Осип Мандельштам (1891-1938)

Содержание

Слайд 2

Отец, Эмилий Вениаминович Мандельштам
( 1856- 1938), был мастером перчаточного дела, состоял

Отец, Эмилий Вениаминович Мандельштам ( 1856- 1938), был мастером перчаточного дела, состоял
в купцах первой гильдии, что давало ему право жить вне черты оседлости, несмотря на еврейское происхождение.

Мать, Флора Осиповна Вербловская, была музыкантом.

Осип Мандельштам родился 3 января
(15 января по новому стилю) 1891 года в Варшаве.

Слайд 3

В 1897 году семья Мандельштамов переехала в Петербург. Осип получил образование

В 1897 году семья Мандельштамов переехала в Петербург. Осип получил образование в
в Тенишевском училище ( с1900 по 1907 годы), одном из наиболее прогрессивных учебных заведений того времени. В 1908- 1910 годы Мандельштам учился в Сорбонне и в Гейдельбергском университете. 10 сентября 1911 года он был зачислен на романо-германское отделение историко-филологического факультета Петербурского университета, где обучался с перерывами до 1917 года.

Гейдельбергский университет

Петербургский университет

Сорбонна

Тенишевское училище

год Мандельштама в Воронеже

Слайд 4

Осип Мандельштам увлекся французскими поэтами-символистами в Париже. Вернувшись в Петербург, Мандельштам

Осип Мандельштам увлекся французскими поэтами-символистами в Париже. Вернувшись в Петербург, Мандельштам ищет
ищет литературных знакомств и в 1909 г. попадает в дом Вячеслава Иванова - известного поэта и теоретика символизма. Литературные собрания на квартире Вячеслава Иванова получили название «башня». В 1911 году слушатели этой «поэтической академии» основали новое литературное объединение «Цех поэтов».

С Н. Гумилевым, ставшим его ближайшим другом и сподвижником, Мандельштам знакомится еще в Париже. Именно Николай Гумилев «посвятил» его в «сан» поэта.

год Мандельштама в Воронеже

Слайд 5

На «башне» Мандельштам был представлен жене Гумилева молодой поэтессе Анне Андреевне

На «башне» Мандельштам был представлен жене Гумилева молодой поэтессе Анне Андреевне Ахматовой.
Ахматовой. Всех троих объединит не только глубокая дружба, но и схожесть поэтических устремлений.

А. Ахматова с Осипом Мандельштамом
1933 год

Анна Ахматова

Анна Ахматова

Слайд 6

В конце июня 1915-го года в Коктебле Осип Мандельштам знакомится с

В конце июня 1915-го года в Коктебле Осип Мандельштам знакомится с Мариной
Мариной и Анастасией Цветаевыми. В январе 1916 г. М. Цветаева приехала в Петроград, где на литературном вечере встречалась с питерскими поэтами и виделась с Мандельштамом. Осип Эмильевич приезжал к Цветаевой в Москву. Овеществлением этих встреч стали стихотворения, написанные М. Цветаевой и О. Мандельштамом.

Марина Цветаева Осипу Мандельштаму «Ты запрокидываешь голову Затем, что ты гордец и враль. Какого спутника веселого Привел мне нынешний февраль!..»

Осип Мандельштам - Марине Цветаевой
«.. .И пятиглавые московские соборы
С их итальянскую душой
Напоминают мне – явление Авроры,
Но с русским именем и в шубке меховой.»

год Мандельштама в Воронеже

Слайд 7

В мае 1919 года в Киеве Осип Мандельштам знакомится с Надеждой

В мае 1919 года в Киеве Осип Мандельштам знакомится с Надеждой Яковлевной
Яковлевной Хазовой, будущей женой поэта. Подробно об их жизни рассказывает в своих воспоминаниях сама Надежда Яковлевна, бесконечно тоскуя о том, что им с Осипом не дали дожить их жизнь. Свидетельством влюбленного отношения Осипа Эмильевича к жене могут служить не только письма , но и стихи.

« Я наравне с другими Хочу тебе служить, От ревности сухими Губами ворожить. Не утоляет слово Мне пересохших уст, И без тебя мне снова Дремучий воздух пуст…»
О. Мандельштам

Слайд 8

В апреле 1913 г. в Санкт-Петербурге увидела свет первая книга стихов

В апреле 1913 г. в Санкт-Петербурге увидела свет первая книга стихов О.
О. Мандельштама «Камень». Критики отмечали, что все произведения 22-летнего поэта не нуждаются в какой-либо скидке на возраст. Название «Камень» , как нельзя более удачно. Мандельштам говорит о поэтическом зодчестве: «Мы вводим готику в отношения слов, подобно тому, как Себастьян Бах утвердил ее в музыке». Слову возвращается его вес, слово понимается как некий строительный материал, из которого строится здание поэзии.

Слайд 9

Стихи времени Первой мировой войны и революции составили вторую книгу стихов

Стихи времени Первой мировой войны и революции составили вторую книгу стихов поэта
поэта – «Tristia» («книгу скорбей», заглавие восходит к Овидию), вышедшую в 1922 году. Основные темы этого сборника - античность, связь эпох, любовь. Вся жизнь – одна непрерывная разлука и ее ожидание. Поэт всегда обречен странствовать, бродяжничать, враждовать с властью.

« Все было встарь, все повторится снова,
И сладок нам лишь узнаванья миг...»

Слайд 10

В 1925 г. выходит отдельной книгой “Шум времени”. В первых двух

В 1925 г. выходит отдельной книгой “Шум времени”. В первых двух третях
третях книги говорится о детских и ученических годах автора. Но это не автобиография, не мемуары. Скорее их можно было бы назвать “культурно-историческими картинами из эпохи разложения самодержавия”. Последняя треть, с остальными не связанная, занята Крымскими впечатлениями времен гражданской войны.
В 1928 г. вышла вторая - и последняя - книга прозы Мандельштама - “Египетская марка”. Жанр этого небольшого произведения не поддается однозначному определению. Элементы исповеди, памфлета, открытого письма в нем, бесспорно, присутствуют, но не определяют целого. В целом же эта проза - диагноз нравственной деградации эпохи, уже начисто лишенной категорий доброты, порядочности и чести. Основный персонаж повести Парнок - как это подчеркивает и сам автор - несомненно автобиографичен. Во всяком случае, это двойник автора.

Слайд 11

Осенью 1933 г. Мандельштам написал стихотворную эпиграмму против Сталина «Мы живем,

Осенью 1933 г. Мандельштам написал стихотворную эпиграмму против Сталина «Мы живем, под
под собою не чуя страны...», за которую в мае 1934 г. был арестован. Его выслали в Чердынь на Северном Урале, где он пробыл две недели, заболел и попал в больницу. Арест очень тяжело сказался на Мандельштаме, временами у него наступало помрачение сознания. Затем его перевели в Воронеж.

«Мы живем под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны.
Только слышно кремлёвского горца
Душегуба и мужикоборца…»

Слайд 12

В Воронеже он отбывает ссылку до мая 1937, живет почти нищенски,

В Воронеже он отбывает ссылку до мая 1937, живет почти нищенски, сперва
сперва на мелкие заработки, потом на скудную помощь друзей. Мандельштам ждал расстрела - неожиданная мягкость приговора вызвала в нем душевное смятение, вылившееся в ряд стихов с открытым приятием советской действительности и с готовностью на жертвенную смерть («Стансы» 1935 и 1937, так называемая «ода» Сталину 1937 и др.). Мандельштам то надеялся, что «ода» спасет его, то говорил, что «это была болезнь», и хотел ее уничтожить. Центральное произведение воронежских лет — «Стихи о неизвестном солдате», самое темное из сочинений Мандельштама, с апокалиптической картиной революционной войны за выживание человечества и его мирового разума.

«Пусти меня, отдай меня, Воронеж:
Уронишь ты меня иль проворонишь,
Ты выронишь меня или вернешь, -
Воронеж – блажь, Воронеж – ворон, нож…»
Апрель 1935

Слайд 13

Выписка из протокола Особого совещания при НКВД СССР .
2 августа 1938

Выписка из протокола Особого совещания при НКВД СССР . 2 августа 1938
г.

Последняя фотография О. Мандельштама из личного дела в Бутырской тюрьме.
Август 1938 г.

В мае 1937 года поэт получил разрешение выехать из Воронежа. После ссылки Мандельштамам жить в Москве и Ленинграде было запрещено. Они скитались вблизи Москвы, жили одно время в г. Калинине. 2 мая 1938 года последовал второй арест.

Слайд 14

В 1938 году его отправили по этапу в лагерь на Дальний Восток.

В 1938 году его отправили по этапу в лагерь на Дальний Восток.
Мандельштам скончался 27 декабря 1938 года от тифа в пересыльном лагере Владперпункт
( Владивосток).
Реабилитирован посмертно :
по делу 1938 года – в 1956 г.,
по делу 1934 года - в 1987 г.
Местонахождение могилы поэта до сих пор неизвестно.

Слайд 15

Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...»

- Что привлекает вне читателя?
- Какие образы

Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...» - Что привлекает вне читателя? - Какие образы создаёт поэт?
создаёт поэт?

Слайд 16

История создания стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...»

По одной из версий,  на это

История создания стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...» По одной из версий, на
стихотворение Мандельштама вдохновил найденный Максимилианом Волошиным, у которого он гостил в Коктебеле, обломок древнего корабля. Однако тематика античности в целом характерна для ранних стихов Мандельштама. Увлечение поэта древним миром -  это его стремление к эталону красоты и к основе, породившей эту красоту.

Слайд 17

Многие критики
отмечали, что Мандельштам предпочитал всем стихиям воду. При этом его

Многие критики отмечали, что Мандельштам предпочитал всем стихиям воду. При этом его
предпочтение -  не стремительные потоки, падающие с небес или мчащиеся по горам; его привлекает спокойное и вечное движение: равнинные реки, озёра, но чаще – самая грандиозная форма – океан, величественно катящий огромные валы.
Тема моря неразрывно связана с темой античности: и то, и другое величественно, грандиозно, спокойно, таинственно.

Слайд 18

Мифологическая основа Троянской войны

Мифологической основой Троянской войны стала месть
Менелая за похищение

Мифологическая основа Троянской войны Мифологической основой Троянской войны стала месть Менелая за
у него жены прекрасной Елены. Елена,
дочь Зевса и  богини возмездия Немизида. Прекраснейшая из женщин, она вызывает зависть Афродиты, богини Красоты.
Сам слух о красоте Елены способен вызвать распри: все эллинские вожди и герои сватаются к ней. Елена принесёт боль и бесчестье своему мужу Менелаю, смерть Парису, с которым она сбежит, не в силах противиться страсти, внушённой Афродитой. Город, приютивший беглянку – Троя, - будет разрушен до основания, большинство женихов Елены, отправившиеся к стенам Трои, погибнут.
Ахейское войско, готовое побить царицу камнями, остановятся перед её красотой, и её с почётом возвратят домой, в Спарту. Елена - значит факел, светоч. Это имя  -  средоточие всех линий стихотворения.

Слайд 19

Картины, возникшие в воображении лирического героя, увлекают его и наводят на размышления. 

Картины, возникшие в воображении лирического героя, увлекают его и наводят на размышления.
Что же является смыслом жизни?
- Что способно  пробуждать в человеке самое лучшее?
- Обратим внимание на эпитет «тугие паруса».
На что он указывает? В чём необычность
этого эпитета?
- О чём размышляет лирический герой?

Слайд 20

Какие выводы мы делаем?

Какие выводы мы делаем?

Слайд 21

Особенности ранней лирики Мандельштама

1. Понимание искусства как связующей нити между поколениями.
2. Понимание

Особенности ранней лирики Мандельштама 1. Понимание искусства как связующей нити между поколениями.
жизни как движения к любви, требующего мужества и душевных сил.