к ней. Не нужно её бить, оскорблять, потому что она всё чувствует и понимает.
Слайд 14 В СВОЕЙ РАБОТЕ МЫ ПРИВЕЛИ ЛИШЬ МАЛУЮ ЧАСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О СОБАКАХ.
Слайд 15ПРОАНАЛИЗИРОВАВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, МЫ ПРИШЛИ К СЛЕДУЮЩИМ ВЫВОДАМ:
Образ собаки играет важную роль
в литературных произведениях.
Благодаря этому образу, мы можем точнее понять идею произведения и авторский замысел.
С помощью данного образа писатели характеризуют реальную действительность и внутреннее состояние человека.
Этот образ многофункционален:
Собака – действующее лицо, персонаж.
Средство характеристики человека (уровень образованности, воспитанности)
Символ, позволяющий выявить оценку поступков людей (самоотверженность – предательство )
Слайд 16МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ ПОДНИМАЮТ АВТОРЫ:
Проблема несправедливого и жестокого
отношения человека к собаке;
Проблема одиночества и человека, и животного ;
Проблема власти и жажды наживы посредством эксплуатации животного;
Проблема нравственных ценностей в жизни.
Слайд 17 Мы видим, что образ собаки действительно очень важен в произведении, ведь отношение
к животному – это проверка на человеческую состоятельность. Человек живет не только среди людей, но и среди животных, обладающих своей мудростью, и людям есть чему у них поучиться.