Пасхальный рассказ в русской литературе

Содержание

Слайд 2

Христианство оказало глубокое воздействие на мировую литературу. Во многих произведениях нашли

Христианство оказало глубокое воздействие на мировую литературу. Во многих произведениях нашли свое
свое художественное воплощение и события Священной истории, и память о них — церковные праздники.
В западных христианских церквах главным праздником стало Рождество, в Православии — Пасха, праздник праздников, торжество из торжеств.

Слайд 3

Пасха дала русской литературе больше чем образы, мотивы, сюжеты, эпизоды —

Пасха дала русской литературе больше чем образы, мотивы, сюжеты, эпизоды — она
она дала жанр пасхального рассказа. Судя по всему, жанр возник спонтанно — и у него было много начал.

Слайд 4

Пасхальных рассказов было меньше, чем рождественских. Хотя Пасху, Светлое Воскресение, на

Пасхальных рассказов было меньше, чем рождественских. Хотя Пасху, Светлое Воскресение, на Руси
Руси всегда почитали больше Рождества Христова, но празднование, переживание пасхального обряда было делом глубоко личным и внутренним.
Пасха психологически связана не с детством, ростом, надеждами на будущее, как Рождество, а с моментом духовного пробуждения взрослого человека для жизни вечной.

Слайд 5

Пасхальному рассказу отдали дань творческого увлечения такие писатели, как Ф. Достоевский,

Пасхальному рассказу отдали дань творческого увлечения такие писатели, как Ф. Достоевский, Л.
Л. Толстой, Н. Лесков, А. Чехов, Л. Андреев, А. Куприн, Ф. Сологуб, И. Шмелев, И. Бунин и многие другие.

Слайд 6

1. Андреев, Л.Н. Баргамот и Гараська.  Гостинец: рассказы / Л. Н. Андреев //

1. Андреев, Л.Н. Баргамот и Гараська. Гостинец: рассказы / Л. Н. Андреев
Пасхальные рассказы: [сборник]. – Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – С. 30-48.

Пасха - это момент просветления человека, его освобождения от своей слабости. Именно по этой причине пробуждение героя – и нравственное, и физическое - приходится на пасхальную неделю в рассказе Л. Н. Андреева "Гостинец".
Никогда не поздно вступить на новый путь, переменить судьбу, пойти на свет божественной истины – такова итоговая мудрость повествования.

Слайд 7

2. Бунин, И. А. На чужой стороне : рассказ / И. А.

2. Бунин, И. А. На чужой стороне : рассказ / И. А.
Бунин // Легкое дыхание: сборник. – Москва: ЭКСМО, 2005. – С. 40 – 45.

В рассказе И. А. Бунина «На чужой стороне» Светлая ночь застает мужиков на вокзале, и сколь трогательны они в своем скромном и тихом благоговении перед праздником.

Слайд 8

3. Гоголь, Н. В. Светлое Воскресение [из сборника «Выбранные места из переписки

3. Гоголь, Н. В. Светлое Воскресение [из сборника «Выбранные места из переписки
с друзьями] / Н. В. Гоголь //Пасхальные рассказы: [сборник]. – Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – С. 55 – 65.

Николай Васильевич Гоголь считал, что смысл Пасхального дня состоит в том, "чтобы в самом деле взглянуть в этот день на человека, как на лучшую свою драгоценность, так обнять и прижать его к себе, как наироднейшего своего брата". Эти мысли он высказал в статье «Светлое Воскресение»( из книги «Выбранные места из переписки с друзьями»). Идеал святости был как бы маяком света и согревал души тех, кто искал его.

Слайд 9

Пасхе посвящены ключевые эпизоды в произведениях Достоевского. Правда, за этим проникновением

Пасхе посвящены ключевые эпизоды в произведениях Достоевского. Правда, за этим проникновением в
в православный смысл Пасхи стоял каторжный духовный опыт писателя. Символическое значение праздника возникает в романах "Униженные и оскорбленные", "Преступление и наказание", "Идиот", "Подросток" и "Братья Карамазовы". Одно из высших проявлений жанра пасхального рассказа — "Мужик Марей" из "Дневника писателя".

4. Достоевский Ф. М. Мужик Марей / Ф. М. Достоевский // Большая пасхальная книга. Пасхальные рассказы: [сборник]. – Москва: АСТ, 2016. – С 77-90.

Слайд 10

5. Короленко, В. Г. Старый звонарь (весенняя идиллия) /В. Г. Короленко //

5. Короленко, В. Г. Старый звонарь (весенняя идиллия) /В. Г. Короленко //
Пасхальные рассказы: [сборник]. – Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – С. 89 – 94.

В чудесном рассказе В. Г. Короленко «Старый звонарь» действие происходит в пасхальную ночь. И пасхальная радость здесь смешана с той грустью, которая всегда живёт в русской природе, русской деревне, особенно, когда смотрит на всё это старый, видевший много горя человек.

Слайд 11

6. Куприн, А. И. Бонза. Московская пасха. Пасхальные колокола : рассказы /

6. Куприн, А. И. Бонза. Московская пасха. Пасхальные колокола : рассказы /
А. И. Куприн //Пасхальные рассказы: [сборник]. – Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – С. 95 – 140.

Слайд 12

7. Лесков, Н. С. Фигура /Н. С. Лесков // Пасхальные рассказы: [сборник].

7. Лесков, Н. С. Фигура /Н. С. Лесков // Пасхальные рассказы: [сборник].
– Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – С. 141 – 169.

Н. С. Лесков предпочитал писать "святочные" рассказы, но и у него есть пасхальный рассказ "Фигура", в котором поведано об одном киевском чудаке, крестьянине с виду, а прежде офицере. Когда-то в Светлое Воскресение он, вопреки сословной морали, поступил по-христиански: простил обидчика из нижних чинов. Этого отсутствия "дворянской гордости" ему не простили ни начальство, ни сослуживцы.

Слайд 13

8. Набоков, В. В. Пасхальный дождь / В.В. Набоков // Полное собрание

8. Набоков, В. В. Пасхальный дождь / В.В. Набоков // Полное собрание
рассказов / [сост. А. Бабиков]. - Санкт-Петербург: Азбука: Азбука-Аттикус, 2013. – С. 114 – 123.

Этот рассказ не похож на другие произведения писателя. В нём - боль по оставленной и погибающей в безбожии России. Героиня Набокова не была русской по рождению, но всем сердцем полюбила Россию, прожив в ней несколько лет. Это рассказ о том, как сильно на чужбине может не хватать русской Пасхи.

Слайд 14

9. Никифоров-Волгин, В. А. Великая Суббота, Светлая заутреня, Радуница, Отдание Пасхи /В.

9. Никифоров-Волгин, В. А. Великая Суббота, Светлая заутреня, Радуница, Отдание Пасхи /В.
А. Никифоров –Волгин // Русская семья: праздники и традиции. – Москва: Белый город, 2009. – с. 182 – 185; 192 -193; 200 – 201.

Изумительный и, к сожалению, малоизвестный русский писатель В. А. Никифоров-Волгин (1900-1940) в своих произведениях необычайно поэтично описал праздники и будни православной семьи. О Пасхе - рассказы «Великая Суббота», «Светлая заутреня», «Радуница», «Отдание Пасхи» из сборника «Детство».

Слайд 15

10. Салтыков-Щедрин, М. Е. Христова ночь: предание / М. Е. Салтыков-Щедрин //

10. Салтыков-Щедрин, М. Е. Христова ночь: предание / М. Е. Салтыков-Щедрин //
Большая пасхальная книга. Пасхальные рассказы [сборник]. – Москва: АСТ, 2016. – С. 123-138.

М. Е. Салтыков-Щедрин в пасхальном предании «Христова ночь» вдохновенно представил свои и народные чаяния, связанные с Христовым Воскресением.

Слайд 16

11. Солженицын, А. И. Пасхальный Крестный ход / А. И. Солженицын //

11. Солженицын, А. И. Пасхальный Крестный ход / А. И. Солженицын //
Один день Ивана Денисовича : [рассказы]. - Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2020.

"Пасхальный Крестный ход", написанный в 1966 году, один из наиболее ярких рассказов русских писателей о Пасхе. С поразительной точностью в нем зафиксированы и весь мрак безбожной эпохи, и то прекрасное мужество, которое отражалось в лицах небольшой группки верующих, идущих с пасхальными песнопениями через брань, плевки и гоготание пьяной толпы.

Слайд 17

12. Хомяков, А. С. Светлое Воскресенье. Повесть, заимствованная у Диккенса /А. С.

12. Хомяков, А. С. Светлое Воскресенье. Повесть, заимствованная у Диккенса /А. С.
Хомяков. – Москва: Вече, 2014. – 60 с.

Одним из первых провозвестников жанра пасхального рассказа был А. С. Хомяков, который в 1844 году, переведя на русский язык "Рождественскую песнь в прозе" Чарльза Диккенса, перенёс действие с Рождества на Пасху и издал анонимно под новым заглавием «Светлое Воскресенье».
«Тональность повести значительно поменялась. Если Рождество – это свет рождественской звезды и тепло домашнего очага, окруженные темнотой и холодом, то Пасха – это залитый солнцем расцветающий мир. Рождество – первый шаг к преобразованию себя, Воскресение Христово – коренное преображение человеческой природы. Рождество – надежда, Пасха – вера, что отныне не эгоизм, но любовь руководит человеческим сердцем» (С. Алпатов)

Слайд 18

13. Чехов, А. П. Студент // Хмурые люди: рассказы и повести/ А.

13. Чехов, А. П. Студент // Хмурые люди: рассказы и повести/ А.
П. Чехов. – СПб.: Азбука-классика, 2010. – С.316 – 319.

В рассказе А. П. Чехова «Студент» автор напомнил читателю о Христе, о смысле истории и смысле жизни человека. Здесь ясно выражены общие для пасхального рассказа умиление и упование на народную веру и русское Православие.

Слайд 19

14. Ширяев, Б. Н. Пасха на Соловках /Б. Н. Ширяев // Неугасимая

14. Ширяев, Б. Н. Пасха на Соловках /Б. Н. Ширяев // Неугасимая
лампада. - Москва: Издание Сретенского монастыря, 1998.

Самое известное произведение Бориса Ширяева «Неугасимая лампада» посвящено его пребыванию в лагере на Соловках. Это документальный роман, который состоит из серии рассказов о наиболее ярких событиях и встречах автора на Соловецкой каторге. «Посвящаю светлой памяти художника Михаила Васильевича Нестерова, сказавшего мне в день получения приговора: „Не бойтесь Соловков. Там Христос близко“», — написал Борис Ширяев в посвящении к «Неугасимой лампаде». По свидетельству автора книгу он писал с середины 1920-х, а завершил в эмиграции на острове Капри в 1950 году.

Береза-крест, выросшая на месте массовых захоронений узников Соловецкого лагеря

Слайд 20

15. Шмелев, И. С. Пасха.Пасха. Разговины. На Святой / И. С. Шмелев

15. Шмелев, И. С. Пасха.Пасха. Разговины. На Святой / И. С. Шмелев
//Лето Господне. – Москва: Эксмо, 2018. – 670 с.

Замечательны пасхальные эпизоды в удивительной книге И. Шмелева «Лето Господне», которая воссоздаёт духовную атмосферу российской семьи, эмоционально и вдохновенно описывая годовой круг православного календаря.

Слайд 22

Как жанр пасхальный рассказ един, но это единство многообразия: сохраняя жанровую

Как жанр пасхальный рассказ един, но это единство многообразия: сохраняя жанровую сущность
сущность неизменной, каждый автор мог выразить свое, задушевное. И каждый проявил свою меру таланта и литературного мастерства.

Блонская С. И. (1870-1947).
Девочки. Вербное воскресенье. 1900 г.
Холст, масло.181х187.

Слайд 23


Великий русский писатель Иван Алексеевич Бунин в одном из своих

Великий русский писатель Иван Алексеевич Бунин в одном из своих выступлений соединил
выступлений соединил образ Пасхи с образом национального возрождения.
Бунин призвал всех русских людей свято верить в то, что по Великой Милости Божьей "камень от гроба будет отвален" и Россия обретет жизнь, победив собственным воскресением всё лихолетье XX столетия и последующую неустроенность. Её возрождение будет подобно лучам солнца:  

Они взойдут в красе желанной И возвестят с высот небес, Что день настал обетованный, Что Бог Воистину Воскрес!

Слайд 24

Приглашаем вас в
Библиотечно-информационный центр имени М. В. Ломоносова
по адресу:
г. Ростов-на-Дону,

Приглашаем вас в Библиотечно-информационный центр имени М. В. Ломоносова по адресу: г.
проспект Сельмаш, 7а.
Режим работы:
понедельник - четверг с 9:00 - 19:00.
Выходные дни - пятница, суббота.
Воскресенье с 10:00-18:00.
Санитарный день: первый понедельник месяца.
Имя файла: Пасхальный-рассказ-в-русской-литературе.pptx
Количество просмотров: 50
Количество скачиваний: 0